Звучит песня «Дорогою добра» видеоклип. Ребята подпевают.
– О чем эта песня, ребята?
- Правильно о добре, доброте.
– Сегодня мы поговорим о доброте.
Основная часть.
– Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? А как вы, ребята, думаете, нужна доброта или не нужна? Ответы.
- Вам, ребята, с каким человеком легче общаться, с добрым или злым? Ответы
– А как вы думаете, где живет доброта? Ответы. Послушайте стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Так, где же живёт доброта? (Ответы детей)
-Правильно, ребята, прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Ёщё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание.
«Восстановите пословицы» (работа в парах на карточках) (слайд 5, 6)
Притча о Добре и Зле.
Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Игра «Сказка».
- Я буду вам показывать сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (слайд 3) (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)
- Ребята, скажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (высказывания)
Как вы себя чувствуете после такого спора? (высказывания)
- Сегодня я принесла вот такую вещь. Это «коврик мира». Я положу этот коврик на середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте, что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое. Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор) Дети высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу.
-Как же надо вести себя, если все-таки произошел конфликт? Какие слова из стихотворения вы запомните? (высказывания детей)
- Боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: « Словом можно убить, словом можно воскресить».
Игра «Я тоже»
– Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите « я тоже»
если плохой, то молчите.
«Я помогаю ухаживать за цветами» – я тоже.
«Я убираю за собой игрушки» – я тоже.
«Я разбрасываю свои вещи» – ...
«Я помогаю маме» – я тоже.
«Я играю с младшей сестренкой» – я тоже.
«Я держу кошку за хвост» – ...
«Я не здороваюсь с соседкой» – ...
«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – я тоже.
Творческое задание «Доброе дело»
(Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, бабочки, цветы, речка и т.д. )
- Каждый должен рассказать о доброте того, что ему досталось на карточке, не называя его. А вы должны угадать, о ком рассказывают ваши друзья и потом прикрепить к ватману на доске. (Выполняют работу)
- Как можно назвать эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Ответы детей). (Добрая земля!)
Ведь делать добро – это здорово!
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы детей)
Беседа о вежливых словах.
- Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И в России, и в Германии говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.) - Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат
(Украшение лиц улыбками.)
Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и будем учиться быть добрыми.
4.Заключение
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Спешите делать добро! Делитесь своей добротой с другими! Сегодня я всех благодарю за доверительный разговор, умные мысли, за творческое отношение к работе.