ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
( Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-8 классов)
Подготовила учитель русского языка
и литературы Бартеньева Елена Васильевна
Цель занятия: 1. Воспитание учащихся на основе народных традиций, родного языка, знаний истории народа.
2. Формирование представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества
3. Развитие речи учащихся путем заучивания наизусть текстов различных фольклорных жанров.
Оборудования: плакаты, иллюстрации, карточки, предметы, кружочки со словами
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя (читает стих)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!...
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка…
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя! (Б.Заходер)
1.Какие слова у вас вызывают смех? Как они называются?
-Да, фразеологизмы: не разлить водой, вода льется ручьем.
- Как объясните значение данного фразеологизма?
2. Определите жанр этих выражений.(пословицы и поговорки)
-Семь раз отмерь, один раз отрежь. Работа не волк -в лес не убежит. Жить – родине служить. Под лежачий камень вода не течет. Кто не работает, тот не ест.
Сегодня наш праздник посвящается малым жанрам устного народного творчества: пословицам, поговоркам и фразеологизмам.
Учащиеся делятся на команды, выбирают командиров, придумывают название команд.
Задания:
1. Игра «Найди вторую половинку»
Раздаются карточки с первой половиной пословиц, команды находят вторую половину. Кто соберет первым, тот получает фишку.
Не спеши языком а товарища выручай
Сам пропадай а лень портит
Труд человека кормит надо много знать
Глаза страшатся а по уму провожают
Хочешь много знать так и не будет скуки
Ученье свет один раз отрежь
По одежке встречают люби и саночки возить
Грамоте учиться от того и наберешься
Не сиди сложа руки а руки делают
Птица красна пением а неученье - тьма
Семь раз отмерь всегда пригодится
Лодырь да бездельник а человек умением
Любишь кататься им праздник и в понедельник
2. Аукцион. Продаются слова: ум, голова, вода, один, глаз, рука. Подобрать фразеологизмы, в которых есть данные слова. Побеждает та команда, которая произнесет последним фразеологизм с названным словом.
3. Найди меня. На плакате надпись «Какие 6 сочетаний не могут без меня существовать? и нарисованы палец, ноги, язык, нос. (называют фразеологизмы с этими словами – шесть сочетаний)
4. Найди пару
Из данных сочетаний составить антонимичные пары
Хоть иголки собирай – одним махом
Заваривать кашу - на ночь глядя
По чайной ложке - как кошка с собакой
Коломенская верста – расхлебывать кашу
Чуть свет – от горшка два вершка
Повесить нос – не покладая рук.
Жить душа в душу – ни зги не видно
Сидеть сложа руки – воспрянуть духом
5. Пустые колышки На каждом кружочке написано по одному слову. Прочитать их и потом навесить на колышки таким образом, чтобы из слов образовалась пословица.(Белые ручки чужие труды любят. У всякой пташки свои замашки). Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает
6. «Поле чудес» На игровом поле лежат предметы (камень, решето, шляпа, очки, рыба, орех). Крутится барабан. Команда называет фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка. ( Можно отвечать по одному)
7.Угадай. Объясните значение сочетаний: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее, бежать сломя голову, сесть в калошу.
8. Найди меня. Найти фразеологизмы и объяснить их значение.
1.Бежали, высунув язык из леса два мальчишки,
Ведь побывали шалуны в малиннике у мишки.
Ах, какие мастера
2.Вот топор, а вот – пила.
Всё в руках у них горит.
Раз и два, и дом стоит!
3.Что купить: конфеты, книжки.
Вот сидят на полках мишки.
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.
4.Ничего я не пойму
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две.
Вот так каша в голове.
5.Я шёл – куда глаза глядят.
Они глядели прямо в сад.
А там увидел сливы я,
Такие вот красивые.
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу. (А.Шибаев)
6.За домом, едва пожелтела трава,
Два братца рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава. (В.Викторов)
7.Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо. (Л.Татьяничева)
8.Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку.
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)
9.Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один весёлый нос
Папаша Карло нам принёс. (Я.Аким)
10.-Замолчи, Петрусь! – говорят.
-Прикуси язык! – говорят.
Он язык прикусил
И сильней заголосил. (Н.Силков)
11.Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: - Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой…
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера. (В.Орлов)
9. Суперигра Капитанам команд предлагаются по два рисунка. Они должны по рисункам назвать подходящие сочетания: фразеологизм, пословицу или поговорку.
-веселый чертик(у черта на куличках)
-лоб с надписью ( на лбу написано)
- нарисованы две корки хлеба (от корки до корки)
-книга с дырявыми листами ( читать до дыр)
-темная ткань пришита белыми нитями (прошито белой нитью)
- нос смотрит кверху (задрать нос)
10. Подведение итогов праздника. Команды награждаются памятными медалями с изображением фразеологизма «Сесть в калошу» и призами.