г. Нижний Новгород
2019 г.
2.3. Инсценировка сказок…………………………………………………………………………………………….…6 минут
2.4. Элементы из сказок…………………………………………………………………………………….…………...1 минута
2.6. Животные в сказках…………………………………………………………………………………………………2 минуты
2.8. Цитата о сказке……………………………………………………………………………………………………….2 минуты
2.9. Добро и зло……………………………………………………………………………………………………………6 минут
2.10. Мультфильм и рисунок……………………………………………………………………………………………...9 минут
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент | -Ребята, здравствуйте. Вы заметили, что сегодня у нас с вами гости, давайте покажем им, как мы умеем себя вести на уроке. Садитесь, пожалуйста, и настроимся на занятие. А чтобы узнать тему нашего мероприятия, вам необходимо отгадать ребус (сказка). -Правильно ребята, это сказка! А именно, сегодня мы с вами поговорим о русских народных сказках. Узнаем их особенности и пользу. | Дети смотрят на доску и отвечают, подняв руку. |
2.Основная часть | -Далеко – далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна. Живут в ней в мире и согласии сказки. Дойти до той страны очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса будут ждать вас на каждом шагу. Не спугните их (играет песня «пение птиц»). -Тише, тише, ребятишки, Сказки любят тишину. Не пропустят шалунишек В ту волшебную страну. Чудеса не любят шума. Тихо сядем на пенёк. Сказка чтоб не испугалась – Свои губки на замок. Сказка мудростью богата. Скажем сказке – приходи. Это присказка, ребята. Сказка будет впереди. | Дети внимательно слушают. |
2.1. Раскрытие особенностей | -Ребята, как вы думаете, какие особенности есть у русской народной сказки? Кто пишет эти сказки? (народ) С каких слов обычно начинаются эти сказки? (жили-были) Какие персонажи обычно присутствуют в этих сказках? (животные) Есть герои хорошие, а есть – плохие, значит о чем эти сказки? ( о добре и зле) -Правильно, ребята. Самое главное о сказках вы знаете. - Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, поэтому сказки относят к Устному народному творчеству. И шагала она по свету, яркая умная, весёлая. | Дети отвечают на вопросы с поднятой рукой и получают жетон за правильный ответ. |
2.2. Загадки | Ребята, у меня есть для вас задание. Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы должны с поднятой руки их отгадать. Тот, кто первым отгадает загадку получает жетон. 1) Парень слез с любимой печки, За водой поплёлся к речке. Щуку в проруби поймал И с тех пор забот не знал. ( Емеля) 2) То не золото сверкает, То не солнышко сияет, Это сказочная птица В сад на яблоню садится. ( Жар-Птица.) 3) На кочке болотной Невестушка ждёт, Когда же за нею Царевич придёт. ( Царевна-лягушка) 4) Много серебра и злата В сундуках своих он спрятал. В мрачном он дворце живёт И чужих невест крадёт. (Кощей Бессмертный) 5) Чтоб взлететь над землёй, Ступа ей нужна с метлой. (Баба-Яга) -Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием. Поднимайте руки и получайте жетоны, а в конце мы узнаем, что за них будет, кто наберет больше всего. | Дети поднимают руки и отгадывают загадки. |
2.3. Инсценировка сказок | -Следующее задание: нужно составить рассказ по сказкам «Репка» и «Курочка Ряба». На слайдах будут появляться картинки, а вы будете поднимать руку и рассказывать эпизод. «Репка» -Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. -Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. -Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. -Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. -Кликнула Жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. -Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку. «Курочка ряба» Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое! | Дети поднимают руки и рассказывают эпизод. |
2.4. Элементы из сказок | - На картинках изображены волшебные предметы. Скажите, с какими героями сказок они связаны. 1) Волшебная игла («Кощей Бессмертный») 2) Стрела («Царевна-Лягушка») 3) Печка («По щучьему велению») 4)Яйцо («Курочка Ряба») 5) копытце с водицей (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») | Дети поднимают руки и отвечают на вопросы. |
2.5.Физкультминутка | Жили Котик (пальцы растопырили) С Петушком (машем крыльями) У лесной опушки, Но однажды Лисонька (повиляли хвостом) Подкралась к избушке (изобразили крышу) Утащила Петушка В свою лисью нору (присели). Смелый Котик в лес пошел (идем на месте) И нору лисы нашел (присели) Умный Котик спас дружка (погладили по головке) Петю-Петю-Петушка (сделали гребешок). Живут Котик с Петушком У лесной опушки (круша над головой) И теперь уже Лиса (повертели хвостом) Не ходит к их избушке (погрозили пальчиком). | Дети встают и выполняют физкультминутку. |
2.6. Животные в сказках | -Как мы уже с вами сказали, очень часто в русских народных сказках главными героями являются звери, в которых народ видел людей: их хорошие и плохие поступки. Отгадайте этих героев: 1)Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, Ох, краса… А зовут её… (Лиса) 2)Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) 3)По снегу бежит – петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно – Волку и лисе обидно! (Заяц) -Все эти герои имеют очень близкое отношение к одной известной сказке, в которой главный герой убежал от дедушки и бабушки и покатился по дорожке. Назовите эту сказку. (Ответы детей: сказка «Колобок») -А кого не хватает? Какого героя? (Ответы детей: не хватает Медведя.) | Дети отгадывают загадки. |
2.7.Перепутаница | - Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец в названиях сказок. -Царевна поросёнка -Иван царевич и Хаврошечка -Баба Лебеди -Крошечка лягушка -Василиса Бессмертный -Три Серый Волк -Кощей Прекрасная -Гуси Яга | Ребята подходят к 1 парте и составляют названия сказок. |
2.8.Цитата о сказке | Великий русский сказочник Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей: сказки нас учат быть добрыми, учат дружить, понимать друг друга, помогать в трудную минуту тем, кто нуждается в помощи и т.д.) | Дети думают и отвечают на вопрос. |
2.9.Добро и зло | -Все прекрасно знают, что в сказках всегда добро побеждает зло. Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Назовите положительных и отрицательных героев сказок. (Ответы детей: Кощей Бессмертный – отрицательный герой, Крошечка Хаврошечка – положительная героиня и т.д. ) Ребята, так как добро – это хорошее качество, то сейчас мы с вами споем песенку. Включается песня «Сердечная» У тебя такие уши! У тебя, не у меня! Вот бы мне такие уши! Я бы слушал всё подряд! Вот бы было здорово! Я бы слушал всё подряд! Как бы было здорово! Я бы слушал всё подряд! У тебя такие зубы! У тебя, не у меня! Вот бы мне такие зубы! Я обедал бы пол дня! Вот бы было здорово! Я обедал бы пол дня! Как бы было здорово! Я обедал бы пол дня! У тебя такие ноги! У тебя, не у меня! Вот бы мне такие ноги! И не надо мне коня! Вот бы было здорово! И не надо мне коня! Как бы было здорово! И не надо мне коня! У тебя такое сердце! У тебя, не у меня! Вот бы мне такое сердце! Все любили бы меня! Вот бы было здорово! Все любили бы меня! Как бы было здорово! Все любили бы меня! | Дети думают и отвечают на вопрос. |
2.10. Мультфильм и рисунок | -А сейчас, я раздам вам листочки и вы нарисуете любого персонажа русской народной сказки. А также включу мультфильм «Снегурочка». | Дети рисуют и смотрят мультфильм. |
3.Рефлексия | Сейчас я прошу подсчитать вас свои жетоны. Вы все хорошо постарались и поэтому я вручаю грамоту всему классу за хорошее знание и понимание русских народных сказок. Ребята, сегодня мы узнали то нужно не только благодарить народ за сказки, но и бережно относиться к ним. Ведь он – богатство нашей родины. Они дают нам уроки жизни. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним , как называется наше занятие. Что нового вы узнали на занятии? Всем спасибо за урок, вы молодцы. | |