-Ребята, а сейчас давайте поиграем. - Я вам раздам листочки, на которых вы видите слово ОБЩЕНИЕ. Вам нужно на каждую букву этого слова написать прилагательное, которое характеризует человека с той или иной стороны. А теперь давайте проверим, что получилось. -Какие же слова мешают нам красиво и правильно говорить? -Правильно.Очень часто мы слышим сквернословие. Многие считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все. А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте:" -Ребята, а как вы думаете , что такое культурная речь? -Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит. - А теперь давайте послушаем стихотворения ,которые приготовили ваши одноклассники. Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова - словно раны, слова – словно суд - С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Какой вывод вы сделали послушав стих? Физминутка -Много ситуаций создаёт жизнь и не всегда знаешь как поступить. Были ли у вас такие ситуации? Разыгрывание ситуаций. 1. Незнакомый человек спрашивает тебя как пройти к аптеке, а ты не знаешь…Твой ответ. 2. Ты хочешь пригласить на день рождения ребят. Как ты это сделаешь? 3. К тебе пришли товарищи, а мама в это время дала тебе поручение. Как ты поступишь? -Предлагаю поработать в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение. В добрый час молвить, в худой - промолчать. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. Доброе слово железные ворота отопрет. Долго думал, да хорошо сказал. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Красно поле пшеном, а беседа умом. Кстати промолчать, что большое слово сказать. Лишнее говорить, себе вредить. Складно бает, да дела не знает. Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке. От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих. -Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному". -Какие бы вы советы необходимые для культуры общения вы дали бы друг другу? - Ребят,я хочу вам напомнить некоторые правила культуры речи и прочитаем по очереди. -Правила «Культура речи» 1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений. 2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь». 3.Не спеши высказывать свои мысли. 4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль. 5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами. 6.Не говори быстро, не проглатывай слова. 7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать. 8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами. 9. Не давай кличек своим товарищам. -Мне бы хотелось , чтобы вы эти правило не только запоминали и применяли в повседневной жизни. Я хочу вам подарить памятки которые будут напоминать вам о нашем разговоре. |