Классный час «Доброта творит чудеса»
2 класс
Тема: Доброта творит чудеса
Цели:
- обобщить знания учащихся о понятиях “доброта” и “забота”;
- помочь детям научиться лучше понимать других людей;
- воспитать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, взаимовыручки, отзывчивости;
воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом, умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Оборудование: плакат «Солнышко» с лентами – «лучиками», «цветочная поляна» с надписями качеств доброго человека, «цветик - семицветик», весы, записи песни «Дорога добра», «Одинокий пастух», П. Чайковский «Вальс цветов», фильм «Щенок»
Ход классного часа:
I. Вступительное слово
- Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте зажжем свечу.
- Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)
- А что может согреть душу человека? (Доброта)
«Доброта – это солнце, которое согревает душу»
(А. Грин)
- Чему посвящено сегодня наше занятие?
- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
II. Доброта творит чудеса
- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.
- «Золушка», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города», «Царевна - лягушка». Что я сейчас назвала?
- Какие герои могут быть в сказках?
1) Игра "Сказочный герой – добрый или злой"
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)
- В этих сказках есть волшебство и в них волшебники творят добро. В чём же это выражается?
- А вы можете помочь доброму человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство - это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: “доброта что солнце”.
- Солнышко озаряет всех своими лучами. И у нас расцвела волшебная поляна. Цветы нам расскажут о качествах добрых людей. ( На доске появляются цветы, на которых записаны слова: внимание, теплота, заботливость, отзывчивость, доброта, взаимовыручка, сострадание. Дети читают хором эти слова. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»)
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
- Заботьтесь о своей поляне, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте её солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
2) Игра «Цветик - семицветик»
- Валентин Катаев рассказал всем ребятам об одном удивительном цветке. Вы помните его название?
- Какие чудеса происходили в ней с девочкой Женей, когда она получила от волшебницы чудо-цветок?
- Все ли её желания были направлены на благо других?
- Давайте и мы попробуем использовать цветик-семицветик, но загадать желания не для себя.
(Проводится игра: у учителя цветок с 7 разноцветными лепестками, на которых записаны добрые пожелания. Ребята с места по выбору учителя отрывают 1 лепесток и говорят, кому его отправляют и читают пожелание.)
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на стоящему добрым?
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий. На нем человека ожидают взлеты и паде ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
3) Восточная притча
(читает учитель под музыку «Одинокий пастух»)
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
4 ) Рассказ Николая Агафонова «Щенок»
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо, и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
- Стоял перед выбором и Алешка Пономарев из рассказа Николая Агафонова «Щенок». Давайте вспомним, какой выбор был им сделан.
(Просмотр отрывка из кинофильма «Щенок» последний эпизод)
- Какие чувства вы испытывали к Валерке?
- Как вы оцените поступок Алеши?
- Ценность поступка Алеши Пономарева можем выразить следующими стихами:
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
5) «Добрые слова»
-Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
- Как вы можете дарить доброту людям каждый день?
- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи?
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро"
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
- А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Назовите пословицы и поговорки о доброте.
- Добрые дела красят человека.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
- От добра – добра не ищут.
- Доброе сердце лучше богатства.
- Доброе слово – половина счастья.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не ищи красоты – ищи доброты.
- Доброе дело дороже богатства.
- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
6) Добро и зло на чашах весов
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
-На одну чашу мы будем класть "зло" (таблички с надписями "Зависть", "Жадность", "Грубость" и т.д).
-Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою "капельку" (приготовить заранее). Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла".)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый.
III. Заключение
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
- Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными станут твои отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!
(Звучит песня Ю. Энтина «Дорога добра»)
- Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой.
- А что для этого нужно делать?
- Вы должны быть смелыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
- В добрый путь! (задуваем свечу)