kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

( Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-8 классов)

Подготовила учитель русского языка

и литературы Бартеньева Елена Васильевна

Цель занятия: 1. Воспитание учащихся на основе  народных традиций, родного языка, знаний истории народа.

2. Формирование представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества

 3. Развитие речи учащихся  путем заучивания наизусть текстов различных фольклорных жанров.  

Оборудования: плакаты, иллюстрации, карточки, предметы, кружочки со словами

Ход занятия.

1. Вступительное слово учителя (читает стих)

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!...

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка…

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя! (Б.Заходер)

1.Какие слова у вас вызывают смех? Как они называются?

-Да, фразеологизмы: не разлить водой, вода льется ручьем.

- Как объясните значение данного фразеологизма?

2. Определите жанр этих выражений.(пословицы и поговорки)

-Семь раз отмерь, один раз отрежь. Работа не волк -в лес не убежит. Жить – родине служить. Под лежачий камень вода не течет. Кто не работает, тот не ест.

Сегодня наш праздник посвящается малым жанрам устного народного творчества: пословицам, поговоркам и фразеологизмам.  

Учащиеся делятся на команды, выбирают командиров, придумывают название команд.

Задания:

1. Игра «Найди  вторую половинку»

Раздаются карточки с первой половиной пословиц, команды находят вторую половину. Кто соберет первым, тот получает фишку.

Не спеши языком                                а товарища выручай

Сам пропадай                                     а лень портит

Труд человека кормит                        надо много знать

Глаза страшатся                                а по уму провожают

Хочешь много знать                          так и не будет скуки

Ученье свет                                         один раз отрежь

По одежке встречают                          люби и саночки возить        

Грамоте учиться                               от того и наберешься

Не сиди сложа руки                         а руки делают

Птица красна пением                        а неученье   - тьма

Семь раз отмерь                                 всегда пригодится

Лодырь да бездельник                        а человек умением

Любишь кататься                               им праздник и в понедельник

2. Аукцион. Продаются слова: ум, голова, вода, один, глаз, рука. Подобрать фразеологизмы, в которых есть данные слова. Побеждает та команда, которая произнесет последним фразеологизм с названным словом.

3. Найди меня. На плакате надпись «Какие 6 сочетаний не могут без меня существовать?  и нарисованы палец, ноги, язык, нос. (называют фразеологизмы с этими словами – шесть сочетаний)

4. Найди пару

 Из данных сочетаний составить антонимичные пары

Хоть иголки собирай – одним махом

Заваривать кашу -  на ночь глядя

По чайной ложке  - как кошка с собакой

Коломенская верста – расхлебывать кашу

Чуть свет  – от горшка два вершка

Повесить нос – не покладая рук.

Жить душа в душу –   ни зги не видно

Сидеть сложа руки – воспрянуть духом

5. Пустые колышки На каждом кружочке написано по одному слову. Прочитать их и потом навесить на колышки таким образом, чтобы из слов образовалась пословица.(Белые ручки чужие труды любят. У всякой пташки свои замашки). Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает

6. «Поле чудес» На игровом поле лежат предметы (камень, решето, шляпа, очки, рыба, орех). Крутится барабан. Команда называет фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка. ( Можно отвечать по одному)

7.Угадай. Объясните значение сочетаний: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее, бежать сломя голову, сесть в калошу.

8. Найди меня. Найти фразеологизмы и объяснить их значение.

1.Бежали, высунув язык из леса два мальчишки,

Ведь побывали шалуны в малиннике у мишки.

Ах, какие мастера

2.Вот топор, а вот – пила.

Всё в руках у них горит.

Раз и два, и дом стоит!

3.Что купить: конфеты, книжки.

Вот сидят на полках мишки.

Вот мышонок, вот коза –

Разбегаются глаза.

4.Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так каша в голове.

5.Я шёл – куда глаза глядят.

Они глядели прямо в сад.

А там увидел сливы я,

Такие вот красивые.

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу. (А.Шибаев)

6.За домом, едва пожелтела трава,

Два братца рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава. (В.Викторов)

7.Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо. (Л.Татьяничева)

8.Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку.

И верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)

9.Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один весёлый нос

Папаша Карло нам принёс. (Я.Аким)

10.-Замолчи, Петрусь! – говорят.

-Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил. (Н.Силков)

11.Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой…

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (В.Орлов)

9. Суперигра  Капитанам команд предлагаются по два рисунка. Они должны по рисункам назвать подходящие сочетания: фразеологизм, пословицу или поговорку.

-веселый чертик(у черта на куличках)

-лоб с надписью ( на лбу написано)

- нарисованы две корки хлеба (от корки до корки)

-книга с дырявыми листами ( читать до дыр)

-темная ткань пришита белыми нитями (прошито белой нитью)

- нос смотрит кверху (задрать нос)

10. Подведение итогов  праздника. Команды награждаются памятными медалями с изображением фразеологизма «Сесть в калошу» и призами.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ» »

ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

( Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-8 классов)

Подготовила учитель русского языка

и литературы Бартеньева Елена Васильевна

Цель занятия: 1. Воспитание учащихся на основе  народных традиций, родного языка, знаний истории народа.

2. Формирование представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества

 3. Развитие речи учащихся  путем заучивания наизусть текстов различных фольклорных жанров.  

Оборудования: плакаты, иллюстрации, карточки, предметы, кружочки со словами

Ход занятия.

1. Вступительное слово учителя (читает стих)

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!...

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка…

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя! (Б.Заходер)

1.Какие слова у вас вызывают смех? Как они называются?

-Да, фразеологизмы: не разлить водой, вода льется ручьем.

- Как объясните значение данного фразеологизма?

2. Определите жанр этих выражений.(пословицы и поговорки)

-Семь раз отмерь, один раз отрежь. Работа не волк -в лес не убежит. Жить – родине служить. Под лежачий камень вода не течет. Кто не работает, тот не ест.

Сегодня наш праздник посвящается малым жанрам устного народного творчества: пословицам, поговоркам и фразеологизмам.  

Учащиеся делятся на команды, выбирают командиров, придумывают название команд.

Задания:

1. Игра «Найди  вторую половинку»

Раздаются карточки с первой половиной пословиц, команды находят вторую половину. Кто соберет первым, тот получает фишку.

Не спеши языком                                а товарища выручай

Сам пропадай                                     а лень портит

Труд человека кормит                        надо много знать

Глаза страшатся                                а по уму провожают

Хочешь много знать                          так и не будет скуки

Ученье свет                                         один раз отрежь

По одежке встречают                          люби и саночки возить        

Грамоте учиться                               от того и наберешься

Не сиди сложа руки                         а руки делают

Птица красна пением                        а неученье   - тьма

Семь раз отмерь                                 всегда пригодится

Лодырь да бездельник                        а человек умением

Любишь кататься                               им праздник и в понедельник

2. Аукцион. Продаются слова: ум, голова, вода, один, глаз, рука. Подобрать фразеологизмы, в которых есть данные слова. Побеждает та команда, которая произнесет последним фразеологизм с названным словом.

3. Найди меня. На плакате надпись «Какие 6 сочетаний не могут без меня существовать?  и нарисованы палец, ноги, язык, нос. (называют фразеологизмы с этими словами – шесть сочетаний)

4. Найди пару

 Из данных сочетаний составить антонимичные пары

Хоть иголки собирай – одним махом

Заваривать кашу -  на ночь глядя

По чайной ложке  - как кошка с собакой

Коломенская верста – расхлебывать кашу

Чуть свет  – от горшка два вершка

Повесить нос – не покладая рук.

Жить душа в душу –   ни зги не видно

Сидеть сложа руки – воспрянуть духом

5. Пустые колышки На каждом кружочке написано по одному слову. Прочитать их и потом навесить на колышки таким образом, чтобы из слов образовалась пословица.(Белые ручки чужие труды любят. У всякой пташки свои замашки). Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает

6. «Поле чудес» На игровом поле лежат предметы (камень, решето, шляпа, очки, рыба, орех). Крутится барабан. Команда называет фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка. ( Можно отвечать по одному)

7.Угадай. Объясните значение сочетаний: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее, бежать сломя голову, сесть в калошу.

8. Найди меня. Найти фразеологизмы и объяснить их значение.

1.Бежали, высунув язык из леса два мальчишки,

Ведь побывали шалуны в малиннике у мишки.

Ах, какие мастера

2.Вот топор, а вот – пила.

Всё в руках у них горит.

Раз и два, и дом стоит!

3.Что купить: конфеты, книжки.

Вот сидят на полках мишки.

Вот мышонок, вот коза –

Разбегаются глаза.

4.Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так каша в голове.

5.Я шёл – куда глаза глядят.

Они глядели прямо в сад.

А там увидел сливы я,

Такие вот красивые.

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу. (А.Шибаев)

6.За домом, едва пожелтела трава,

Два братца рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава. (В.Викторов)

7.Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо. (Л.Татьяничева)

8.Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку.

И верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)

9.Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один весёлый нос

Папаша Карло нам принёс. (Я.Аким)

10.-Замолчи, Петрусь! – говорят.

-Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил. (Н.Силков)

11.Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой…

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (В.Орлов)

9. Суперигра  Капитанам команд предлагаются по два рисунка. Они должны по рисункам назвать подходящие сочетания: фразеологизм, пословицу или поговорку.

-веселый чертик(у черта на куличках)

-лоб с надписью ( на лбу написано)

- нарисованы две корки хлеба (от корки до корки)

-книга с дырявыми листами ( читать до дыр)

-темная ткань пришита белыми нитями (прошито белой нитью)

- нос смотрит кверху (задрать нос)

10. Подведение итогов  праздника. Команды награждаются памятными медалями с изображением фразеологизма «Сесть в калошу» и призами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Автор: Стыбаева Толганай Елеусизовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятие по теме "Русская фразеология". "
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiemie-russkaia-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402410889"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Конкурс "Шляпа"."
    ["seo_title"] => string(14) "konkursshliapa"
    ["file_id"] => string(6) "340595"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472043996"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-planirovaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405692444"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(73) "rol-skazki-v-razvitii-ustnoi-riechi-mladshikh-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405197519"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства