kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное внеклассное занятие по программе "И в миру, и в ладу" и программе "Данила мастер и Марья искусница " на тему "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное внеурочное занятие  по программе «И в миру, и в ладу» и программе «Данила мастер и Марья искусница» на тему «Масленица».

Цели:

-Обобщение знаний учащихся (на данном этапе) по курсу «И в миру, и в ладу» и курсу «Данила мастер и Марья искусница».

-Ознакомить с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.

-Знакомство с жанрами устного народного творчества.

-Эстетическое, патриотическое, нравственное и духовное воспитание.

- Развить творческие способности.

- Умение работать в группе.

Оборудование: Рисунок масленицы и надписи с днями недели. Самовар, кухонные предметы для мастер класса и угощения. Костюмы скоморохов и русские народные; снежки-поделки; подушки, праздничный календарь, выставка рецептов блинов; поделка солнышко, птица жаворонок; буквенный конструктор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное занятие по программе "И в миру, и в ладу" и программе "Данила мастер и Марья искусница " на тему "Масленица" »

Дата проведения: 15.02.13

Интегрированное внеурочное занятие по программе «И в миру, и в ладу» и программе «Данила мастер и Марья искусница» на тему «Масленица».

Цели:

-Обобщение знаний учащихся (на данном этапе) по курсу «И в миру, и в ладу» и курсу «Данила мастер и Марья искусница».

-Ознакомить с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.

-Знакомство с жанрами устного народного творчества.

-Эстетическое, патриотическое, нравственное и духовное воспитание.

- Развить творческие способности.

- Умение работать в группе.

Оборудование: Рисунок масленицы и надписи с днями недели. Самовар, кухонные предметы для мастер класса и угощения. Костюмы скоморохов и русские народные; снежки-поделки; подушки, праздничный календарь, выставка рецептов блинов; поделка солнышко, птица жаворонок; буквенный конструктор.

Мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации к занятию.

Музыкальное сопровождение: Физкультминутка «Игра в снежки»- plus-music.org›игра в снежки.

Русская народная песня «Блины»- plus-music.org›минусовка блины.

Музыка для сценки «Скоморохи»- de.academic.ru›book.nsf/5117288/Скоморохи на Руси


Этапы занятия

Ход занятия


Формирование УУД,




Ι. Актуализация знаний.





Фрагмент занятия курса «И в миру, и в ладу»

Слайд 1.

НА ДОСКЕ:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин

Учитель: Догадались ли вы, какому радостному и светлому празднику будет посвящено наше занятие? (ответы детей) Верно, это масленица. Этот праздник пришел к нам из языческой Руси и сохранился после принятия христианства.



Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны – в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей.

Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу

Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят россияне Масленицу – праздник веселый, озорной.



Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы .

4.Струтуирование знаний.


II. Развитие умений.





























Учитель: Ребята, чтобы узнать как можно больше о празднике, научиться правильно, отмечать этот праздник мы будем с вами работать с несколькими заданиями и будем по ходу выполнения отмечать все этапы познаний на доске. Когда все части будут заполнены – это означает, что вы успешно справились с заданием!

- Ребята в народе говорили: « Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает». В этот праздник устраивали игры, водили хороводы, а Масленицу звали, приглашали. Давайте пригласим масленицу.



Ученик:

Уж ты, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра.

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладится.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

На доску вешаем рисунок масленицы-девы с русою косой.

Учитель: Длилось это развеселое гулянье целую неделю – с понедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите - ко мне их по порядку.( ответы детей)

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

Слайды 2,3.

Учитель: От чего произошло название праздника нам

прочитает из праздничного календаря

1ученик: Название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются, конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят, друг к другу в гости.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ритуалы масленичной недели.

Слайды 4,5,6.

2ученик:

1день: Понедельник – встреча (на доску)

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.


Фрагмент занятия курса «Данила мастер и Марья искусница»


У доски на парту усаживают куклу - работа выполнена группой учащихся на занятие «Данила мастер и Марья искусница» и прошла конкурсный отбор.


Фрагмент занятия курса «И в миру, и в ладу»


Слайд 7.

3ученик:

2 день: вторник – заигрыш (на доску)


Второй день Масленицы называется– заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.


Физкультминутка

(Поделка «Снежок» выполнена из ниток на занятиях «Данила мастер и Марья искусница»)

Игра в снежки. (под музыку) plus-music.org›игра в снежки


Слайд 8.

4ученик:

3 день: среда – лакомка (на доску)


Среда – лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:

«Месяц ты, месяц, выгляни в окошко, подуй на опару. Растворю я квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным – полна, полным – полна, с краями ровна!»


Фрагмент занятия курса «Данила мастер и Марья искусница»


Мастер класс по изготовлению теста для блинов. (Ученица показывает наглядно, в какой последовательности используются продукты для изготовления блинного теста.)

Ой, ты Лакомка
Среда!
Масляно сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

Выставка рецептов блинов на доске.

Накрываем стол у доски (скатерть, самовар ,чашки с блюдцами, пряники, блины, вязанка баранок)


Фрагмент занятия курса «И в миру, и в ладу»


Слайды 9,10.

5ученик:

4день: четверг – разгуляй (на доску)

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались, кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.


Фрагмент занятия курса «Данила мастер и Марья искусница»

(В руках у ученика поделка «Жаворонок», которая выполнена на занятие «Данила мастер и Марья искусница»).


Фрагмент занятия курса «И в миру, и в ладу»

Учитель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые зазывают людей на гуляния и праздники? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно, Скоморохи.

Скоморохи:- В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты, исполнители сценок...

Сценка «Скоморохи»-de.academic.ru›book.nsf/5117288/Скоморохи на Руси

Показ театрализованной постановки с использованием кулачных боев (подушками) в одежде скоморохов, и кто кого вытолкает за предел круга на одной ноге.

Слайд11.

6ученик:

5 день: пятница – тёщины вечери (на доску)

Зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождения друг к другу в гости, игры.

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Но в гостях не только чаевничали ,но играли в различные игры дружно и весело.

Работа в группах: соотнесите загадку с правильным ответом.

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают. (Блины.)

По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце.)

Дам поесть – ворчит,
Ничего не дам – молчит. (Сковорода.)

Не живое, а дышит. (Тесто.)

-Ребята, используя конструктор, сложите правильные ответы на загадки в последовательном порядке.

Учитель: Опрос учеников.



Слайд12.

7ученик:

6 день: суббота – золовкины посиделки(на доску)


Суббота - золовкины посиделки (золовка – сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. Поют песни, озорные частушки, танцуют.

Исполнение песни «Блины» plus-music.org›минусовка блины

1.Мы давно блины не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой, блины, блины, блины!

Ой, блиночки мои!

2.Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах

3.Моя родная сестрица-печь блины то мастерица

4.Напекла она поесть-

Сотен пять, наверно есть

5.На поднос блины кладет

И сама на стол несет

6 Гости будьте же здоровы,

Вот блины уже готовы

Слайд 13.

8ученик:

7день: воскресенье – прощёное воскресенье (на доску)


Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

Слайд 14.

9ученик:

Приходите в Воскресенье–
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!

Учитель: В этот день все друг у друга просили прощение и все обиды, накопленные за год, прощались. Ребята, хоть обиды и грехи прощаются все равно необходимо так прожить весь год, чтобы было не стыдно за причиненные обиды. (Ребята просят друг у друга прощение, обнимаются.)

А еще в Масленицу дарили подарки друг другу - символ весны, это солнышко. Ими взмахивали и приговаривали: «Нам наскучила зима! Прощай, прощай, прощай Масленица! Приходи, весна, с солнышком!»


Фрагмент занятия курса «Данила мастер и Марья искусница»

Дарим присутствующим поделки « Солнышко», сделанные своими руками.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.



Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе совместной работы в группах.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.















Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к традициям праздника, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Духовно- нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3.Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5.Эстетическое воспитание.







ΙΙΙ. Рефлексия.

И так, дорогие ребята, наше мероприятие подходит к логическому завершению, так как все необходимые атрибуты появились на доске. Так что же мы узнали об этом празднике, нам покажет викторина «Широкая масленица».

Слайды с 15 по 17.

1.От какого слова произошло название праздника масленица?

-от слова «масяня»

-от слова «масло»

-от слова «маска»

2.Без какого блюда не обходится масленица?

- колбаса

- блины

- попкорн

3.Символом чего является масленичный блин?

- луны

-мячика

-солнца

4.Кто веселит народ на масленице?

-клоун

-скоморох

-леший

5.В какой из дней масленичной недели принято в народе просить прощение?

-воскресение

-пятница

-среда



ΙV. Итог.


Учитель: Многие думают, что в последний день масленичной недели люди сжигают Масленицу. Но не Масленицу сжигают, а Зиму провожают.

Скоморохи:

1)Приходи, весна, приходи красна!

Пусть солнца улыбка будет ясна!

2)Пусть цветы пестреют всюду!

Подари, весна, тепло честному люду

1и 2) Уходи, зима! Приходи весна!

Весь класс:

С масленицей поздравляем

Праздник наш завершаем.

-Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?

(ответы детей).

Молодцы, но на этом наше мероприятие не заканчивается, в столовой вас ждет праздничное угощение. Ждем вас в столовой.



























Демонстрационный материал к занятию. Презентация на тему: «Масленица»

Слайд 1

Слайд 4

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 12

Слайд 13

Здесь представлены лишь нескольких слайдов презентации. Полный вариант содержит 17 слайдов. Фотоотчет использование оборудования на интегрированном занятие по теме «Масленица».

Выставка рецептов.

Использование интерактивной доски, ноутбука.

Использование кухонных принадлежностей.

Поделка «Кукла».

Поделки «Жаворонок», «Снежок», «Солнышко».

Использование буквенного конструктора.

На уроке присутствовали:

Заместитель директора по УВР _____________________________________ /Кондрашова Е.А.

Руководитель МО ________________________________/ Палькина В.Г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Людмила Алексеевна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства