Тема выступления на заседании МО учителей начальной школы "Формирование самооценки младших школьников" заинтересует педагогов, работающих над этой проблемой с первого класса. Здесь автор раскрывает смысл технологии самооценки учебных успехов детьми младшего школьноно возраста, типы и виды самооценки. Не останутся без внимания и рекомендации из личного опыта педагога по данной проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Смирнова Ирина Леонидовна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 г. Грязовец»
Грязовец 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Слайд 2 (цель и задачи)
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели необходимо начать формировать такую самооценку уже с первого класса.
Слайд 3 (самооценка)
Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Слайд 4 (самоконтроль)
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Слайд 5 (по мнению психологов)
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
В возрасте семи - одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Появление самооценки – не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.
Слайд № 6 (3 типа самооценки)
Различают 3 типа самооценки
Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.
Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.
Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.
Обучение детей с заниженной самооценкой мне даётся труднее. Дети имеют заметные успехи в учёбе, а самооценка остаётся на том же уровне.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.
Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?
Слайд № 7
Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Уже в 1 классе через все учебные предметы идёт обучение учащихся самооцениванию, где выбираются такие задания, в которых есть объективный однозначный критерий оценивания.
Слайд № 8
Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным учебным ситуациям. (Начинаю с «волшебной» линеечки, лесенки успеха)
Уже в 1 классе учащиеся могут совместно с учителем выбирать те критерии, по которым они смогут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Например: деление слов на слоги, сравнение выражений.
На уроках окружающего мира и математики дети оценивают выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность. Для этого использовала с детьми на уроках цветные кружки, линеечки, предметные картинки, «радугу» и др.
Слайд № 9 - 15
При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.
В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга, очевидно, что ребенку увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у самого себя.
Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.
Слайд № 16
Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. В системе оценивания учитываем следующие правила:
-обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;
-обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;
-оценивание только работы ученика, а не его самого.
Слайд 17
Формой, позволяющей и ребенку, и родителю, и учителю отслеживать движение первоклассника в развитии самооценки, на данном этапе становится портфолио и индивидуальная карта достижений ребенка.
В своей книге «ФГОС: оценка результатов обучения в 1-6 классах «З.А.Кокарева отмечает: «В первом классе достаточно научить детей пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребёнку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение двух оценок становится предметом рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, осознаёт сущность изучаемого материала».
Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4 -х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:
Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).
Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).
Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.
Под оцениванием понимаем «процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными соответствующими стандартами обучения» Процесс создания критериев и форм оценивания осуществляется совместно с учащимися и его рассматриваем, как способ формирования детской самооценки.
Результаты самооценивания на устных предметах учащиеся фиксируют в листах самооценки, сравнивая проделанную работу с поставленными целями или сверяя с заранее принятыми критериями.
Если в первом и втором классе критерии оценок обучающиеся устанавливали под руководством учителя, то в третьем они это делают уже с большей степенью самостоятельности. Главное отслеживать, чтобы содержательная оценка работы была предельно ясна: ученики должны чётко знать критерии, по которым оценивается работа. И важное условие - самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Слайд № 19
На уроках технологии, изо – своя система критериев. Их ребята определяют после составления плана работы или в соответствии с целями урока. Учитель фиксирует критерии на доске, и они являются ориентиром к достижению поставленной цели. В конце урока ребята оценивают себя сами или их оценивают одноклассники по заданным критериям.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами, второклассники, третьеклассники и четвероклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 - 4 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
В возрасте семи - одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.
Появление самооценки – не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.
Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.
Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.
Слайд 20
Рекомендации учителю
Для формирования адекватной оценки (на слайде)
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу. Учить слушать других. Воспитывать чувство сопереживания. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты. Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность. Вовлекать учащихся в коллективную работу. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Таким образом, для развития самооценки у младшего школьника мы используем технологии само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, которые также позволяют сформировать у учащихся ряд следующих умений: видеть границу между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности.
В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.
Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность, если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Литература
1.Кокарева З.А. ФГОС: оценка результатов обучения в 1 -6 классах. Учебно-методическое пособие под научной редакцией М.М.Поташника. Педагогическое общество России. Москва. 2016
2.Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Педагогическое общество России. Москва. 2016