Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему "Масленица" в старшей группе»
КОНСПЕКТ
итоговой организационно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию (лепка)
«Лакомка»
по лексической теме
«Проводы зимы. Масленица»
Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи:
Обучающая: уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы.
Развивающая: развивать интерес к обрядовым русским праздникам.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предварительная работа: беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Методы и приемы:
словесные: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя;
наглядные: образец; показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы;
практические: физкультминутка, самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование: интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "Здравствуйте"? Дети: Говоря по обычаю "Здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. "Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго". Воспитатель: На этой неделе слово "Здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему? Дети: Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы. Воспитатель: Какой сегодня день недели? Что он означает? Дети: Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной. Воспитатель: Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться. Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают: Воспитатель:
"Ой, ты печка - сударыня, Помоги нам, боярыня, Ты свари, испеки, обогрей, освети, Полечи и спаси, в дом богатство принеси." Воспитатель: Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним, как люди в старину жили.
Дети садятся на лавки перед печкой.
Воспитатель: Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю. Дети: Ранней весной, когда снег растает. Воспитатель: А чем пахали, покажите картинку. Дети: Землю пахали сохой, а помогала лошадь.
Ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр. Воспитатель: Давайте мальчики выберут землю для посевов.
Мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки. Воспитатель: Почему выбрали эту землю?
Дети: Потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная).
Воспитатель: Вспахали землю, а можно ли сеять? Дети: Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз.
Девочки рыхлят землю палочками. Воспитатель: Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси? Дети: Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком.
Ищут картинку с лукошком. Воспитатель: Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла?
Дети называют культуры.
Воспитатель: Давайте выберем зёрна ржи и посеем.
Сеют рожь в ящик с землёй .
Воспитатель: Посеяли. Что теперь делать?
Дети: Ждать.
Воспитатель: Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста?
Дети: Тепло, свет, вода.
Воспитатель: Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему?
Дети: Плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть. Воспитатель: Давайте попрыгаем и позовём дождик. Закличка Дождик, дождик, поливай, Будет славный урожай, Будет жито и ячмень, Долгий лён, зелёный хмель Будет белая пшеница, И в амбар пшено катиться. Запись "шум дождя" Воспитатель: Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему?
Дети:Загниют корни у растений.
Воспитатель: Что поможет?
Дети: Солнышко. Хоровод-закличка "Солнышко" "Солнышко, высвети! Красное ,выблесни! Мы на нивку идём, мы серпочки несём. Будем жито жать, тебя в гости ждать." Воспитатель: Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели. Запись "пение птиц". Воспитатель: Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть.
Дети: Нужны серп, цеп, жернова. Дети ищут картинки. Воспитатель: Как много сил надо приложить ,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать, а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут. Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи. Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором). Воспитатель: Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! Воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай.