kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему "Масленица" в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему "Масленица" в старшей группе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему "Масленица" в старшей группе»



КОНСПЕКТ

итоговой организационно образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию (лепка)

«Лакомка»

по лексической теме

«Проводы зимы. Масленица»

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.

Задачи:

Обучающая:  уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы.

Развивающая: развивать интерес к обрядовым русским праздникам.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа:  беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.

Методы и приемы:

словесные: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя;

наглядные: образец; показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы;

практические: физкультминутка, самостоятельная деятельность детей.

Материалы и оборудование:  интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).



Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "Здравствуйте"?
Дети: Говоря по обычаю "Здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. "Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель: На этой неделе слово "Здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети: Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель: Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети: Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель: Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают:
Воспитатель:

"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
Воспитатель: Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним, как люди в старину жили.

Дети садятся на лавки перед печкой.

Воспитатель: Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети: Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель: А чем пахали, покажите картинку.
Дети: Землю пахали сохой, а помогала лошадь.

Ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр.
Воспитатель: Давайте мальчики выберут землю для посевов.

Мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки.
Воспитатель: Почему выбрали эту землю?

Дети: Потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная).

Воспитатель: Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети: Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз.

Показывают картинку.
Воспитатель: Пусть девочки помогут измельчить землю.

Девочки рыхлят землю палочками.
Воспитатель: Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети: Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком.

Ищут картинку с лукошком.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла?

Дети называют культуры.

Воспитатель: Давайте выберем зёрна ржи и посеем.

Сеют рожь в ящик с землёй .

Воспитатель: Посеяли. Что теперь делать?

Дети: Ждать.

Воспитатель: Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста?

Дети: Тепло, свет, вода.

Воспитатель: Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему?

Дети: Плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть. Воспитатель: Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель: Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему?

Дети: Загниют корни у растений.

Воспитатель: Что поможет?

Дети: Солнышко.
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное ,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель: Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц".
Воспитатель: Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть.

Дети: Нужны серп, цеп, жернова.
Дети ищут картинки.
Воспитатель: Как много сил надо приложить ,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать, а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором).
Воспитатель:  Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! Воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Хуснуллина Ида Рифовна

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства