Урок в форме презентации с использованием ЦОР
Предмет: русский язык Место занятия в структуре образовательного процесса: по плану.
Тема урока по учебно-методическому плану: Повторение изученного в 5-7 классах .
Форма урока: повторение изученного
Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; развивать умение самостоятельной работы со справочной литературой и словарями; учить фразеологическому разбору.
Ожидаемый результат: учащиеся повторят значение и сферу употребления фразеологизмов; познакомятся с первичными навыками работы с компьютером.
Оборудование: учебник «Русский язык» , фразеологические словари, презентация урока.
Этапы урока
№ слайда
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока. Слово учителя. Беседа по теме.
№1, №2
3. Выполнение тренировочных упражнений и заданий.
а ) Найдите фразеологический синоним к слову, укажите его синтаксическую роль.
№3
б) Составьте фразеологизмы по рисункам и в соответствии с ними повторите изученные орфограммы.
№4
в) Прочитайте примеры, вместо точек вставьте необходимые по смыслу и строению фразеологизмы.
№5
г ) К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них составьте предложения.
№6
д ) Игра «Веселые картинки».
4. Знакомство со схемой фразеологического разбора.
№7
5. Итог урока.
№8
6. Домашнее задание.
№9
Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка 7 класс Фразеологизмы»
Тема урока .
Повторение. Фразеологизмы: значение, сфера употребления; фразеологический разбор.
Вспомните:
- Что такое фразеология ? Как делятся фразеологизмы по происхождению?
-Что вы можете сказать о многозначности фразеологизмов?
-В чем специфика фразеологизмов-омонимов, синонимов, антонимов?
-Какова роль фразеологизмов в предложении? Какие фразеологические словари вы знаете? Расскажите о них.
Быстро
Поругать
Далеко
В два счета
в мгновение ока
в один миг
задать жару
намылить голову
куда ворон костей не носил
на краю света
во весь дух
задать перцу
Обвести вокруг пальца
Человек с большой буквы
Мастер на все руки
Тетя Наташа заметила, что мы оба ходим ……….. , и стала уговаривать маму, чтобы мы с Мишкой остались еще пожить в деревне.
Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе………., хочу из тебя артистку сделать.
Играть в бирюльки
Не в полном рассудке
Очень быстро
Зеленая улица
Злые языки
свободно
Как рыба в воде
сплетники
Путь без помех
Как угорелый
Не все дома
Заниматься пустяками
Фразеологический разбор
Фразеологический разбор проводится по следующей схеме:
фразеологизм;
смысловое значение;
построен по модели словосочетания или предложения;
со словами какой части речи соотнесен
-установить главное слово модели или его грамматическую основу;
-в каком стиле речи употреблен
Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему.
Домашнее задание:
Определите, кто автор выражений, ставших фразеологизмами:
Рыльце в пуху; слона-то я и не приметил; а ларчик просто открывался; есть еще порох в пороховнице; дистанция огромного размера;