Конспект урока по литературе "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Послушание и своеволие"
Конспект урока по литературе "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Послушание и своеволие"
Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
- ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
- поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;
- придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.
Базовый учебник: Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.
Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.
Названия медиафайлов:
Лягушка держит стрелу (И. Билибин )
Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)
Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)
Задание 3. Танец (отр. из м/ф)
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)
Встреча с дедом (отр. из м/ф)
Баба-яга (И. Билибин)
Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)
Медведь валит дуб (отр. из м/ф)
У: - Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.
« У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
(Ответы детей)
- Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
И тут же царь дал сыновьям новый приказ:
-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит квакушка, - почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?
- Как мне не кручиниться! - отвечал Иван-царевич. - Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!
- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят.
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!.
Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
- Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
- Только у ворот его стелить!
Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:
- А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (Мф № 3)
У: -Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками
соткать ковер?
- Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена
уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? ;
- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?
- Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях.
И: - Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе
говорят: «Хлеб - всему голова! Ковер соткать могла только рукодельница. А танец-то тут причем?
У: - Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!
Как пришел он, спрашивает его квакушка:
- Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
- Как мне не печалиться! - говорит Иван-царевич. - Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез.
- Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.
- Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
- Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:
- Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
Стали гости есть, пить, веселиться.
У: - О чем говорит такое поведение невесток?
(Об их глупости и завистливости)
У: - Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой
сказки? С чего начались беды Ивана?
(Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)
- Как поступил Иван?
(Своевольно)
-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)
(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)
Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.
(Ребята дорисовывают)
Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
У: - Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).
Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.
Итог урока:
У: - Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).
(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).
И: - Почему звери помогали Ивану-царевичу?
(Он их пожалел, и они его пожалели)
У: - Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
- Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Послушание и своеволие"»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Послушание и своеволие
Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
- ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
- поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;
- придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.
Базовый учебник: Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.
Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.
Названия медиафайлов:
Лягушка держит стрелу (И. Билибин )
Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)
Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)
Задание 3. Танец (отр. из м/ф)
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)
Встреча с дедом (отр. из м/ф)
Баба-яга (И. Билибин)
Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)
Медведь валит дуб (отр. из м/ф)
Ход урока:
Со звонком ребят встречает Иванушка.
И:-Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.
У:(когда все ребята сядут):
- Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?
-Ребята, что забыл сделать Иван?
(Поздороваться).
-Иванушка, при встрече со знакомыми, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.
И:-Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте, Лилия Викторовна и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали дома? (Смотрит рисунки). Теперь я точно уверен, что в моем государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.
У: - Иванушка, это еще раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки.
И: - Вы знаете, ребята, слушая сказку, я как будто перенесся назад, в свой родной мир.
У: - Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принес?
И: - Я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.
У: - Это очень хорошо, Иванушка, т. к. сегодня мы как раз будем читать такую сказку.
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
У: - Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.
«Царевна-лягушка».
(Мф №1)В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
- Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
- Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут,
там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
Иван-царевич говорит ей:
- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:
- Возьми меня замуж!
- Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
- Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
У: - Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую?
(Стрела указала)
- Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо еще летит, либо уже прилетела к лягушке.
И: - Лилия Викторовна, а почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?
У:- Ребята, а вы как думаете?
(Ответы детей)
- Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.
Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана-царевича – на лягушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
- Ну, сынки мои дорогие, вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебпечь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба. Поклонились царевичи отцуи пошли.
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит лягушка-квакушка, - что ты так запечалился? Или услышалот своего отца слово неласковое?
- Как мне не печалиться! - ответил Иван-царевич. - Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба...
- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие...
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
- Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес отцу.
Пришли и старшие царевичи, принесли свои караваи, – только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Принял у среднего, взглянул на него и сказал:
- Такой каравай только от большой нужды будешь есть!
Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал:
- Вот этот хлеб только в большие праздники есть! (Мф № 2)
У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
(Ответы детей)
- Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
И тут же царь дал сыновьям новый приказ:
-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит квакушка, - почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?
- Как мне не кручиниться! - отвечал Иван-царевич. - Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!
- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят...
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..
Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
- Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
- Только у ворот его стелить!
Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:
- А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (Мф № 3)
У: -Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками
соткать ковер?
- Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? ;
- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?
- Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях.
И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему напир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.
Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?».
И: - Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе
говорят: «Хлеб - всему голова! Ковер соткать могла только рукодельница. А танец-то тут причем???
У: - Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!
Как пришел он, спрашивает его квакушка:
- Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
- Как мне не печалиться! - говорит Иван-царевич. - Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез...
- Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.
- Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
- Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:
- Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые...
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила.
Жены старших царевичей увидели это и туда же: чего недопьют – в рукав льют, чего недоедят – вдругой кладут. А к чему, зачем – того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем.(Мф № 4)
Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди.
У: - Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава».Как вы понимаете эти слова?
- Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?
В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и... скромность.
Пошли танцевать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
У: - О чем говорит такое поведение невесток?
(Об их глупости и завистливости)
- Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей?
(Работа в группах).
(Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что, во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.
Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу:
- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у КощеяБессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь, только тогда и разыщешь меня... Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, – две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал. И повстречал он тогда старого старичка.
- Здравствуй, дедушка! - говорит Иван-царевич.
- Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? Рассказал Иван-царевич старичку свое горе.
- Эх, Иван-царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бес-смертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
У: - Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой
сказки? С чего начались беды Ивана?
(Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)
- Как поступил Иван?
(Своевольно)
-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)
(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
- Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?
(Нельзя поступать своевольно, неразумно.Необдуманный поступок может привести к беде)
- Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по тонким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним —не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. - Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
- Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь – а над ним летит большой селезень, Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень говорит ему по-человечески:
- Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
Пожалел Иван-царевич и селезня – не тронул его, пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! - думает царевич. Очень уж есть хочется...» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
- Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
- Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет – так есть хочется!
- Ах, Иван-царевич, - молвила щука, - сжалься надо мной - не ешь меня, брось лучше в синее море! Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
- Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?
(Пожалел, сжалился)
Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом.
Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга, костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
- Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
- Ах, баба-яга, костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда
и выспрашивала!
- И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила,
а царевич рассказал ей, что ищет жену свою, Василису Премудрую.
- Знаю, знаю! — говорит баба-яга. - Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет еедостать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
- Да есть ли где его смерть?
- Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее Иван-царевич и пошел.
И: - А кто такая баба-яга?
У: - Иванушка, ты что, не помнишь, кто такая баба-яга?
И: - Нет, Лилия Викторовна, в моей сказке ее точно не было.
У: - Вот, видишь, Иванушка, еще одна важная деталь: в твоей сказке бабы-яги не было!
- Ребята, расскажите Иванушке о бабе-яге.
(МФ № 7)Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть...)
И: - Непонятно, почему баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, если она могла его съесть?
У: - Иванушка, тут не так все просто. Баба-яга тоже подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живет баба-яга можно только через ее избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей. (МФ № 8)
И: - То есть получается, что баба-яга решает, кого можно впустить в тридесятое царство, а кого нет.
У: - Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.
И: - А это чей домик?
(Бабы-яги)
А как же он может повернуться к лесу задом, а к Ивану передом? Я вспомнил, в каком тереме я жил у моего батюшки. Так там такой фундамент крепкий.
У: - В этом рисунке есть ловушка.
- Ребята, вы догадались, какая?
(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)
Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.
(Ребята дорисовывают)
Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
У: - Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).
Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать. «Эх, - думает, где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. (МФ № 9) Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выбежал из ларца заяц и пустился наутек. «Где-то мой заяц? - думает царевич. - Он этого зайца непременно догнал бы...»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.
Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» - думает царевич. А уже селезень за уткой летит – прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
- Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо:
- Получай, Иван-царевич!
У: - Нарисуйте яйцо в зубах у щуки.
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.
Пошел Иван в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса Премудрая и говорит:
- Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать теперь я твоя весь век буду!
Выбрал Иван лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
Итог урока:
У: - Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).
(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).
И: - Почему звери помогали Ивану-царевичу?
(Он их пожалел, и они его пожалели)
У: - Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
- Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке