Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100
1. Цели и задачи.
Цель – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»
Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».
3. Сведения о программе:
Рабочая программа по Литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы "Литературное чтение" Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100".
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимумаобразования по литературному чтению.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены.
6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).
В том числе контрольных работ -
проверочных работ- 10
Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск —
задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания
—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон
—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания
—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре
—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего.
8. Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
¾проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
¾развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
¾дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
¾игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
¾здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
9. Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-тесты;
-комплексная контрольная работа;
-проект;
-проверочная работа
Промежуточный контроль
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.
. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Получат возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
11. Информация об учебнике
Программа обеспечена учебником для 3 класса, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение
«Баласс», 2013
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 »
1.Пояснительная записка
1. Цели и задачи.
Цель– формирование читательской компетенции младшего школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»
Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».
3. Сведения о программе:
Рабочая программа по Литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы "Литературное чтение" Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100".
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по литературному чтению.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены.
6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).
В том числе контрольных работ -
проверочных работ- 10
7. Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск —
задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания
—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон
—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания
—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре
—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего.
8. Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
9. Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-тесты;
-комплексная контрольная работа;
-проект;
-проверочная работа
Промежуточный контроль
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.
10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Научатся:
– восприниматьна слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читатьвслух– самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читатьпросебянезнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делитьтекст на части, составлятьпростой план;
– самостоятельно формулироватьглавную мысль текста;
– находитьв тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказыватьтекст;
– составлятьрассказ-характеристику героя;
– составлятьустные и письменные описания;
– по ходу чтения представлятькартины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
– высказыватьи аргументироватьсвоё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относитьпроизведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– соотноситьавтора, название и героев прочитанных произведений
Получат возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
11. Информация об учебнике
Программа обеспечена учебником для 3 класса, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение
«Баласс», 2013
2.Общая характеристика предмета
В курсе литературного чтения ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение устной речью, культурой устного общения. Поэтому основные разделы - «Прощание с летом», «Летние путешествия и приключения», «Природа летом», «Уроки и переменки», «Глухая пора листопада», «И кот учёный свои мне сказки говорил…», «Поёт зима, аукает…», «Животные в нашем доме», «Мы с мамой и папой», «Наполним музыкой сердца…», «День смеха», «О, весна, без конца и без краю…», «День Победы», «Родная земля».
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Декларировать стихотворение, отрывки прозы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему. Вычитывать текстовую информацию.
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста
Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ №70, примерными программами начального общего образования на изучение предмета Литературное чтение в 3 классе отводится 70 часов (2 раза в неделю, 35 учебных недель).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностьжизни– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценностьдобра– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести идостоинствакак основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красотыигармонии– основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность трудаитворчества.Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народ
Ценность патриотизма.Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества.Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе является формирование следующих умений:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций;
- понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Средствами достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тесты авторов учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- уметь работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и в словаре;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- умение понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- умение делить текст на части, озаглавливать их;
- умение подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
6.Содержание учебного предмета, курса
«Прощание с летом» (2 часа)
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
«Летние путешествия и приключения» (9 часов)
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Проверочная работа №1 по разделам 1и2 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Природа летом» (5 часов)
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Проверочная работа №2 по разделу 3 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Уроки и переменки» (6 часов)
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Герасикной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
Проверочная работа №3 по разделу 4 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Глухая пора листопада» (4 часа)
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
Проверочная работа №4 по разделу 5 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«И кот учёный свои мне сказки говорил…» (9 часов)
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках, волшебстве.
Проверочная работа №5 по разделу 6 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Поёт зима, аукает…» (5 часов)
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Проверочная работа №6 по разделу 7 (тетрадь по литературному чтению. вставка)
«Животные в нашем доме» (6 часов)
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Себерика, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Проверочная работа №7 по разделу 8 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Мы с мамой и папой» (6 часов)
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенсккого, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях, о родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
Проверочная работа №8 по разделу 9 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«Наполним музыкой сердца…» (5 часов)
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
Проверочная работа №9 по разделу 10 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«День смеха» (2 часа)
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О, весна, без конца и без краю…» (3 часа)
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
Проверочная работа №10 по разделу 11 и 12 (тетрадь по литературному чтению, вставка)
«День Победы» (2 часа)
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
«Родная земля» (2 часа)
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и др. писателей о России, о любви к родной земле.
Резерв (4 часа)
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя . (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Авторы Бунеев Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.
Литература для учащихся
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение "В одном счачтливом детстве" в 2-х частях. - Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс ; Издательство Школьный дом, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100». )
2. «Тетрадь по литературному чтению» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; М. Балласс, 2013г
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Андерсен Г.Х. Сказки
Барто А. Думай, думай.
Биаеки В. Повести и рассказы о природе.
Волков А. Волшебник Изумрудного города.
Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
Голицин С. Сорок изыскателей.
Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
Драгунский Денискины рассказы.
Емельянов Б. Рассказы о Гайдаре.
Есенин С. Стихи.
Заходер Б. Избранное.
Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
Куликов Г. Как я влиял на Севку.
Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
Маршак С. Сказки, песни, рассказы.
Маяковский В. Стихи для детей.
Мориц Ю. Большой секрет для маленькой компании. Ванеска.
Паустовский К. Золотой линь. Мещерская сторона.
Перро Ш. Волшебные сказки.
Сапгир Г. Четыре конверта. Синдбад - мореход.
Твен М. Приключение Тома Сойера.
Толстой А. Детство Никиты.
Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Школа клоунов. Всё в порядке.
Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
Интернет ресурсы
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – режим доступа : http://scool-collection.edu.ru
2.Презентации уроков «Начальная школа». – режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
4.Официальный сайт «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru
5. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/
6.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/
7.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/
Информационно-коммуникативные средства:
Наглядные пособия:
Портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения:
интерактивная доска, ноутбук.
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;
Приложение 1
9.Система контрольно-измерительных материалов
Приложение 2
Приложение 1
№
п/п
Дата проведения
Наименование разделов и тем
Количество часов
Виды учебной деятельности
по плану
фактически
I четверть
18
1. «Прощание с летом»
2
1
Знакомство с новым учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце», Ю. Кима «Светлый день».
1
Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление правил работы на уроке, правилами работы с учебной книгой.
2
Чем можно гордиться? Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля».
1
Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Пересказ текста по опорным словам.
2. «Летние путешествия и приключения»
9
3
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Приключения изыскателей (главы 1-3 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»).
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Чтение текста «про себя» и вслух. Обсуждение совместной работы в парах.
4
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»).
1
Характеристика героев произведения. Выборочное чтение. Пересказ отрывка.
5
Повесть о летних путешествиях (главы из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»).
1
Чтение вслух. Словарная работа. Определение главной мысли текста. Составление плана по опорным словам.
6-7
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».)
2
Уточнение понятий «рассказ», «повесть». Сравнение произведений различных жанров. Выборочное чтение. Составление цитатного плана. Обсуждение совместной работы в парах.
8
Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»).
1
Самостоятельное чтение. Ответы на вопросы учителя по содержанию текста. Самостоятельное составление вопросов по содержанию прочитанного.
9
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга».)
1
Чтение текста вслух. Деление текста на части. Словарная работа. Обсуждение совместной работы в парах.
10
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский «Жильцы старого дома».)
1
Чтение текста вслух. Деление текста на части. Словарная работа. Обсуждение совместной работы в парах.
11
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
3. «Природа летом»
5
12
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака.
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений.
13
«За поворотом». Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг».)
1
Самостоятельное чтение. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
14
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы».)
1
Словарная работа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Самостоятельное озаглавливание текста. Определение темы и основной мысли произведения.
15
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка».
1
Словарная работа. Ответы на вопросы рабочей тетради по содержанию текста. Определение авторского замысла.
16
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
4. «Уроки и переменки»
6
17
Введение в раздел. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов».)
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Смысловое чтение. Чтение по ролям. Определение идеи произведения.
18
Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена».
1
Ответы на вопросы рабочей тетради. Обсуждение ответов одноклассников.
2 четверть
14
19
Легко ли быть Пестолоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку».)
1
Выразительное чтение вслух. Ответы на вопросы рабочей тетради по содержанию текста. Определение идеи произведения. Определение авторского замысла.
20
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков».)
1
Смысловое чтение. Выборочный пересказ прочитанного. Характеристика героев и их поступков. Работа над содержанием прочитанного произведения.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
5. «Глухая пора листопада»
4
23
Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А. С. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Словарная работа. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений.
24
Что заслуживает описания ? (К. Паустовский «Мой дом».) Стихи о «близости снега». Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом».
1
Чтение текста вслух. Самостоятельное озаглавливание частей текста. Составление подробного плана. Выразительное чтение стихотворений.
25
Как приходит зима. К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней».
1
Чтение текста вслух. Озаглавливание частей текста. Составление подробного плана. Выразительное чтение стихотворений.
26
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
9
27
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка». «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Русская сказка «Кот и лиса».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Чтение текста вслух. Коллективное осуждение вопроса: «Чему учит сказка?»
28
Какие ещё бывают сказки? Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил».
1
Чтение текста сказки вслух. Коллективное осуждение вопроса: «Чему учит сказка?». Подробный пересказ сказки по заранее составленному плану. Характеристика героев произв-ия.
29
Мир волшебной сказки. Стих-ие Дж. Р. Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад Мореход».
1
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выразительное чтение отрывков произведений. Подробный пересказ сказки по заранее составленному плану. Характеристика героев произв-ия.
30
За что награждают в сказках? Ш. Перро «Ослиная шкура».
1
Самостоятельное чтение. Озаглавливание частей текста. Выразительное чтение отрывков произведений. Составление плана (с цитатами и вопросительными предложениями).
31
Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
1
Выразительное чтение сказки. Озаглавливание частей по ходу чтения. Подробный пересказ сказки по заранее составленному плану. Характеристика героев произв-ия.
32
Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Самостоятельное чтение. Выделение из текста опорных слов. Подробный пересказ сказки по заранее составленному плану.
33
Резервный урок
1
3 четверть
20
34
Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла».
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 6.
1
Определение главной мысли сказки. Объяснение значений русских народных пословиц. Выразительное чтение отрывков произведений. Характеристика героев.
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
35
Обучающее сочинение.
1
Самостоятельное сочинение собственной сказки.
7. «Поёт зима, аукает…»
5
36
Введение в раздел. Звуки и краски зимы. Стих-ия С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Пороша». «Подарки» зимы. Стих-ия К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Нахождение олицетворений, эпитетов, сравнений в прочитанных произведениях.
37
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский «Кот в сапогах».
1
Обсуждение прочитанного в парах. Самостоятельная работа с заданиями рабочей тетради.
38
Зимние впечатления. Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний».
1
Выразительное чтение стихотворений о зиме. Нахождение олицетворений, эпитетов, сравнений в прочитанных произведениях.
39
Суровые законы жизни зимнего леса. В. Бианки «По следам».
1
Самостоятельное чтение. Составление плана по ходу чтения. Составление цитатной характеристики главного героя.
40
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
8. «Животные в нашем доме»
6
41
Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
42
У каждого - своё место в природе. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».
1
Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев.
43
Замечательные собаки. Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон».
1
Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев.
44
Каждый ли клёст может стать капитаном? Ю. Коваль «Капитан Клюквин».
1
Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев.
45
46
Удивительные пони Ю. Мориц. Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8.
2
Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев. Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
9. «Мы с мамой и папой»
6
47
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
48
Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…бы». Ю. Коринц - глава «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой».
1
Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев. Самостоятельное заучивание стихотворных произведений.
49
Во что нельзя «играть». И. Дик «Красные яблоки».
1
Работа в порах. Самостоятельное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части.
50
Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре».
1
Выборочное чтение. Составление плана прочитанного. Деление текста на части. Характеристика героев. Определение идеи произведения. Определение авторского замысла. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
51
Когда мама сердится… В. Драгунский «Тайное становится явным».
1
Чтение текста вслух и «про себя». Деление текста на части. Подготовка к пересказу по самостоятельно составленным вопросам. Выборочное чтение.
52
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
4 четверть
17
10. «Наполним музыкой сердца…»
5
53
Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент).
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
54
Как рождается музыка. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
Выразительное чтение произведения. Работа с заглавием рассказа. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям.
55
Сказка о маленьком Моцарте. Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка».
1
Чтение текста вслух и «про себя». Деление текста на части. Подбор заглавия рассказа.
56
Какими бывают встречи с писателями? В. Драгунский «Независимый Горбушка».
1
Определение идеи произведения. Определение авторского замысла. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
57
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.
1
Самостоятельная работа с заданиями проверочной работы.
11. «День смеха»
2
58
Введение в раздел. Стихотворение Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений.
59
Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Весёлые стихи. Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц.
1
Определение идеи произведения. Определение авторского замысла. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
12. «О, весна, без конца и без краю…»
3
60
Введение в раздел. Как приходит весна. Стихотворения А. Макаревича, Ф. Тютчева, А. Блока.
Озорные стихи о весне. Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи».
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений.
Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие». Что такое Родина? Б. Окуджава «Песенка об Арбате». С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выделение языковых средств художественной выразительности.
66
Проверка техники чтения.
1
Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
67-70
Резервный урок
4
Приложение 2
Материалы итоговой промежуточной аттестации
Вариант 1 Прочитай текст.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «теплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.
Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.
Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю…жю…жю… - мы прибыли!»
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.
Ю. Дмитриев (166 слов)
Базовый уровень
Часть 1.
Определи тип речи.
А) описание
Б) рассуждение
В) повествование
В какое время года прилетают к нам снегири?
А) весной
Б)летом
В)зимой
Где вьют гнёзда и выводят птенцов снегири?
А) на юге
Б) на севере
В) и на юге и на севере
Почему снегирей называют солидными птицами?
А) за их размер
Б) за их окраску
В) за их повадки
Чем являются наши зимние леса для снегирей?
А) «холодными краями»
Б) «тёплыми краями»
В) родиной
В какой сборник можно поместить это произведение?
А) «Рассказы о животных»
Б) «Легенды и сказания о животных»
В) «Сборник стихов»
Часть 2
Восстанови последовательность пунктов плана.
А) «Тёплые края» для снегирей.
Б) Родина снегирей.
В) Добро пожаловать в наши леса.
В) Снегири – солидные птицы.
Ответ: ……………………………………………………………………………………………………………
За что снегири получили своё имя? Выпиши ответ из текста.
Используя текст произведения, восстанови предложение.
Ответ: Но дело в том, что наши леса для снегирей ………….…………………………………………………. …………………………. : летом они живут ………………………………………………………………………. , там, где очень …………………………………………………………………………………………………………………………….. .
Повышенный уровень
Часть 3.
Сформулируй и запиши полный ответ ( 3-4 предложения).
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…
От этого пёсика, говорит, есть щенки.
Идите и поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие – только что научились ходить.
«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.
- А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердиться.
И вот последний стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
По Е. Чарушину (214 слов)
Базовый уровень
Часть 1.
1. Определи жанр произведения.
А) сказка
Б) рассказ
В) повесть
2. От чьего имени идёт повествование?
А) от имени автора
Б) от имени охотника
В) от имени щенят
3. Сколько было щенят у охотника?
А) пять щенят
Б) три щенка
В) четыре щенка
4. На каком щенке остановил свой выбор автор?
А) на щенке, который рычал и дрался
Б) на щенке, который ел да спал
В) на щенке, который грыз деревяшку
5. Что делают маленькие щенята, когда у них «чешутся зубки»?
А) что-нибудь грызут
Б) пытаются чистить зубы щёткой
В) крепко спят
6. Укажи, кого хотел вырастить из щенка его новый хозяин.