kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное занятие по литературному чтению УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие литературного чтения.   УМК «Гармония». 1 класс.

Тема урока

Л. Толстой «Правда всего дороже»

Цель деятельности учителя

Создать условия для обобщения изученного материала по разделу «Час потехи» (произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, потешки, побасёнки, считалки, колыбельные песни, небылицы), знакомство с тематикой  нового раздела и произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

Задачи

  1. Обобщить знания  обучающихся жанров устного народного творчества, и особенностей их назначения.
  2. Выявить тематику нового раздела, познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»
  3. Учиться  правильно оценивать поступки героев  литературных произведений, а также свои поступки.  
  4. Учиться плавному   слоговому, смысловому  чтения.
  5. Обогащать лексический запас.
  6. Развивать устную речь и познавательный интерес.

Планируемые результаты

Предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию текста, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ героя, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержания текста, умеют различать жанры устного народного творчества (загадки. пословицы, потешки, скороговорки, побасёнки, песни, считалки, небылицы), понимают их назначение и умеют использовать в своей деятельности, игре.

Метапредметные:  Личностные: смыслообразование – сознают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания, оценивают свои действия, поступки; нравственно-этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Познавательные: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме в значении чтения, знаний, обучения; формулировать ответы на вопросы учителя, учащихся; осуществлять поиск существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников  о значении обучения в жизни человека, о важности чтения в целом и предмета «Литературное чтение» в частности.

Регулятивные: умение контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия, адекватно воспринимают оценку учителя  по поводу  качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные: умение слушать и понимать  на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевые высказывания, использовать речь для регуляции своих действий; планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –  определение цели, функции участников, способы взаимодействия.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, словесный, проблемный,  наблюдение, обсуждение с целью обобщения, дидактическая игра  / индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование

Веб-камера, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, рабочая тетрадь

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, карточки с заданиями для групповой работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы орг-ции совзаимодействия на уроке

УУД

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Цель: проверка готовности к уроку, настроя на работу.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

 Слайд 1.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, повторяют слова установки.

Ф

Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной деятельности.

Р.: умеют быстро включаться в работу

II.. Обобщение по разделу «Час смеха».

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа.

Рефлексия

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал.

 - С какими жанрами устного народного творчества познакомились, читая произведения из раздела  «Час потехи»

(потешки,  колыбельные песни, побасёнки, загадки, небылицы, скороговорки, считалки) Слайд 2.

- Начнем наш урок с повторения. Для этого разделимся на группы, каждая из которых, получив свой текст, попробует определить, к какому жанру устного народного творчества  он относится.

Вспомним правила работы в группе.

  1. Работать вместе.
  2. Выслушивать мнение других.
  3. Предлагать свои идеи.
  4. Делать общий вывод.

 

Инструкция для организации работы в группе.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, к какому жанру он относится.
  3. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.
  4. Подготовьтесь к  выступлению.  Слайд 3.

 

Выступления групп.

1гр. Скороговорка. Учат класс говорить её быстро.

2 гр. Считалка. С помощью считалки выбирают выступающего.

3 гр. Загадка. Загадывают классу. Отгадку рисуют.

4 гр. Потешка. Разучивают с классом, придумав движения.

5 гр. Колыбельная песня. Придумывают мелодию.

6 гр. Побасёнка. Разыгрывают сценку.

 

Задания проверочной работы :ТПО с.38-39

- Испытывали ли затруднения при выполнении заданий?

- Что посоветуете тем ребятам, которые испытывали затруднение?

Работа в группах.

Выступление групп.

Оценивают работу друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют проверочное задание в ТПО.

 

Ф

Г

П.: учатся принимать информацию, представленную в рисунках;

Р.: анализируют свою работу

К.:

участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Физминутка

Цель: сохранение и укрепление здоровья (снизить  напряжение в области глаз).

 

  Музыкальная физминутка.

Выполняют упражнение.

Ф

Р: осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ движений учителем

III. Введение в новый раздел

 

Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.

 - Расскажите, что изобразил художник на с. 75.

- Прочитайте название нового раздела.

- О чем будете читать в этом разделе учебника? (О хороших и плохих поступках людей)

- Для чего нужно читать о плохих поступках? (Чтобы уметь отличать плохое от хорошего в поведении и поступках людей, поступать только хорошо)

- Знаете ли из какого произведения взяты эти строки?

Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Формулируют тему и цель урока.

Ф

П.: самостоятельное формулирование познавательной цели

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

 

Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: формирование представления о хороших и плохих поступках, поведении, умения правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Буду читать это стихотворение, а вы оценивайте поступки с помощью сигнальной карточки (зеленый цвет – хороший поступок, красный цвет – плохой)

 

Вывод: Вы правильно оценили  каждый поступок. А на самом деле сумеете поступать так же?

 

Слушают учителя, изображают и оценивают ситуации, описанные в стихотворении.

Ф

И

Л.: способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;

 

III. Аналитико – синтетическая работа

 

1.Подготовка к чтению

 

Цель: познакомить с новым произведением.

 

  1. Прочитайте, кто автор рассказа.

Л.Н, Толстой

  1. Чтение заглавия рассказа (с. 76)

- Какой вид устного народного творчества напоминает вам это предложение? (Это поговорка)

- Как вы понимаете значение этой поговорки?

- Какие ещё поговорки знаете о правде? (Правда в огне не горит и в воде не тонет. Шила в мешке не утаишь..)

 

2)  Лексическая работа

На доске слова:  нечаянно, затрясся (от страха)

Трястись - колебаться, дрожать, содрогаться всем телом (трястись от страха).  С.И. Ожегов.

Нечаянно – 1)никак не предполагаемо, неожиданно, внезапно; 2) совершенно без намерения, случайно; ненамеренно, неумышленно.

- Найдите в тексе слово, разделенное на слоги, и прочитайте хором.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют значения слов.

Ф

К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

2. Чтение текста

Цель: формировать навык правильного слогового осознанного чтения.

Прочитайте текст.

Вопросы для обсуждения:

- Что скажете о герое рассказа? Какой поступок он совершил?

Дети читают текст

И

П.: осознанно  читать слоги и слова с изученными буквами.

 

1.Повторное чтение  вслух. Беседа о нравственном поступке. Выяснение главной мысли рассказа .

 

Цель: учить осознанному чтению.

 

Чтение вслух.

- Легко ли было герою говорить правду?

- Почему отец не наказал мальчика?

- Можно ответить пословицей? (Да)

- Что хотел сказать, пожелать вам Л. Толстой?  (Чтобы мы не были врунами)

- Найдите в тексте авторские слова, характеризующие героя (так называемые «эмоциональные знаки»)

 

- Где находится главная мысль рассказа? (В заглавии)

Прочитайте хором.

 

Читают текст. Отвечают на вопросы учителя вслух. Расшифровывают поступок мальчика, выражение его лица, интонацию и на этом основании определяют отношение автора к персонажу.

Ф

П.: осознанно  читать текст, работать с текстом,

 К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Л:  способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;

 

2. Работа над выразительным чтением.

Цель: формировать умения выражать чувства и переживания героев при чтении.

- как нужно читать слова мальчика? Отца?

Делят читают по ролям..

П

П.: выразительно читать, передавая чувства героев.

 

5)Беседа о поступках из личного опыта

Цель: воспитывать навыки правильного поведения

- Случались  ли в вашей жизни подобные ситуации? Как поступили Вы?

Рассказывают истории из собственной жизни. Оценивают свои поступки.

Ф

К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

IV. Подведение итогов.

Рефлексия

Цель: Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация нового знания.

- Что важного для себя вынесли с сегодняшнего урока?

- Чему научились?

Какими качествами характера должен обладать ваш друг?

Рефлексия.

Проговаривают по плану этапы урока, высказывают свои впечатления.

Ф

Л.: учить самооценке своих действий

Внеурочная самостоятельная деятельность

Придумать свою историю с таким же заголовком.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по литературному чтению УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС »

Учебное занятие литературного чтения. УМК «Гармония». 1 класс.

Тема урока

Л. Толстой «Правда всего дороже»

Цель деятельности учителя

Создать условия для обобщения изученного материала по разделу «Час потехи» (произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, потешки, побасёнки, считалки, колыбельные песни, небылицы), знакомство с тематикой нового раздела и произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

Задачи

  1. Обобщить знания обучающихся жанров устного народного творчества, и особенностей их назначения.

  2. Выявить тематику нового раздела, познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»

  3. Учиться правильно оценивать поступки героев литературных произведений, а также свои поступки.

  4. Учиться плавному слоговому, смысловому чтения.

  5. Обогащать лексический запас.

  6. Развивать устную речь и познавательный интерес.

Планируемые результаты

Предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию текста, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ героя, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержания текста, умеют различать жанры устного народного творчества (загадки. пословицы, потешки, скороговорки, побасёнки, песни, считалки, небылицы), понимают их назначение и умеют использовать в своей деятельности, игре.

Метапредметные: Личностные: смыслообразование – сознают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания, оценивают свои действия, поступки; нравственно-этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Познавательные: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме в значении чтения, знаний, обучения; формулировать ответы на вопросы учителя, учащихся; осуществлять поиск существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизни человека, о важности чтения в целом и предмета «Литературное чтение» в частности.

Регулятивные: умение контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия, адекватно воспринимают оценку учителя по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные: умение слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевые высказывания, использовать речь для регуляции своих действий; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способы взаимодействия.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, словесный, проблемный, наблюдение, обсуждение с целью обобщения, дидактическая игра / индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование

Веб-камера, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, рабочая тетрадь

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, карточки с заданиями для групповой работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы орг-ции совзаимодействия на уроке

УУД

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Цель: проверка готовности к уроку, настроя на работу.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

Слайд 1.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, повторяют слова установки.

Ф

Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной деятельности.

Р.: умеют быстро включаться в работу

II.. Обобщение по разделу «Час смеха».


Работа в группах.



































Проверочная работа.

Рефлексия

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал.

- С какими жанрами устного народного творчества познакомились, читая произведения из раздела «Час потехи»

(потешки, колыбельные песни, побасёнки, загадки, небылицы, скороговорки, считалки) Слайд 2.

- Начнем наш урок с повторения. Для этого разделимся на группы, каждая из которых, получив свой текст, попробует определить, к какому жанру устного народного творчества он относится.

Вспомним правила работы в группе.

  1. Работать вместе.

  2. Выслушивать мнение других.

  3. Предлагать свои идеи.

  4. Делать общий вывод.


Инструкция для организации работы в группе.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите, к какому жанру он относится.

  3. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.

  4. Подготовьтесь к выступлению. Слайд 3.



Выступления групп.

1гр. Скороговорка. Учат класс говорить её быстро.

2 гр. Считалка. С помощью считалки выбирают выступающего.

3 гр. Загадка. Загадывают классу. Отгадку рисуют.

4 гр. Потешка. Разучивают с классом, придумав движения.

5 гр. Колыбельная песня. Придумывают мелодию.

6 гр. Побасёнка. Разыгрывают сценку.



Задания проверочной работы :ТПО с.38-39

- Испытывали ли затруднения при выполнении заданий?

- Что посоветуете тем ребятам, которые испытывали затруднение?

Работа в группах.

Выступление групп.

Оценивают работу друг друга.

































Выполняют проверочное задание в ТПО.


Ф

Г

П.: учатся принимать информацию, представленную в рисунках;

Р.: анализируют свою работу

К.:

участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Физминутка

Цель: сохранение и укрепление здоровья (снизить напряжение в области глаз).


Музыкальная физминутка.

Выполняют упражнение.

Ф

Р: осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ движений учителем

III. Введение в новый раздел


Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.

- Расскажите, что изобразил художник на с. 75.

- Прочитайте название нового раздела.

- О чем будете читать в этом разделе учебника? (О хороших и плохих поступках людей)

- Для чего нужно читать о плохих поступках? (Чтобы уметь отличать плохое от хорошего в поведении и поступках людей, поступать только хорошо)

- Знаете ли из какого произведения взяты эти строки?

Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Формулируют тему и цель урока.

Ф

П.: самостоятельное формулирование познавательной цели

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: формирование представления о хороших и плохих поступках, поведении, умения правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Буду читать это стихотворение, а вы оценивайте поступки с помощью сигнальной карточки (зеленый цвет – хороший поступок, красный цвет – плохой)

Вывод: Вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле сумеете поступать так же?


Слушают учителя, изображают и оценивают ситуации, описанные в стихотворении.

Ф

И

Л.: способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;


III. Аналитико – синтетическая работа


1.Подготовка к чтению


Цель: познакомить с новым произведением.


  1. Прочитайте, кто автор рассказа.

Л.Н, Толстой

  1. Чтение заглавия рассказа (с. 76)

- Какой вид устного народного творчества напоминает вам это предложение? (Это поговорка)

- Как вы понимаете значение этой поговорки?

- Какие ещё поговорки знаете о правде? (Правда в огне не горит и в воде не тонет. Шила в мешке не утаишь..)


2) Лексическая работа

На доске слова: нечаянно, затрясся (от страха)

Трястись - колебаться, дрожать, содрогаться всем телом (трястись от страха). С.И. Ожегов.

Нечаянно – 1)никак не предполагаемо, неожиданно, внезапно; 2) совершенно без намерения, случайно; ненамеренно, неумышленно.

- Найдите в тексе слово, разделенное на слоги, и прочитайте хором.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют значения слов.

Ф

К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.



2. Чтение текста

Цель: формировать навык правильного слогового осознанного чтения.

Прочитайте текст.

Вопросы для обсуждения:

- Что скажете о герое рассказа? Какой поступок он совершил?

Дети читают текст

И

П.: осознанно читать слоги и слова с изученными буквами.


1.Повторное чтение вслух. Беседа о нравственном поступке. Выяснение главной мысли рассказа .


Цель: учить осознанному чтению.


Чтение вслух.

- Легко ли было герою говорить правду?

- Почему отец не наказал мальчика?

- Можно ответить пословицей? (Да)

- Что хотел сказать, пожелать вам Л. Толстой? (Чтобы мы не были врунами)

- Найдите в тексте авторские слова, характеризующие героя (так называемые «эмоциональные знаки»)


- Где находится главная мысль рассказа? (В заглавии)

Прочитайте хором.


Читают текст. Отвечают на вопросы учителя вслух. Расшифровывают поступок мальчика, выражение его лица, интонацию и на этом основании определяют отношение автора к персонажу.

Ф

П.: осознанно читать текст, работать с текстом,

К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Л: способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;


2. Работа над выразительным чтением.

Цель: формировать умения выражать чувства и переживания героев при чтении.

- как нужно читать слова мальчика? Отца?

Делят читают по ролям..

П

П.: выразительно читать, передавая чувства героев.


5)Беседа о поступках из личного опыта

Цель: воспитывать навыки правильного поведения

- Случались ли в вашей жизни подобные ситуации? Как поступили Вы?

Рассказывают истории из собственной жизни. Оценивают свои поступки.

Ф

К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

IV. Подведение итогов.

Рефлексия

Цель: Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация нового знания.

- Что важного для себя вынесли с сегодняшнего урока?

- Чему научились?

Какими качествами характера должен обладать ваш друг?

Рефлексия.

Проговаривают по плану этапы урока, высказывают свои впечатления.

Ф

Л.: учить самооценке своих действий

Внеурочная самостоятельная деятельность

Придумать свою историю с таким же заголовком.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебное занятие по литературному чтению УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС

Автор: Кушнаренко Наталья Александровна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства