Урок по теме «Масленица. Решение задач» рассчитан на учащихся шестого класса, занимающихся по любому УМК. На уроке обобщается пройденный материал, повторяются действия с десятичными и обыкновенными дробями. Дети не только закрепляют навыки решения задач и уравнений, но и знакомятся с традициями встречи и проведения любимого всеми праздника Масленица, узнают о названиях каждого дня масленичной недели.
Цели урока:
1.Приобщить учащихся к культуре и традициям русского народа;
2. Совершенствовать умение решать задачи и уравнения;
3.Развить вычислительные навыки;
4.Через занимательные упражнения повысить интерес детей к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Масленица. Решение задач." »
Урок по теме «Масленица».
Цели урока:
1.Приобщить учащихся к культуре и традициям русского народа;
2. Совершенствовать умение решать задачи и уравнения;
3.Развить вычислительные навыки;
4.Через занимательные упражнения повысить интерес детей к математике.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:овладевают начальными навыками адаптации в обществе;принимают и осваивают социальнуюроль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:понимают суть арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями; решают задачи и уравнения изученных видов.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки;
познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; логически рассуждают, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и четко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Ход урока.
В начале урока выполним тест на проверку знаний по темам «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби». Он включает в себя 9 устных заданий с выбором ответа (буквы). Если кому-то из учеников трудно выполнить задание устно, он может делать короткие записи решения у себя в тетради. Пожелаем друг другу успехов. Стараемся выполнять задания быстро и правильно.
Поменялись тетрадями. Если все задания выполнены верно, то получиться название праздника масленица.
«5» - получено всё слово
«4»- 7-8 правильных ответов
«3» - 5-6 правильных ответов
Менее 5 верных ответов – с работой не справился
У вас будет возможность получить ещё одну оценку на уроке - за решение задач.
Сегодня мы познакомимся с историей удивительного праздника, любимого всеми россиянами.
Масленица – один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся в России и после принятия христианства. Она празднуется за семь недель до Пасхи ( в период с конца февраля до начала марта).
Наши предки воспринимали весну как начало новой жизни и поклонялись Солнцу, как источнику жизни. В честь Солнца сначала пекли лепёшки, а потом – блины. Блины – главное угощение на Масленице, они пеклись и поедались в несметных количествах. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, который она держала в секрете. Пекли блины каждый день, начиная с понедельника, но особенно много – с четверга по воскресенье.
Сейчас мы будем решать математические задачи. Желательно решить их несколькими способами. Ответ к каждой задаче будет соответствовать ответу на вопрос о празднике Масленица.
Вопрос 1.
Может, кто-то из вас знает, сколько дней длится Масленица?
Задача 1.
Фрекен Бок испекла 30 блинов. Карлсон утащил 30% всех блинов. Сколько блинов утащил Карлсон?
Ответ: 9 блинов
Масленица длилась 7 дней.
Каждый день Масленицы имел своё название. Какое? Предлагаю нам вместе отправиться в историю этого праздника и узнать о нём больше.
Вопрос 2.
Чем знаменит первый день Масленицы?
Задача 2.
Гуляли 60 детей. 2/3 из них катались на лыжах, а остальные – на коньках. Сколько человек каталось на коньках?
Ответ: 20 детей.
В первый день Масленицы делали чучело. Понедельник назывался – Встреча.
В этот день с утра народ сооружал из соломы и тряпок чучело, которое с почётом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.
Вопрос 3.
Как назывался второй день Масленицы?
Задача 3.
Таня испекла на праздник в два раза больше пирогов, чем Лена. Вместе девочки испекли 45 пирогов. Сколько пирогов испекла Лена?
Ответ: 15 пирогов.
Второй день Масленицы назывался Заигрыш.
Люди зазывали к себе в гости на блины и катались с горок.
Среда был днём, когда ……
Вопрос 4.
Куда ходили в гости в среду?
Задача 4.
Решите уравнение
у : 3,1 = 6,2
Ответ:
у = 19, 22
Зять ходил в гости к тёще. Среда называлась Лакомка.
Был у тёщи, да рад утёкши.
У тёщи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник.
Спросить детей, кто такие тёща, зять, свекровь?
Четверг – широкий разгул. В этот день проходили шумные катания, кулачные бои, взятие снежных городков.
Пятница – « тёщины вечёрки». Теща отдыхала от стряпни и шла в гости к зятю. В старину зять обязан был лично с вечера пригласить тёщу, а утром прислать званых. Тёща с вечера присылала всё необходимое для блинов: сковороды, половник, кадушку для опары.
Задача 5.
Чтобы испечь на масленицу сто блинов, маме потребуется 30 минут, а Тане – 60 минут. За какое время мама и дочь испекут вместе сто блинов?
Суббота – золовкины посиделки.
Если золовки были девушками, то невестка сзывала не только их, но и своих подруг. Если они были замужем. То она приглашала родню мужа, одаривала золовок подарками.
Название воскресенья, мы узнаем, если решим задачу.
Вопрос 5.
Как называлось воскресенье?
Задача 6.
Муж и жена брали деньги из одного сундука и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена остальные 690 рублей. Сколько денег было в сундуке?
Ответ: 2300 рублей.
Прощёное воскресенье – подготовка к великому посту. Все просили прощения за обиды вольные и невольные даже у незнакомых людей.
- Прости, сними с меня вину!
- Прости и ты меня, если что неладного между нами вышло.
- Бог простит.
Прощение завершалось поклоном и поцелуем.
Вот и закончилась Масленица, а теперь затягивай пояса потуже – да на Великий пост.
Выставляем сами вторую оценку за урок ( по количеству верно решённых задач).