Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"
Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"
Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Место кружка «Литературная гостиная» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.
Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
6. Конкурс чтецов.
7. Встречи с писателями.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.
Тематическое планирование
№
Тема
Методы и приемы
Личностные результаты
Место проведения
1
Чтение - любимое занятие.
Беседа, мотивация на самостоятельное чтение
Получение опыта самостоятельных общественных действий
2
«Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки.
Интерактивная беседа
Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя
3
Басни И.А.Крылова
Инсценирование, чтение по ролям
Получение опыта самостоятельных творческих действий
4-5
М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
Чтение, обсуждение по вопросам
Умение вести проблемно-ценностные дискуссия
Дворец книги
6-7
Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики.
Прослушивание аудиозаписи
Формирование навыков исследования текста
8-9
Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства.
Показ фрагментов фильма, чтение и беседа
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
10
Любимые стихотворения поэтов 19 века.
Конкурс чтецов
Умение оценивать достижения товарищей
Дворец книги
11
Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Групповая работа
Умение договариваться, ставя перед собой общую цель
12-13
А.Н.Островский «Снегурочка».
Инсценирование, разработка костюмов для персонажей
Формирование этических чувств
14-15
А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов.
Чтение по ролям, составление кроссвордов
Умение работать в группе, перевоплощаться
Дворец книги
16-17
М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др.
Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»