kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Послушание и своеволие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.

Задачи:

- ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;

- поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;

- придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.

Базовый учебник:  Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.

Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.

Названия медиафайлов:

  1. Лягушка держит стрелу (И. Билибин )
  2. Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)
  3. Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)
  4. Задание 3. Танец (отр. из м/ф)
  5. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)
  6. Встреча с дедом (отр. из м/ф)  
  7. Баба-яга (И. Билибин)
  8. Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)
  9. Медведь валит дуб (отр. из м/ф)

      

У: - Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.

« У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

(Ответы детей)

- Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

- У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

И тут же царь дал сыновьям новый приказ:

-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.

- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит квакушка, - почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?

- Как мне не кручиниться! - отвечал Иван-царевич. - Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!

- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят.

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!.

Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

- Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

- Только у ворот его стелить!

Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:

- А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!   (Мф № 3)

У: -Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками

со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена  
уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава?    ;

- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?

- Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях. 

И: - Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб        –  понятно. Как в народе

говорят: «Хлеб - всему голова! Ковер соткать могла только рукодель­ница. А танец-то тут причем?

У: - Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!

Как пришел он, спрашивает его квакушка:

- Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

- Как мне не печалиться! - говорит Иван-царевич. - Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез.

- Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.

- Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими жена­ми разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

- Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполоши­лись, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:

- Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоче­ная карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узор­чатые.

Стали гости есть, пить, веселиться.

У: - О чем говорит такое поведение невесток?

(Об их глупости и завистливости)

У: - Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой

сказки? С чего начались беды Ивана?

 (Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)

- Как поступил Иван?

(Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)

(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)

Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.

(Ребята дорисовывают)

Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.

У: - Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).

Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.   

 Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.

Итог урока:

У: - Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).

(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).

И: - Почему звери помогали Ивану-царевичу?       

(Он их пожалел, и они его пожалели)    

У: - Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

         Сегодня я узнал…

         Было интересно…

         Было трудно…

         Я выполнял задания…

         Я понял, что…

         Теперь я могу…

         Я почувствовал, что…

         Я приобрёл…

         Я научился…

         У меня получилось…

         Я смог…

         Я попробую…

         Меня удивило…

         Урок дал мне для жизни…

         Мне захотелось…

Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Послушание и своеволие"»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Послушание и своеволие


Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.

Задачи:

- ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;

- поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;

- придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.

Базовый учебник: Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.

Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.



Названия медиафайлов:

  1. Лягушка держит стрелу (И. Билибин )

  2. Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)

  3. Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)

  4. Задание 3. Танец (отр. из м/ф)

  5. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)

  6. Встреча с дедом (отр. из м/ф)

  7. Баба-яга (И. Билибин)

  8. Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)

  9. Медведь валит дуб (отр. из м/ф)


Ход урока:

Со звонком ребят встречает Иванушка.

И:-Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.

У:(когда все ребята сядут):

- Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?

-Ребята, что забыл сделать Иван?

(Поздороваться).

-Иванушка, при встрече со знакомыми, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.

И:-Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте, Лилия Викторовна и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали дома? (Смот­рит рисунки). Теперь я точно уверен, что в моем государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.

У: - Иванушка, это еще раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки.

И: - Вы знаете, ребята, слушая сказку, я как будто перенесся назад, в свой родной мир.

У: - Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принес?

И: - Я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.

У: - Это очень хорошо, Иванушка, т. к. сегодня мы как раз будем читать такую сказку.

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

У: - Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.

«Царевна-лягушка».

(Мф №1)В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

- Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

- Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут,

там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.

Иван-царевич говорит ей:

- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

- Возьми меня замуж!

- Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?

- Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.


У: - Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую?

(Стрела указала)

- Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо еще летит, либо уже прилетела к лягушке.

И: - Лилия Викторовна, а почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?

У:- Ребята, а вы как думаете?

(Ответы детей)

- Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.


Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана-царевича – на лягушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

- Ну, сынки мои дорогие, вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебпечь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба. Поклонились царевичи отцуи пошли.

Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит лягушка-квакушка, - что ты так запечалился? Или услышалот своего отца слово неласковое?

- Как мне не печалиться! - ответил Иван-царевич. - Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба...

- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие...

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

- Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес отцу.

Пришли и старшие царевичи, принесли свои караваи, – только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул на него и сказал:

- Такой каравай только от большой нужды будешь есть!

Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал:

- Вот этот хлеб только в большие праздники есть! (Мф № 2)


У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

(Ответы детей)

- Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

- У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.


И тут же царь дал сыновьям новый приказ:

-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.

- Ква-ква, Иван-царевич, - говорит квакушка, - почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?

- Как мне не кручиниться! - отвечал Иван-царевич. - Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!

- Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят...

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..

Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

- Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

- Только у ворот его стелить!

Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:

- А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (Мф № 3)


У: -Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками

со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.


У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена
уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? ;

- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?

- Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях.


И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему напир со своими же­нами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.

Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?».


И: - Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе

говорят: «Хлеб - всему голова! Ковер соткать могла только рукодель­ница. А танец-то тут причем???

У: - Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!


Как пришел он, спрашивает его квакушка:

- Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

- Как мне не печалиться! - говорит Иван-царевич. - Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез...

- Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.

- Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими жена­ми разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

- Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполоши­лись, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:

- Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоче­ная карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узор­чатые...

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Поку­шала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила.

Жены старших царевичей увидели это и туда же: чего недопьют – в рукав льют, чего недоедят – вдругой кладут. А к чему, зачем – того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая тан­цевать с Иваном-царевичем.(Мф № 4)

Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди.


У: - Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, кото­рые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает буд­то пава».Как вы понимаете эти слова?

- Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?

В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутрен­нее достоинство, и... скромность.

Пошли танцевать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.


У: - О чем говорит такое поведение невесток?

(Об их глупости и завистливости)


- Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей?

(Работа в группах).

(Ответы детей)

Подвести детей к мысли, что, во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, по­рой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совер­шает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.


Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу:

- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за триде­вять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у КощеяБессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь, только тогда и разыщешь меня... Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, по­ложил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело де­лается, – две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал. И повстречал он тогда ста­рого старичка.

- Здравствуй, дедушка! - говорит Иван-царевич.

- Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старичку свое горе.

- Эх, Иван-царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бес-смертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.


У: - Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.


- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой

сказки? С чего начались беды Ивана?

(Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)


- Как поступил Иван?

(Своевольно)


-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)

(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)



- Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

(Нельзя поступать своевольно, неразумно.Необдуманный поступок может привести к беде)

- Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.


Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по тонким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним —не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. - Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

- Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь – а над ним летит большой селезень, Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень говорит ему по-человечески:

- Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич и селезня – не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! - думает царевич. Очень уж есть хочется...» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

- Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.

И его пожалел царевич, пошел дальше.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

- Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет – так есть хочется!

- Ах, Иван-царевич, - молвила щука, - сжалься надо мной - не ешь меня, брось лучше в синее море! Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.


- Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?

(Пожалел, сжалился)


Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:

- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом.

Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга, костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

- Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

- Ах, баба-яга, костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда

и выспрашивала!

- И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила,

а царевич рассказал ей, что ищет жену свою, Василису Премудрую.

- Знаю, знаю! — говорит баба-яга. - Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет еедостать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

- Да есть ли где его смерть?

- Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее Иван-царевич и пошел.


И: - А кто такая баба-яга?

У: - Иванушка, ты что, не помнишь, кто такая баба-яга?

И: - Нет, Лилия Викторовна, в моей сказке ее точно не было.

У: - Вот, видишь, Иванушка, еще одна важная деталь: в твоей сказке бабы-яги не было!


- Ребята, расскажите Иванушке о бабе-яге.

(МФ № 7)Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть...)

И: - Непонятно, почему баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, если она могла его съесть?

У: - Иванушка, тут не так все просто. Баба-яга тоже подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живет баба-яга можно только через ее избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей. (МФ № 8)

И: - То есть получается, что баба-яга решает, кого можно впустить в тридесятое царство, а кого нет.

У: - Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.

И: - А это чей домик?

(Бабы-яги)

А как же он может повернуться к лесу задом, а к Ивану передом? Я вспомнил, в каком тереме я жил у моего батюшки. Так там такой фундамент крепкий.


У: - В этом рисунке есть ловушка.

- Ребята, вы догадались, какая?

(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)

Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.

(Ребята дорисовывают)


Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.


У: - Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).

Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.


Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать. «Эх, - думает, где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. (МФ № 9) Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выбежал из ларца заяц и пустился наутек. «Где-то мой заяц? - думает царевич. - Он этого зайца непременно догнал бы...»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.

Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» - думает царевич. А уже селезень за уткой летит – прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

- Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо:

- Получай, Иван-царевич!

У: - Нарисуйте яйцо в зубах у щуки.


Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.

Пошел Иван в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса Премудрая и говорит:

- Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать теперь я твоя весь век буду!

Выбрал Иван лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.


Итог урока:

У: - Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).

(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).


И: - Почему звери помогали Ивану-царевичу?

(Он их пожалел, и они его пожалели)

У: - Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке
























Урок-сказка по

литературе

в

5классе

« Царевна-лягушка»







Сентябрь 2012 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жлобицкая Ирина Владимировна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства