развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;  
 воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
 ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией, плакат с надписью «Спасибо, тебе, БУКВАРЬ!»
      | Слайд 1 | Песня «Чему учат в школе» | 
  | 
 | Ведущий | Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «БУКВАРЕМ». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе. | 
  | Слайд 2 | 
  | 
 | Ученик   | Мы сегодня очень рады,    Всем ребятам, папам, мамам.    Мы приветствуем гостей,    Дорогих учителей.   | 
  | 
 | Ученик   | Всех знакомых, незнакомых -    И серьезных, и веселых.    Первый класс, первый класс,    Пригласил на праздник вас.   | 
  | 
 | Ученик   | Букв сначала мы не знали,    Мамы сказки нам читали.    А теперь читаем сами,    Подружились сказки с нами.   | 
  | 
 | Ученик   | Пусть зовут нас семилетки,    Пусть не ставят нам отметки.    Не ведем мы дневники,    Все же мы ученики.   | 
  | 
 | Ученик   | Любим светлый, чистый класс,    Это раз!    Здесь читаем мы слова,    Это два!    Ну, а в третьих, я в Сулине    Сам уже пишу записки.    И бабуля говорит:    «Мой внучонок вундеркинд!»   | 
  | 
 | Ученик   | Тому, кто хочет много знать,    Кто хочет книги прочитать.    Про горы и долины,    Про водные глубины,    Про звезды, ивы вдоль реки,    Не обойтись без Букваря!   | 
  | 
 | Ученик   | Я с этой книжкой первый раз    Пришел в свой первый светлый класс.    Я эту книжку полюбил,    Я в ней все буквы изучил,    И как мне радостно сказать:    «Умею я теперь читать!»   | 
  | 
 | Ученик   | Март месяц за окном стоит,    Весна в воздухе кружит.    А нам сегодня предстоит    Проститься с букварем!   | 
  | Слайд 3 | 
  | 
 | Букварь | - Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я – Букварь, учу читать,  Меня никак нельзя не знать  Меня изучишь хорошо –    И сможешь ты тогда  Любую книжку прочитать  Без всякого труда. | 
  | 
 | Ведущий | - Дорогой, Букварь! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостем! | 
  | 
 | Букварь | Спасибо за приглашение! | 
  | 
 | Ведущий | - Дорогие, гости! С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем и соблюдаем? | 
  | Слайд 4 | 
  | 
 | Ученик   | Вставайте дружно всякий раз,  Когда учитель входит в класс. Нельзя на уроке,-  Послушай, дружок,  Жвачку жевать  И кусать пирожок.   | 
  | 
 | Ученик   | Парта – это не кровать,  И на ней нельзя лежать.  Ты сиди за партой стройно  И веди себя достойно | 
  | 
 | Ученик   | Ответить хочешь – не шуми,  А только руку подними.  Учитель спросит – надо встать.  Когда он сесть позволит – сядь | 
  | 
 | Ученик   | Ежедневно по утрам Заниматься надо нам.  Мы с доски не сводим глаз,  А учитель учит нас. | 
  | Слайд 5 | 
  | 
 | Ведущий | Буквы – значки  Как бойцы на парад  В четком порядке, построены, в ряд  Каждый в условленном месте стоит  И называется …   | 
  | Слайд 6 | 
  | 
 | Хором | - Алфавит! | 
  | Лента букв | Ведущий | А почему буквы разного цвета?   | 
  | 
 | Ребята   | Гласные. Согласные мягкие и твердые. Не обозначают звука. | 
  | 
 | Ведущий | Молодцы! | 
  | Раздается стук, входит Нехочуха – переодетый пятиклассник | 
  | Слайд 7 | 
  | 
 | Нехочуха | Ой! Куда это я попал? | 
  | 
 | Ведущий | - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой? | 
  | 
 | Нехочуха | - Я – Нехочуха! Знаете такого? Помните такого? А вы что тут делаете? | 
  | 
 | Ведущий | Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник. | 
  | 
 | Нехочуха | Я тоже хочу на праздник. | 
  | 
 | Ведущий | - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься? | 
  | 
 | Нехочуха | -Я нигде не учусь! | 
  | 
 | Ведущий | Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?! | 
  | 
 | Нехочуха | - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха! | 
  | Слайд 8 | 
  | 
 | Ведущий | - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране. | 
  | 
 | Нехочуха | - Не знаю и знать ничего не хочу! | 
  | 
 | Ведущий | - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе? | 
  | 
 | Ответы детей | 
  | 
 | 
 | Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,  Не надо бабушку трясти:  “Прочти, пожалуйста, прочти!”  Не надо умолять сестрицу:  Ну, прочитай еще страницу!  Не надо звать,  Не надо ждать,  А можно взять и прочитать! | 
  | Слайд 9 | 
  | 
 | Ведущий | Нехочуха! Не хочешь ли ты поиграть с нами?   Сегодня у нас праздник, поиграем в игру.   | 
  | 
 | Нехочуха | Ну, ладно, давай | 
  | 
 | Ведущий   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Игра «Буква заблудилась»   Послушайте, что здесь написано: (читает) 
 | 
  | Слайд 10 | *На глазах у детворы Крысу красят маляры! (крышу) 
 | 
  | Слайд 11 | *Полюбуйтесь-ка, ребятки,   Раки выросли на грядке! (маки) 
 | 
  | Слайд12 | *Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался дом! (сом) 
 | 
  | Слайд 13 | *Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей! (грачей) 
 | 
  | Слайд 14 | *Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом! (коне) 
 | 
  | Слайд 15 | *По дороге вдоль села Мама с дочками пошла! (дочками) 
 | 
  | Слайд 16 | *Села в ложку и айда! По реке туда – сюда! (лодке) 
 | 
  | Слайд 17 | *На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок! (кочкам) 
 | 
  | Слайд 18 | Нехочуха, тебе понравилось? 
 | 
  | Слайд 19 
 Слайд 20 | Игра «В каком слоге больше всего слогов?»  Бабушка, дочка, Мама, сын, отец, дед, родственники.   
 | 
  | 
 | Ведущий | - Молодцы, ребята! И Нехочухе тоже понравилось, как я вижу. | 
  | Слайд 21 | 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 22 
 
 
 
 Слайд 23 
 
 
 Слайд 24 
 
 
 
 
 Слайд 25 
 
 
 
 Слайд 26 
 
 Слайд 27 | Ведущий | Вот и прекрасно, учиться – всегда пригодиться. Это даже очень интересно. А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении. (На доске крепим буквы: р, ж, д, у, б, а). Вот все буквы перед вами    Каждый может их назвать.    А теперь нам надо с вами,    В слово буквы все собрать. 
 Слушайте и отгадывайте букву! 
 1. С этой буквой, добрым утром,    Долгою дорогой в дом.    День за днем назло недугам,    Даже под дождем идем. /Д/   
 2.Утром на траве росою    Эта буква заблестит,    А под вечер на крылечке,    Рядом громко зарычит. /Р/   
  3. Эту букву паровоз    На своей трубе привез    Губы вытяни в трубу    И получишь букву /У/   
 4. Эта буква на морозе,    Как оса ужалить может.    Ну, а в мае на березе    Жук её узнать поможет. /Ж/   
  5. Эта буква бодрым шагом    В бой идет под барабан.    И бодает буква букву    Будто баловник баран. /Б/   
  6. Эта буква знаменита -    Стоит в начале алфавита. /А/   
  Какое слово получилось?   | 
  | 
 | Хором | Дружба | 
  | Песня Дружба | 
  | 
 | Ведущий | Эти пол года мы не только учились читать, но и дружить!   А Нехочухе было трудно, так как он этого ничего не знает. | 
  | 
 | Нехочуха | - Да, ребята сами читали, разгадывали, а я только слушал и мне было как–то не по себе. | 
  | 
 | Ведущий | - Это от того, что читать ты не умеешь!   
 - Какой вывод для себя сделали дети?   | 
  | 
 | Высказывания детей | 
  | 
 | Ведущий | Дорогой, Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”? | 
  | 
 | Нехочуха | - Нет! Я понял, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься! 
 БУКВАРЬ, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники. 
 | 
  | 
 | Букварь | Конечно, можно! | 
  | 
 | Ведущий | Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».   | 
  | 
 | Ученик | Спасибо, мамочка, тебе    За все заботы обо мне.    За то что в школу я хожу,    За книгу, что в руках держу.    Я эту книгу полюбил,    Я в ней все буквы изучил.    И как мне радостно сказать:   | 
  | 
 | хором | Умею я теперь читать! | 
  | 
 
 
 
 
 Слайд 29 
 
 Слайд 30 
 Слайд 31 
 Слайд 32 | Ведущий | Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас мы, проверим, вспомнят ли они названия сказок.  «Снежная принцесса» - это правильно? ……«Снежная королева»   
 «Илья–царевич и серый волк» –…………… «Иван–царевич и Серый волк»   
  «Мальчик и Карлсон» – …………..«Малыш и Карлсон»   
  «Гадкий цыпленок» -………… «Гадкий утенок»   | 
  | 
 | Ведущий | Молодцы мамы! Экзамен сдан! Молодцы, первоклассники!    Вы прочли Букварь до корки,    Вам по чтению пятерки!    Позади нелегкий труд,    Звукового  чтения.    Вам сегодня выдаю – Удостоверения!    В том, что вы Букварь прочли!    Полный курс наук прошли!    И теперь без передышки    Вы прочтете любые книжки.   | 
  | Вручение удостоверений | 
  | 
 | Ученик   | Мы прочтем любые книжки,    Разберемся в словаре.    Потому что всюду буквы,    Те же, что и в Букваре.   | 
  | 
 | Ученик   | Мы хотим сказать тебе спасибо!    Мы тебя за все благодарим!    Говорим тебе мы - До свидания!    Здравствуй! – новой книге говорим!   | 
  | 
 | Букварь | Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга - литературное чтение. | 
  | 
 | Литературное чтение | Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.    Я добрый друг и спутник твой.  Будь, школьник, бережным со мной.  Мой чистый вид приятен,    Оберегай меня от пятен.  Мой переплёт не выгибай  И корешок не поломай.  Меня в бумагу оберни.  Где взял меня – туда верни.  Запомни я – твой лучший друг, Но только не для грязных рук. | 
  | 
 | Букварь | - До свидания! Счастливого пути! (Букварь уходит) | 
  | 
 | Ведущий | Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе! 
 - Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Я благодарю всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия. |