kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Эх, Масленица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для знакомства с народным праздником «Масленица», повышение интереса к традициям русского народа, воспитание любви и патриотизма к своей Родине, развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Эх, Масленица».»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ»


Тема: «Эх, Масленица».



Цель: создание условий для знакомства с народным праздником «Масленица», повышение интереса к традициям русского народа, воспитание любви и патриотизма к своей Родине, развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

Обучающие задачи:

Задачи проекта:
Обучающие задачи:
- формировать представление детей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры) 
- познакомить с традиционным русским укладом, обычаями через изготовление куклы из ниток домашней масленицы

- познакомить с блюдами традиционной русской кухни.
Развивающие задачи: 
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам; 
- развивать поисковую деятельность, творческую активность; 
- развивать интерес к русскому народному фольклору
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
Планируемый результат:

Личностные УУД:

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».

2. Научатся выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

3. Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур

Регулятивные УУД :

1. Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.


Достигнутые результаты:

Внедрение « Дня проектных задач» в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр , игр - инсценировок на развитие двигательных и

музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. А знакомство со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок и изготовление куклы из ниток, развивали мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало.
Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.



Станция «Заигрыш».

Конспект занятия на станции «Заигрыш»


Тема: Изготовление куклы из ниток «Домашняя Масленица»

Цель: научиться выполнять куклу из ниток,

формировать представление о традиционной русской культуре

Задачи занятия:

Образовательные:

• овладение навыками изготовления куклы,

• расширение представлений об обычаях народов,

• закрепить знания по технике безопасности (работа с ножницами);

• развивать мелкую моторику рук;

Развивающие:

• развитие творческих способностей и творческого мышления;

способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;

Воспитывающие:

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать интерес к русским традициям;

• воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

• осуществлять совместную практическую деятельность;

• анализировать свою деятельность;

• умение слушать учителя.

Предметные результаты:

• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

• осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на ладонь;

• применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

• определять с помощью учителя тему и цель занятия;

Познавательные УУД:

Научиться перерабатывать полученную информацию и использовать её

Научиться находить ответы, используя свой жизненный опыт

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

• Уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников.

• Умение слушать учителя и одноклассников

Предметные результаты:

• Умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

• Способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

• Определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.

• Планирование практической деятельности на уроке.

• Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

• Умение вести небольшой диалог по теме урока

Материалы: набор шерстяных ниток,зубочистка.

Инструменты: ножницы.

Оборудование: заготовки пучков ниток, ИКТ (презентация)

Готовое изделие: образец куклы «Домашняя масленица», показы на каждый этап работы

.

Ход занятия.


1. Приветствие. Настрой на работу.

- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, гости званные и желанные! Усаживайтесь поудобнее да слушайте повнимательнее.

2. Актуализация знаний

- А начнём мы с отгадывания загадок. Кто к нам пришёл?

  • Все вокруг блины пекут,
    Кушать вдоволь нам дают,
    Чучело зимы сжигаем,
    А весну к нам зазываем.

Масленица. ( слайд №1)

- Что вы знаете об этом празднике? (Рассказы детей)

- Ведущий. (слайд №2)

Масленица – это древний славянский праздник. Это весёлые проводы зимы, озорённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Она получила своё название от того, что в этот период времени – последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России - …. И гулянья.

(Основным мировоззрением славян, как и у других древних народов, вплоть до девятого века было язычество.)

- Какое слово пропущено? Главными атрибутами масленицы является… Отгадайте загадку.

  • Масленицу мы встречали,
    Большую горку накатали,
    Маслом горку мы полили,
    Всех знакомых угостили.

Блин (слайд №3)

- Среда – лакомка (слайд №4)

- В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа.В этот день повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья.

Отгадайте, сто было ещё обязательным на праздновании масленицы?

  • На шесте стою
    Свысока гляжу
    Тело, руки голова
    Всё из соломы , у меня
    Обрядили, принесли
    С песнями меня сожгли.


Чучело масленицы (Слайд №6)

3. Целеполагание.

- Как думаете, что будем делать на занятии?

Тема: Изготовление поделки - куклы

Цель: научиться выполнять куклу

4. Из истории кукол из ниток. Рассказ

- Есть в народе еще такая традиция,- делать домашних куколок - Маслениц, которые считаются мощными домашними оберегами. Раньше их делали в каждом доме из лыка и соломы, обряжали в цветные лоскутки с растительными узорами: пышная юбочка, собранная особым образом была символом солнцеворота, обращенные вверх руки означали обращение к солнышку. По традиции куколок делают без лица, так они остаются неодушевленными. Домашняя масленица" - это небольшая лыковая или соломенная кукла. Она  издавна считалась символом достатка и оберегом жилища.

Можно сделать масленицу из ниток. Если делать куклу-оберег с добрым сердцем и мыслями, все получится!

5. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


6. Инструктаж по технике безопасности

- учащиеся повторяют правила работы с ножницами.


5. Практическая часть.


- Для изготовления куклы нам понадобятся: ( слайд №7)

  • Шерстяные нитки разных цветов

  • Ножницы

  • Зубочистка

- Порядок изготовления куклы(Слайды № 8 – 15) На каждом этапе показывается образец.

  1. Жёлтые нитки намотайте на руку 20 раз

  2. Свяжите из ниток кольцо в одном месте.

  3. После этого вставьте шпажку внутрь ниток и перевяжите красной ниткой, формируя таким образом голову.

  4. Для того чтобы сделать руки, намотайте еще одно кольцо из ниток желтого цвета. и завяжите моток с обеих сторон.

  5. Завяжите моток с обеих сторон.

  6. Руки проденьте в полость между нитками и закрепите.

  7. Обвяжите тело куклы крест-накрест красной ниткой и закрепите её.

  8. Разрежьте петли внизу и на руках и ваша «домашняя масленица» готова!

  1. Итог. Выставка кукол

- Какие ещё куклы можно сделать из ниток?( показ слайдов № 17- 19)

7. Рефлексия

- Как вы думаете, цель нашего занятия достигнута?

- Как будем использовать эту куклу.

Сегодня на уроке мы выполнили маленькие нитяные куколки «Домашняя масленица»

.



Станция «Лакомка».

Цель: приобщение к истокам народной культуры, познакомить со старинной технологией лепки из дрожжевого теста жаворонков-веснянок.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с тестом как поделочным материалом и способами его художественной обработки;

  • обучить технике работы с дрожжевым тестом;

  • освоить традиции народным приемам лепки.

Развивающие:

  • расширение знаний о пластических возможностях дрожжевого теста;

  • развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму; логическое мышление, внимание;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • развитие самостоятельного творчества детей при изготовлении жаворонка-веснянки;

  • ознакомление с народными встречами весны.

Воспитательные:

  • приобщение к русским национальным традициям;

  • формирование потребности в творческой деятельности;

  • воспитание аккуратности и трудолюбия;

Планируемый результат:

Овладение приемами моделирования различных видов изготовления жаворонков-веснянок, ознакомление с историей и смысловым содержанием народных традиций встречи весны.


Ход занятия.

  1. Подготовительный этап

Масленица – самый радостный, яркий и продолжительный праздник – проводы Зимы, который длится, целую неделю. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали один обряд - закликание весны.

Считалось, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. Предки славян считали: чтобы весна пришла, ее нужно позвать, попросить прийти, выкликать (отсюда и слово "заклички"). В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "грачами", "жаворонками", "пташками".  Встрече птиц и закликанию весны посвящен особый праздник. Он приурочен к астрономическому явлению – весеннему равноденствию, когда, как говорят в народе – «день с ночью меряются». Это 22 марта. Считалось, что в этот день прилетают сорок видов птиц. Считалось, что именно птицы приносят долгожданную весну и их звали, приглашали и встречали. Поэтому было очень важно весело встретить птиц. Почему так важен в сознании народа был этот древний земледельческий праздник? Это можно понять из текста закличек:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!



Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!


Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите,

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне

На овсяном снопе!


Весна, весна красная!

Приди Весна с радостью!

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!


Дети принимали участие и в лепке фигурок жаворонков и были главными действующими лицами ритуала закликания весны. Чтобы испечь "жаворонков", хозяйка замешивала тесто на чуть подогретой речной воде, причем на рассвете. Квашню накрывали скатертью и, пока тесто поднималось, затапливали печь. В день весеннего равноденствия пекли по нескольку десятков "жаворонков". Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись "жаворонки", не подгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье. Сдобрив "жаворонка" маслицем, румяный гостинец смазывали медом. На головке лепили хохолок - втыкали перышко. Печеных птах посылали родным и близким. Матери вместе с детьми лепили и пекли фигурное печенье, потом дети бежали со своими жаворонками на улицу, смотрели – у кого жаворонки краше, насаживали фигурки на прутья, бегали с ними по пригоркам, пели заклички, насаживали «жаворонков» на жерди плетней, потом головки фигурок отдавали скотине, а остальное съедали сами. В некоторых селах дети даже в школу не шли пока жаворонков не покликают.

Жаворонки в разных местах лепили по-разному. Существует множество разновидностей этих фигурок – и с распростертыми крылышками и со сложенными, с птенчиками на спинке, плетенных и с хохолками, похожих на реальных птичек или очень условно их изображающих

Вот и мы с вами сегодня приобщимся к старинной традиции, прикоснемся к родной культуре, почувствуем себя частью огромного взаимосвязанного мира, где человек, не господин, а только часть целого.


  1. Физкультминутка

Подвижная игра «Жаворонок».

Дети становятся в круг.

Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.


«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:

«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»


Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.


3.Практический этап.


Практическая цель нашего занятия – научиться лепить несколько видов жаворонков. Для этого нам нужно справиться со следующими задачами – понять и запомнить последовательность действий, научится моделировать фигурки из цельного куска теста, добиться аккуратности выполнения работы, освоить приемы украшения «жаворонков».

Жаворонки пеклись из разного теста: кислого, сдобного, постного, использовалась пшеничная или ржаная мука. Мы с вами сделаем жаворонков из дрожжевого теста. Давайте вспомним только что увиденный материал и ответим на поставленные в нем вопросы. Какие базовые формы лежат в основе фигурок? (Шар и «колбаска»)

Формировалась фигурка при помощи надрезов или свивания. Большинство конструкций жаворонков выводится из цельной формы, накладные детали встречаются, но реже. На технологической карте вы можете увидеть, какие типы жаворонков делались на основе шара, а какие на основе «колбаски». Технология лепки очень экономна по времени и позволяет создавать лаконичные выразительные формы. Для декорирования в разных местностях использовались семена, изюм. А чаще всего, хозяйки использовали просто надрезы имитирующие перья или плетение, делали отминки круглыми палочками, гребенкой. Приемы лепки и используемые инструменты были самыми простыми. Мастерицы умели передать красоту в простоте. Сегодня нам с вами предстоит лишь издали прикоснуться к традициям древности, попробовать почувствовать их смысл и связь с миром природы.

(Во время изготовления жаворонка играет музыка П.И.Чайковского «Песня жаворонка».

Дети под руководством педагога осваивают приемы лепки отдельных видов фигурок, последовательно переходя от простого к сложному. Учатся декорировать. Педагог осуществляет постоянный контроль за ходом работы, обходит рабочие места учеников, делает, при необходимости, подсказки и необходимые исправления.)


  1. Итог занятия. Рефлексия.

Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?
Посидели мы рядком

И поработали ладком

Жаворонков мы слепили-

Красну - Весну пригласили!

- Вы сегодня хорошо поработали. А я хочу узнать, понравилось ли вам сегодняшнее наше занятие? Довольны ли вы качеством выполненной работы?

Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны.

Давайте возьмём своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку – закличку.


Жавороночек на приталинке 
Распевает, распевает, 
Он зовет себе, он зовет себе 
Весну красную, весну красную. 
Не лежать снежкам во чистом поле 
Растопиться, растопиться, 
Во синё море, во синё море 
Укатиться, укатиться.


Жаворонки, жаворонки, 
Прилетайте к нам, 
Приносите нам Весну-красну, 
Красну солнышку, 
Тёплу гнёздышку!


 Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Эх, Масленица».

Автор: Фирсанова Алла Николаевна

Дата: 15.09.2017

Номер свидетельства: 428279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "исследовательская работа на тему: "Масленица: от прошлого к настоящему""
    ["seo_title"] => string(71) "issliedovatielskaiarabotanatiemumaslienitsaotproshloghoknastoiashchiemu"
    ["file_id"] => string(6) "311251"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459176564"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект внеклассного мероприятия по теме " Масленица""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiapotiemiemaslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "309571"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458822018"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Интегрированное внеклассное занятие по программе "И в миру, и в ладу" и программе "Данила мастер и Марья искусница " на тему "Масленица" "
    ["seo_title"] => string(145) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-zaniatiie-po-proghrammie-i-v-miru-i-v-ladu-i-proghrammie-danila-mastier-i-mar-ia-iskusnitsa-na-tiemu-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "137012"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417255186"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок по теме "Масленица. Решение задач." "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-po-tiemie-maslienitsa-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "189482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426929455"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему "Масленица" в старшей группе"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_khudozhestvenno_esteticheskomu_razvitiiu_na_temu_maslenits"
    ["file_id"] => string(6) "626810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677591404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства