kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс "Интеллектуальное картирование: от информации к смыслам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3

  1. Интеллектуальное картирование: сущность и содержание…………….…………… 3
  2. Структура интеллектуальных карт……………………….…………………………. 4

3.Основные действия составления «интеллектуальных карт» …….………………. 4

Заключение ……………………………………………………………………………………. 5

Библиографический список …………………………………….…………………………….6

Введение

В последнее время активно обсуждается вопросы осознанного заказа на собственный процесс и построения собственной траектории развития личности [2]. Построение каждым обучающимся своей собственной индивидуальной образовательной программы или траектории развития требует в современной ситуации от школы специальных технологий сопровождения.

В МБДОУ «СОШ №22» г. Чебоксары создано ученическое научное общество, где старшеклассники сопровождают каждого младшего школьника в реализации собственных исследовательских идей и замыслов, в рамках которого проводятся творческие мастерские по определению младшими школьниками собственного образовательного пути через использование различных ресурсов.

Одним из таких ресурсов, приемов, позволяющих реализовать собственное образовательное движение младшего школьника, является интеллектуальное картирование.

Интеллектуальное картирование – это картирование мышления, способ представления идей, замыслов в виде особых рисунков. Данный прием становится наиболее актуальным в младшем школьном возрасте, поскольку этот возраст характеризуется наглядно-образным видом мышления, что переходит постепенно в словесно-логический вид.

Целью исследования явилось определении структуры карты и выявлении её потенциала.

Объект исследования – интеллектуальное картирование.

Предмет исследования – преобразование информации в интеллектуальную карту с целью её осмысления.

Цель, объект, предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1) разработать структуру интеллектуальных карт;

2) ;

3) выявить потенциал использования интеллектуальных карт в рамках творческих мастерских.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение научно-популярной литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизация);

- эмпирические (наблюдение, эксперимент);

- статистические (обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыто содержание интеллектуального картирования как способ, собственный путь к освоению обучающимся младшего школьного возраста того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование  интеллектуальных карт в рамках организации творческих мастерских способствует построению собственной траектории развития.

1. Интеллектуальное картирование: сущность и содержание

Многие теоретики и практики утверждают, что умение и желание мыслить необходимо развивать с детства. Первостепенной задачей становится реализация собственного внутреннего заказа обучающегося к образованию.

Одним из эффективных средств по определению собственного образовательного пути является картирование. Под картированием понимается вид символической презентации, описывающей отношения между компонентами системы знаний [3]. В зависимости от того, с какой це­лью и какая система отношений описывается картой, различают разные методики картирования. Кар­тирование позволяет активизировать интеллектуальные процессы субъекта, акцентировать внимание как на содержании знания, так и на процессах его усвоения. Продуктом картирования является собст­венное представление содержания информации в виде формальной модели (образных схем). Разно­видностью таких образных схем и моделей являются карты. Процедуры картирования сопровождается процессом осмысления содержания информации. Поскольку картирование есть процесс создания карты, он всегда целенаправлен и имеет свою структуру.

Карты по­вышают эффективность процесса изучения учебного материала, степень его запоминания. На их ос­нове разрабатываются презентации, осуществляется генерация нового знания. Методика разработки интеллектуальных карт (или ассоциативных карт) связана с именами братьев Тони и Барри Бьюзен [1] и представляет собой способ многомерного представления информации через выявление ассоциативных связей центрального объекта. Они назвали его интегри­рованным, радиантным способом усвоения информации. Радиантным, потому что усвоение материа­ла осуществляется через ассоциативные мыслительные процессы, отправной точкой приложения ко­торых является центральный объект. Интеллектуальная карта позволяет охватывать и структурировать ог­ромный массив информации и управлять ментальной энергией обучаемого. Трехмерность интеллектуальных карт достигается использованием, помимо слов, цвета, образов, пространственных характеристик.

2. Структура интеллектуальных карт

Результатом кар­тирования является тот или иной вид карты, представляющей информацию в системе определенных параметров. Это эффективный инструмент структурирования и анализа информации Процесс интеллектуального картирования направлен на создание, анализ, интерпретацию информации в новой форме. При составлении интеллектуальных карт активно используют цвет, шрифт, рисунки, аб­бревиатуры.

Интеллектуальные карты рисуются на листах бумаги, при этом используются цветные карандаши и фломастеры. Построение карты начинается с центрального образа: в центре листа размещается цен­тральный образ. Это может быть рисунок или геометрическая фигура. Он должен быть подписан. Подпись – это название исследуемой темы, исследовательской идеи, замысла, т.е. центральный образ – это объект изучения.

К центральному образу крепятся ветви главных идей. Это основные идеи. Их может быть сколько угодно. Обычно от двух до десяти. К главным ветвям добавляют ветви подчиненных идей, ассоциативно связанные с главными идеями и детализирующие их. Этот ветви называются второстепенными – сюда включаются идеи следующего порядка. К подчиненным идеям добавляют идеи более низкого уров­ня с еще большей детализацией и т.д. Линии идей обычно имеют на карте разную толщину, обяза­тельно подписываются и снабжаются рисунками. При составлении интеллектуальных карт рекомендуют использовать разные шрифты, цвет, размер. Каждая часть общей структуры интеллектуальной карты сопровождается следующими вопросами для более четкого осмысления дальнейших действий при выборе своей траектории развития.

Таблица 1 – Структура интеллектуальной карты

Структура карты

Содержание

Основополагающий вопрос

Центральный образ

объект изучения

знаю, могу действовать

Основные ветви

мои предположения, идеи, которые расходятся от центрального образа

что я знаю точно, чего я не знаю и что для этого необходимо сделать

Второстепенные ветви

идеи следующего порядка

мои основные действия

3. Основные действия составления «интеллектуальных карт»

Интеллектуальное картирование нами представляется как способ, инструмент моделирования информации, исполь­зуемая для восстановления процесса мыслительной деятельности во время работы над пробле­мой. В целях активизации исследовательской деятельности младших школьников наиболее приемлема данная технология и более эффективно его можно реализовать в рамках творческой мастерской, поскольку, она позволяет включить в образовательный процесс дополнительные ресурсы. 

Составление интеллектуальной карты сводится к следующим основным действиям:

1) выбирается базовая идея как объект внимания/изучения и выражается в центральном образе. Этот образ рассматривается как базовая тема, в которую как элементы её структуры входят идеи более низкого уровня;

2) базовая идея реализуется в системе ассоциаций, тем.  Основные темы, связанные с объектом внимания / изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей. Для обеспечения трехмерности восприятия добавляется цвет или рисунок на каждую веточку;

3) ветви порождают систему собственных ассоциаций, которые в виде ветвей второго уровня отходят от них и также обозначаются ключевыми словами или образами, цветом и ри­сунком.

Для более четкого представления создания интеллектуальных карт была разработана «Как создать интеллектуальную карту?»

Таблица 2 – Памятка «Как создать интеллектуальную карту?»

Действия

Содержание

Сущность

  1. Найдите для вашей темы образ и нарисуйте его.

Одним рисунком можно выразить множество слов.

Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс

  1. Разместите найденный образ в середине листа
  1. Попробуйте ответить на вопрос: «Какие у вас возникают ассоциации  с темой вашего исследования».

Нарисуйте основные ответвления от центрального образа подписав каждое ответвление.

Ответвления должны быть изогнутыми. Прямые линии утомляют мозг.

 Подписывайте ответвления печатными буквами. Интеллектуальная карта будет более выразительной и гибкой

Используйте разные цвета, не менее трех, цвета активизируют мыслительный процесс. Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца.

Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей. Каждое ключевое слово должно появиться на карте только один раз

  1. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы возникают по теме исследования?».

 Продолжите разветвление основных направлений мысли

Второстепенные ветви должны расходиться во все стороны от узлов. Второстепенные ветви могут соединяться друг с другом

 Второстепенные ветви могут стать схемой осмысления темы, идеи исследования, позволяющая интерпретировать исследуемые в нее проблемы

Заключение

 В своей работе мы выяснили, что графическое изображение информации, презентует зна­чительный объем её осмысления, в виде интеллектуальных карт позволяет реализовать принцип построения собственной траектории освоения того знания, которое именно сейчас является наиболее важной для обучающегося младшего школьного возраста.  Нами была определена основная структура интеллектуальных карт.

Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что:

  1. картирование как процедура начинает занимать активные позиции как способ анализа и презентации важной информации, а также как инструмент обучения приемам ;
  1. эффективным средством осмысления информации для младших школьников является процедура картирования, которая позволяет ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные цели и приоритеты самого ученика, выявить структурные элементы осуществления собственных исследовательских замыслов;  
  2. интеллектуальное картирование – это ресурс собственного образовательного движения обучающегося, позволяющий разворачивать его индивидуальную образовательную программу, активизировать исследовательскую деятельность.

Библиографический список

1.      Екшембеева Л.В. Когнитивное картирование лингвистического знания / Л.В. Екшембеева. – М., 2009. – 133 с.

2.      Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение: концепции, технологии, опыт / Т.М. Ковалева. – М., 2014. – 245 с.

3.      Тарасова О.В. Формирование индивидуальной образовательной траектории / О.В. Тарасова. – СПБ., 2009. – 76 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Интеллектуальное картирование: от информации к смыслам"»

Мастер-класс



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ: ОТ ИНФОРМАЦИИ К СМЫСЛАМ





МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» города Чебоксары

































Чебоксары – 2016

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………….. 3

  1. Интеллектуальное картирование: сущность и содержание…………….…………… 3

  2. Структура интеллектуальных карт……………………..………………………….. 4

  3. Основные действия составления «интеллектуальных карт» ……..………………... 4

Заключение …………………………………………………………………………………….. 5

Библиографический список ……………………………………..……………………………...6

Введение

В последнее время активно обсуждается вопросы осознанного заказа на собственный процесс и построения собственной траектории развития личности [2]. Построение каждым обучающимся своей собственной индивидуальной образовательной программы или траектории развития требует в современной ситуации от школы специальных технологий сопровождения.

В МБДОУ «СОШ №22» г. Чебоксары создано ученическое научное общество, где старшеклассники сопровождают каждого младшего школьника в реализации собственных исследовательских идей и замыслов, в рамках которого проводятся творческие мастерские по определению младшими школьниками собственного образовательного пути через использование различных ресурсов.

Одним из таких ресурсов, приемов, позволяющих реализовать собственное образовательное движение младшего школьника, является интеллектуальное картирование.

Интеллектуальное картирование – это картирование мышления, способ представления идей, замыслов в виде особых рисунков. Данный прием становится наиболее актуальным в младшем школьном возрасте, поскольку этот возраст характеризуется наглядно-образным видом мышления, что переходит постепенно в словесно-логический вид.

Целью исследования явилось определении структуры карты и выявлении её потенциала.

Объект исследования – интеллектуальное картирование.

Предмет исследования – преобразование информации в интеллектуальную карту с целью её осмысления.

Цель, объект, предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. разработать структуру интеллектуальных карт;

  2. освоить действия составления «интеллектуальных карт»;

  3. выявить потенциал использования интеллектуальных карт в рамках творческих мастерских.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение научно-популярной литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизация);

- эмпирические (наблюдение, эксперимент);

- статистические (обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыто содержание интеллектуального картирования как способ, собственный путь к освоению обучающимся младшего школьного возраста того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование интеллектуальных карт в рамках организации творческих мастерских способствует построению собственной траектории развития.


  1. Интеллектуальное картирование: сущность и содержание

Многие теоретики и практики утверждают, что умение и желание мыслить необходимо развивать с детства. Первостепенной задачей становится реализация собственного внутреннего заказа обучающегося к образованию.

Одним из эффективных средств по определению собственного образовательного пути является картирование. Под картированием понимается вид символической презентации, описывающей отношения между компонентами системы знаний [3]. В зависимости от того, с какой це­лью и какая система отношений описывается картой, различают разные методики картирования. Кар­тирование позволяет активизировать интеллектуальные процессы субъекта, акцентировать внимание как на содержании знания, так и на процессах его усвоения. Продуктом картирования является собст­венное представление содержания информации в виде формальной модели (образных схем). Разно­видностью таких образных схем и моделей являются карты. Процедуры картирования сопровождается процессом осмысления содержания информации. Поскольку картирование есть процесс создания карты, он всегда целенаправлен и имеет свою структуру.

Карты по­вышают эффективность процесса изучения учебного материала, степень его запоминания. На их ос­нове разрабатываются презентации, осуществляется генерация нового знания. Методика разработки интеллектуальных карт (или ассоциативных карт) связана с именами братьев Тони и Барри Бьюзен [1] и представляет собой способ многомерного представления информации через выявление ассоциативных связей центрального объекта. Они назвали его интегри­рованным, радиантным способом усвоения информации. Радиантным, потому что усвоение материа­ла осуществляется через ассоциативные мыслительные процессы, отправной точкой приложения ко­торых является центральный объект. Интеллектуальная карта позволяет охватывать и структурировать ог­ромный массив информации и управлять ментальной энергией обучаемого. Трехмерность интеллектуальных карт достигается использованием, помимо слов, цвета, образов, пространственных характеристик.


  1. Структура интеллектуальных карт

Результатом кар­тирования является тот или иной вид карты, представляющей информацию в системе определенных параметров. Это эффективный инструмент структурирования и анализа информации Процесс интеллектуального картирования направлен на создание, анализ, интерпретацию информации в новой форме. При составлении интеллектуальных карт активно используют цвет, шрифт, рисунки, аб­бревиатуры.

Интеллектуальные карты рисуются на листах бумаги, при этом используются цветные карандаши и фломастеры. Построение карты начинается с центрального образа: в центре листа размещается цен­тральный образ. Это может быть рисунок или геометрическая фигура. Он должен быть подписан. Подпись – это название исследуемой темы, исследовательской идеи, замысла, т.е. центральный образ – это объект изучения.

К центральному образу крепятся ветви главных идей. Это основные идеи. Их может быть сколько угодно. Обычно от двух до десяти. К главным ветвям добавляют ветви подчиненных идей, ассоциативно связанные с главными идеями и детализирующие их. Этот ветви называются второстепенными – сюда включаются идеи следующего порядка. К подчиненным идеям добавляют идеи более низкого уров­ня с еще большей детализацией и т.д. Линии идей обычно имеют на карте разную толщину, обяза­тельно подписываются и снабжаются рисунками. При составлении интеллектуальных карт рекомендуют использовать разные шрифты, цвет, размер. Каждая часть общей структуры интеллектуальной карты сопровождается следующими вопросами для более четкого осмысления дальнейших действий при выборе своей траектории развития.

Таблица 1 – Структура интеллектуальной карты

Структура карты

Содержание

Основополагающий вопрос

Центральный образ

объект изучения

знаю, могу действовать

Основные ветви

мои предположения, идеи, которые расходятся от центрального образа

что я знаю точно, чего я не знаю и что для этого необходимо сделать

Второстепенные ветви

идеи следующего порядка

мои основные действия


  1. Основные действия составления «интеллектуальных карт»

Интеллектуальное картирование нами представляется как способ, инструмент моделирования информации, исполь­зуемая для восстановления процесса мыслительной деятельности во время работы над пробле­мой. В целях активизации исследовательской деятельности младших школьников наиболее приемлема данная технология и более эффективно его можно реализовать в рамках творческой мастерской, поскольку, она позволяет включить в образовательный процесс дополнительные ресурсы.

Составление интеллектуальной карты сводится к следующим основным действиям:

  1. выбирается базовая идея как объект внимания/изучения и выражается в центральном образе. Этот образ рассматривается как базовая тема, в которую как элементы её структуры входят идеи более низкого уровня;

  2. базовая идея реализуется в системе ассоциаций, тем. Основные темы, связанные с объектом внимания / изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей. Для обеспечения трехмерности восприятия добавляется цвет или рисунок на каждую веточку;

  3. ветви порождают систему собственных ассоциаций, которые в виде ветвей второго уровня отходят от них и также обозначаются ключевыми словами или образами, цветом и ри­сунком.

Для более четкого представления создания интеллектуальных карт была разработана «Как создать интеллектуальную карту?»


Таблица 2 – Памятка «Как создать интеллектуальную карту?»

Действия

Содержание

Сущность

  1. Найдите для вашей темы образ и нарисуйте его.

Одним рисунком можно выразить множество слов.

Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс

  1. Разместите найденный образ в середине листа

  1. Попробуйте ответить на вопрос: «Какие у вас возникают ассоциации с темой вашего исследования».

Нарисуйте основные ответвления от центрального образа подписав каждое ответвление.

Ответвления должны быть изогнутыми. Прямые линии утомляют мозг.

Подписывайте ответвления печатными буквами. Интеллектуальная карта будет более выразительной и гибкой

Используйте разные цвета, не менее трех, цвета активизируют мыслительный процесс. Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца.

Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей. Каждое ключевое слово должно появиться на карте только один раз

  1. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы возникают по теме исследования?».

Продолжите разветвление основных направлений мысли

Второстепенные ветви должны расходиться во все стороны от узлов. Второстепенные ветви могут соединяться друг с другом

Второстепенные ветви могут стать схемой осмысления темы, идеи исследования, позволяющая интерпретировать исследуемые в нее проблемы


Заключение

 В своей работе мы выяснили, что графическое изображение информации, презентует зна­чительный объем её осмысления, в виде интеллектуальных карт позволяет реализовать принцип построения собственной траектории освоения того знания, которое именно сейчас является наиболее важной для обучающегося младшего школьного возраста. Нами была определена основная структура интеллектуальных карт.

Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что:

  1. картирование как процедура начинает занимать активные позиции как способ анализа и презентации важной информации, а также как инструмент обучения приемам ;

  2. эффективным средством осмысления информации для младших школьников является процедура картирования, которая позволяет ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные цели и приоритеты самого ученика, выявить структурные элементы осуществления собственных исследовательских замыслов;  

  3. интеллектуальное картирование – это ресурс собственного образовательного движения обучающегося, позволяющий разворачивать его индивидуальную образовательную программу, активизировать исследовательскую деятельность.





Библиографический список

  1. Екшембеева Л.В. Когнитивное картирование лингвистического знания / Л.В. Екшембеева. – М., 2009. – 133 с.

  2. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение: концепции, технологии, опыт / Т.М. Ковалева. – М., 2014. – 245 с.

  3. Тарасова О.В. Формирование индивидуальной образовательной траектории / О.В. Тарасова. – СПБ., 2009. – 76 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер класс "Интеллектуальное картирование: от информации к смыслам"

Автор: Софронова Лариса Анатольевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства