Учебное занятие литературного чтения. УМК «Гармония». 1 класс.
Тема урока
Л. Толстой «Правда всего дороже»
Цель деятельности учителя
Создать условия для обобщения изученного материала по разделу «Час потехи» (произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, потешки, побасёнки, считалки, колыбельные песни, небылицы), знакомство с тематикой нового раздела и произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».
Задачи
- Обобщить знания обучающихся жанров устного народного творчества, и особенностей их назначения.
- Выявить тематику нового раздела, познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»
- Учиться правильно оценивать поступки героев литературных произведений, а также свои поступки.
- Учиться плавному слоговому, смысловому чтения.
- Обогащать лексический запас.
- Развивать устную речь и познавательный интерес.
Планируемые результаты
Предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию текста, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ героя, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержания текста, умеют различать жанры устного народного творчества (загадки. пословицы, потешки, скороговорки, побасёнки, песни, считалки, небылицы), понимают их назначение и умеют использовать в своей деятельности, игре.
Метапредметные: Личностные: смыслообразование – сознают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания, оценивают свои действия, поступки; нравственно-этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
Познавательные: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме в значении чтения, знаний, обучения; формулировать ответы на вопросы учителя, учащихся; осуществлять поиск существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизни человека, о важности чтения в целом и предмета «Литературное чтение» в частности.
Регулятивные: умение контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия, адекватно воспринимают оценку учителя по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные: умение слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевые высказывания, использовать речь для регуляции своих действий; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способы взаимодействия.
Тип урока
Комбинированный
Методы и формы обучения
Объяснительно – иллюстративный, словесный, проблемный, наблюдение, обсуждение с целью обобщения, дидактическая игра / индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование
Веб-камера, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, рабочая тетрадь
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, карточки с заданиями для групповой работы.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формы орг-ции совзаимодействия на уроке
УУД
I.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
Цель: проверка готовности к уроку, настроя на работу.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем!
Слайд 1.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, повторяют слова установки.
Ф
Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной деятельности.
Р.: умеют быстро включаться в работу
II.. Обобщение по разделу «Час смеха».
Работа в группах.
Проверочная работа.
Рефлексия
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал.
- С какими жанрами устного народного творчества познакомились, читая произведения из раздела «Час потехи»
(потешки, колыбельные песни, побасёнки, загадки, небылицы, скороговорки, считалки) Слайд 2.
- Начнем наш урок с повторения. Для этого разделимся на группы, каждая из которых, получив свой текст, попробует определить, к какому жанру устного народного творчества он относится.
Вспомним правила работы в группе.
- Работать вместе.
- Выслушивать мнение других.
- Предлагать свои идеи.
- Делать общий вывод.
Инструкция для организации работы в группе.
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите, к какому жанру он относится.
- Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.
- Подготовьтесь к выступлению. Слайд 3.
Выступления групп.
1гр. Скороговорка. Учат класс говорить её быстро.
2 гр. Считалка. С помощью считалки выбирают выступающего.
3 гр. Загадка. Загадывают классу. Отгадку рисуют.
4 гр. Потешка. Разучивают с классом, придумав движения.
5 гр. Колыбельная песня. Придумывают мелодию.
6 гр. Побасёнка. Разыгрывают сценку.
Задания проверочной работы :ТПО с.38-39
- Испытывали ли затруднения при выполнении заданий?
- Что посоветуете тем ребятам, которые испытывали затруднение?
Работа в группах.
Выступление групп.
Оценивают работу друг друга.
Выполняют проверочное задание в ТПО.
Ф
Г
П.: учатся принимать информацию, представленную в рисунках;
Р.: анализируют свою работу
К.:
участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Физминутка
Цель: сохранение и укрепление здоровья (снизить напряжение в области глаз).
Музыкальная физминутка.
Выполняют упражнение.
Ф
Р: осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ движений учителем
III. Введение в новый раздел
Постановка учебной задачи
Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.
- Расскажите, что изобразил художник на с. 75.
- Прочитайте название нового раздела.
- О чем будете читать в этом разделе учебника? (О хороших и плохих поступках людей)
- Для чего нужно читать о плохих поступках? (Чтобы уметь отличать плохое от хорошего в поведении и поступках людей, поступать только хорошо)
- Знаете ли из какого произведения взяты эти строки?
Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Формулируют тему и цель урока.
Ф
П.: самостоятельное формулирование познавательной цели
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: формирование представления о хороших и плохих поступках, поведении, умения правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Буду читать это стихотворение, а вы оценивайте поступки с помощью сигнальной карточки (зеленый цвет – хороший поступок, красный цвет – плохой)
Вывод: Вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле сумеете поступать так же?
Слушают учителя, изображают и оценивают ситуации, описанные в стихотворении.
Ф
И
Л.: способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
III. Аналитико – синтетическая работа
1.Подготовка к чтению
Цель: познакомить с новым произведением.
- Прочитайте, кто автор рассказа.
Л.Н, Толстой
- Чтение заглавия рассказа (с. 76)
- Какой вид устного народного творчества напоминает вам это предложение? (Это поговорка)
- Как вы понимаете значение этой поговорки?
- Какие ещё поговорки знаете о правде? (Правда в огне не горит и в воде не тонет. Шила в мешке не утаишь..)
2) Лексическая работа
На доске слова: нечаянно, затрясся (от страха)
Трястись - колебаться, дрожать, содрогаться всем телом (трястись от страха). С.И. Ожегов.
Нечаянно – 1)никак не предполагаемо, неожиданно, внезапно; 2) совершенно без намерения, случайно; ненамеренно, неумышленно.
- Найдите в тексе слово, разделенное на слоги, и прочитайте хором.
Отвечают на вопросы учителя.
Объясняют значения слов.
Ф
К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Чтение текста
Цель: формировать навык правильного слогового осознанного чтения.
Прочитайте текст.
Вопросы для обсуждения:
- Что скажете о герое рассказа? Какой поступок он совершил?
Дети читают текст
И
П.: осознанно читать слоги и слова с изученными буквами.
1.Повторное чтение вслух. Беседа о нравственном поступке. Выяснение главной мысли рассказа .
Цель: учить осознанному чтению.
Чтение вслух.
- Легко ли было герою говорить правду?
- Почему отец не наказал мальчика?
- Можно ответить пословицей? (Да)
- Что хотел сказать, пожелать вам Л. Толстой? (Чтобы мы не были врунами)
- Найдите в тексте авторские слова, характеризующие героя (так называемые «эмоциональные знаки»)
- Где находится главная мысль рассказа? (В заглавии)
Прочитайте хором.
Читают текст. Отвечают на вопросы учителя вслух. Расшифровывают поступок мальчика, выражение его лица, интонацию и на этом основании определяют отношение автора к персонажу.
Ф
П.: осознанно читать текст, работать с текстом,
К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Л: способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
2. Работа над выразительным чтением.
Цель: формировать умения выражать чувства и переживания героев при чтении.
- как нужно читать слова мальчика? Отца?
Делят читают по ролям..
П
П.: выразительно читать, передавая чувства героев.
5)Беседа о поступках из личного опыта
Цель: воспитывать навыки правильного поведения
- Случались ли в вашей жизни подобные ситуации? Как поступили Вы?
Рассказывают истории из собственной жизни. Оценивают свои поступки.
Ф
К.: умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
IV. Подведение итогов.
Рефлексия
Цель: Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация нового знания.
- Что важного для себя вынесли с сегодняшнего урока?
- Чему научились?
Какими качествами характера должен обладать ваш друг?
Рефлексия.
Проговаривают по плану этапы урока, высказывают свои впечатления.
Ф
Л.: учить самооценке своих действий
Внеурочная самостоятельная деятельность
Придумать свою историю с таким же заголовком.