Просмотр содержимого документа
«Россия - наша Родина»
Основы мировых религиозных культур
Урок № 1: Россия – наша Родина (урок-встреча).
Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями
- Россия
-Родина
-патриот
-отечество
- Президент
- государственные символы: герб, флаг, гимн
Задачи урока
– в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;
– в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;
– в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;
– вобласти умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Виды деятельности:
Знакомство, работа с картой, беседа, путешествие в слово «Родина», комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия:
Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы.
Оборудование: выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ; портреты
государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции ин, на которых изображены русские пейзажи, города и др.;
видеопрезентация из 37 слайдов со вставкой позывных, мелодии гимна Российской Федерации и слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям в программе фотостори.
Описание этапов занятия, форм и содержания работы учеников
Ход урока
Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки». Ребята! Меня зовут_______________________! С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное путешествие – мы начинаем изучение курса «Основы мировых религиозных культур». Эти занятия помогут Вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?», понять, какие ценности являются главными в жизни человека.
Тема первого занятия «Россия – наша Родина»(слайд 2). Но прежде, чем начать наш урок мы с вами поиграем в игру «Чем мы похожи».
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.
Ну, а теперь присаживайтесь за парты, мы начинаем занятие. Перед вами лежит книга, с которой мы будем работать. Посмотрите, полистайте её, я думаю, что вам будет очень интересно заниматься по ней. (1-2 минуты на знакомство с книгой)
Итак, откроем страницу 4. На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое – посмотрите на условные обозначения, вопросы и задания.
Прочитайте про себя 1 и 2 абзацы. Как можно назвать страну, в которой мы живем? (Российская Федерация, Россия, Отечество, Родина). А как называется наша малая Родина? (назвать свой полный адрес)
Слайд карта работа с картой. Показ России на карте мира, показ Оренбургской обл на карте России, показ на карте район и населенный пункт.
Россия – это страна,…государство, территория. А что есть у каждого государства? Как можно отличить одно государство от другого? (герб, флаг, гимн). Это наши государственные символы – герб, флаг, гимн.
Слайд геральдика 7,8.9,10
Ребята! Путешествие наше продолжается. А для путешественника – первая вещь – это карта. У каждого из вас на столе лежит атлас. Ваша задача – научиться по ней ориентироваться (на партах учащихся приготовлены карточки с географическими названиями). Вначале приглашаю выйти детей, у кого на карточках названия городов. Они выходят и прикрепляют на большую карту с помощью маленьких магнитиков свои карточки. Затем на карте появляются названия гор, морей, озер, рек.
Моря: Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море, Черное море.
Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро
Реки: Ангара, Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.)
Постановка основополагающего вопроса: «Какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина. Откуда пошло название Родина. Подберите однокоренное слово к слову Родина, (Родина- род, родиться, родня), а какое слово является синонимом к слову Родина (Отечество).Подберите однокоренное слово к слову Отечество
(Отечество – отец)
Родина- страна, в которой родился.
Отечество- страна, где жили отцы и деды, предки.
3) Чем наша Родина отличается от других стран, чем особенна? (Чем богата?)
5)Людей много. Есть то, что отличает людей друг от друга (мы все разные), но есть и общее. Чем мы отличаемся?
(Лицо, цвет волос, рост, размер, язык, вера)
6) Чем похожи? (Живем в одной стране, говорим на русском языке, ходим в школу. Моральные принципы)
Итак, тема нашего урока «Россия – наша Родина». Как вы понимаете тему урока? Собираю все эти понятия в связный рассказ. Слайд 1
Актуализация знаний по теме урока. Запись в тетрадь темы урока. Слайд 2
Мотивация: «Вы узнаете». Слайд4
Путешествие в слово. Портрет слова «Родина».Слайды 5
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Читаем первые два абзаца. Беседа с учащимися.
Как называется страна, в которой мы живем?
Кто является главой нашего государства?
Что вы можете сказать о территории нашей страны?
Назовите столицу, покажите ее на карте. Слайды 6
Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайды 15
Физминутка
Комментированное чтение 3 абзаца. Выборочный пересказ. Что такое духовный мир?
Комментированное чтение 4, 5, 6, абзацев. Выборочный пересказ. Что такое внутренний мир человека?
Комментированное чтение 7, 8, 9 абзаца. Выборочный пересказ. Что такое культурные традиции? Слайд 17,18,19
Первичное закрепление.
Работа со словарем. Слайд 5,6
Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?
( Патриот).
А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд в тетрадях.
1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов . Слайды 22,23
2 группа – композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский. Слайды 24,25
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев. Слайды 26,27
4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица», Василия Ивановича Сурикова – «Взятие снежного городка», Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». Слайды 28,29,30
5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова. Слайды 36
6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко. Слайды 31,32
А кто является гордостью нашего села? Кем гордится наша малая Родина? Чьими именами названы улицы нашего прекрасного города? Что вы знаете о наших земляках? Назаров, Горшенин С.Г., Шабанов П.А.,
VI. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:
Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами села, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш поселок, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории села» (Запись домашнего задания)
VII. Итог урока. Рефлексия (1 мин, ответы по желанию):
Что вам понравилось?
Что узнали нового?
Закончите предложения:
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
А теперь я вам предлагаю посмотреть слайд-шоу, посвященное нашей большой и малой Родине.
Вопрос-мостик к следующему уроку: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»
Дидактические материалы к занятиям
Географическая карта России
Политическая карта мира
Карточки с географическими названиями
Портреты, картины художников, карточки с названиями
Карточки для работы в группах
Домашнее задание:
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций в вашей семье.
Подготовьте рассказ о традициях вашей семьи.
Приложение
1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов . Слайды 22,23
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев. Слайды 26,27
4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица», Василия Ивановича Сурикова – «Взятие снежного городка», Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». Слайды 28,29,30
6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко. Слайды 31,32
А кто является гордостью нашего села? Кем гордится наша малая Родина? Чьими именами названы улицы нашего прекрасного города? Что вы знаете о наших земляках? Назаров, Горшенин С.Г., Шабанов П.А.,