Оборудование, материалы, средства наглядности : медиа проектор, презентация, карта Страны Слов, С. И. Ожегов « Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», конверты с заданиями, картинки животных, костюмы для героев сценки, бельевая верёвка, на которой висят нарисованные уши, нос, платья.
Ход внеклассного занятия.
Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, поездка)
- Как называются такие слова? ( Синонимы)
- Что такое синонимы?(Это слова, которые произносятся и пишутся по- разному, но имеют одинаковое или близкое значение)
- Итак, мы побывали в городе Синонимов ( учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия
горы высокие и…….( низкие)
реки широкие и…….( узкие)
будет нам то жарко, то ……..( холодно),
то трудно, то……..( легко)
А это в какой город мы попали? ( город Антонимов)
-Что это за слова? ( Эти слова имеют противоположное значение)
2. Проблемная ситуация.
- Готовы дальше путешествовать? Н, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день?
Ученица: Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову , слушаем новую тему, и всё у нас идёт как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!
- Стоп! Причём здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали?
Почему уши висят рядом с бельём?
Учитель:
- Замените выражения:
-чуть свет
на скорую руку
всё как по маслу
- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)
Вот и оказались мы в городе фразеологизмов.
Рассказ о фразеологизмах.
Учитель:
- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение « золотые руки». Что оно означает? ( ответы детей) Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты дороже? Почему?
Значит фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов ( или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
- Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:
1 команда: в час по чайной ложке(медленно)
раз, два и обчёлся (мало)
2 команда: рукой подать ( близко)
водить за нос ( обманывать)
3 команда: повесить нос( загрустить)
втирать очки ( обманывать)
- А теперь наоборот:
1 команда: как говорят об очень худом человеке( кожа да кости)
2 команда: как говорят об удачливом счастливом человеке ( в рубашке родился)
3 команда: как говорят о человеке который плохо работает( спустя рукава)
Учитель:
- Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихи, в которых встречаются крылатые выражения.
1. Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
Оказался молодцом.
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
Ежатки – детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
Задание для гостей. « На загадку дай отгадку»
Не цветы, а вянут . Не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают. Не бельё, а их развешивают. Они чрезмерно доверчивые и любопытные.
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Он бывает в голове. Его советуют искать в поле. На него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане.
Его проглатывают, упорно не желая говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. За него тянут или дёргают, заставляя высказаться. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ёё заваривают, а потом расхлебывают. Её не сваришь с тем, с кем трудно договориться. Её «просит» рваная обувь. Она в голове у путаников.
6. Её толкут в ступе или носят в решете. Её набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлучить неразлучных друзей. В неё прячут концы . Из неё выходят сухими.
Оно бывает в шляпе, пахнет керосином, оно выгорает в случае успешного завершения
Они не зайцы, а разбегаются. Они не цыплята, а вылупляются. В них пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе. Они могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте.
Их кладут на полку голодные люди. Их скалят насмешники. Их заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть.
Физкультминутка
- Покажите часть тела.
-Его задирают зазнаваясь ( нос)
-Не цветы, а вянут (уши)
- Ими машут, как мельница (руки)
- Он длинный и без костей (язык)
- Ими щёлкают от голода (зубы)
-Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
- Не бельё, а их развешивают доверчивые люди (уши)
- С них сбиваются, когда что – то ищут (ноги)
Молодцы!
5. История фразеологизмов
Учитель:
- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмём фразеологический словарь и найдём значение некоторых выражений. Представьте себе Россию, которой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их и внешний вид были иными.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см. а у женщин и того длиннее 130-140 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, те. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что – нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
- Ребята. Посмотрите на эти две поделки и скажите ,какую из них делали засучив рукава, а какую спустя рукава?
6. Закрепление. Занимательные упражнения.
Учитель:
- А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Работу продолжим в группах. За правильный, полный и точный ответ группа будет получать фишку. (работа со слайдами презентации)
1 задание: « Найди пару»
2 задание: « Замени синонимичным фразеологизмом»
3 задание: « Закончи фразеологизм»
4 задание: « Угадай профессию»
- стричь под одну гребёнку ( парикмахер)
- на живую нитку (портной)
-сложить оружие ( военный)
- брать на прицел (охотник)
- играть первую скрипку (музыкант)
- петь с чужого голоса (певец)
- открывать Америку (путешественник)
- ждать у моря погоды (рыбак)
- закусить удила(конюх)
- сгущать краски( художник)
- ход конём (шахматист)
- с больной головы на здоровую (врач)
5 задание: «Узнай по иллюстрации»
6 задание: «Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте»
7 задание: « Объясни смысл фразеологизмов»
Сценка:« Кашу маслом не испортишь»
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит.
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Фому, а он про Ерёму. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно, уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
- Кашу маслом не испортишь!
Учитель: Почему бабушка так сказала? Какой вывод мы с вами делаем?
7. Заключение.
Спасибо за урок!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Фразеологизмы"
- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов». - развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию. - обогащение актив...
Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся. 3. Воспитание интереса к...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы»
Обобщение знаний о фразеологизмах....
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы».1. Защита проектов.Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»...
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы
Цель: 1. Подробное ознакомление с фразеологизмами. 2. К...
Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»
Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что тако