Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Автор: воспитатель ГПД Седова Галина Павловна
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В.А. Сухомлинский
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.
Каждый человек именно через игру проходит школу жизни, познаёт окружающий мир, учится человеческим отношениям. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Игра - вечный спутник детства. Она создаёт предпосылки формирования умственных способностей ребёнка. Если ребёнок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то обогащается его личный опыт, формируется память, внимание, способность восприятия. В этом возрасте происходят позитивные изменения и преобразования во всех сферах психического развития ребёнка: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Поэтому чем больше позитивных приобретений будет у ребёнка, тем легче ему будет справиться со сложностями подросткового возраста.
К сожалению, у современных детей фактически не остаётся времени на игровую деятельность. Приоритетной считается учебная деятельность. Обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни учеников начальных классов. Дети не знают игр, не знают, во что играть, не знают в «кого играть». Любимыми их развлечениями стали электронные игры в телефонах и компьютерах. Внешние обстоятельства жизни способствуют тому, что коллективные игры, так нужные детям, стали совсем не популярными в их среде. Поэтому наша задача педагогов и воспитателей вернуть детей в игровой мир.
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений ребенка, участвовать в игре в качестве партнёра, друга. Среде окружающих его взрослых ребёнок предпочитает тех, кто любит с ним играть. Ничто не может так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Но игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И этими людьми должны стать , безусловно, родители, а затем воспитатели и учителя.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, раскрепощаются , перестают стесняться. Дети играют, в основном, в те сюжетно-ролевые игры, содержание которых им понятно. Это игры на тему «Дом», «Семья», «Магазин», «Школа», «Больница», «Война», «Парикмахерская». Это позволяет им освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, родитель, учитель, водитель, продавец и т.д.
Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, закрепляют новые формы общения и взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально-значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели.
Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
« Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, он играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным, ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он».
Юркевич Виктория Соломоновна
к.п.наук ведущий научный сотрудник
психологического института РАО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников »
Автор: воспитатель ГПД Седова Галина Павловна
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В.А. Сухомлинский
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.
Каждый человек именно через игру проходит школу жизни, познаёт окружающий мир, учится человеческим отношениям. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Игра - вечный спутник детства. Она создаёт предпосылки формирования умственных способностей ребёнка. Если ребёнок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то обогащается его личный опыт, формируется память, внимание, способность восприятия. В этом возрасте происходят позитивные изменения и преобразования во всех сферах психического развития ребёнка: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Поэтому чем больше позитивных приобретений будет у ребёнка, тем легче ему будет справиться со сложностями подросткового возраста.
К сожалению, у современных детей фактически не остаётся времени на игровую деятельность. Приоритетной считается учебная деятельность. Обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни учеников начальных классов. Дети не знают игр, не знают, во что играть, не знают в «кого играть». Любимыми их развлечениями стали электронные игры в телефонах и компьютерах. Внешние обстоятельства жизни способствуют тому, что коллективные игры, так нужные детям, стали совсем не популярными в их среде. Поэтому наша задача педагогов и воспитателей вернуть детей в игровой мир.
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений ребенка, участвовать в игре в качестве партнёра, друга. Среде окружающих его взрослых ребёнок предпочитает тех, кто любит с ним играть. Ничто не может так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Но игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И этими людьми должны стать , безусловно, родители, а затем воспитатели и учителя.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, раскрепощаются , перестают стесняться. Дети играют, в основном, в те сюжетно-ролевые игры, содержание которых им понятно. Это игры на тему «Дом», «Семья», «Магазин», «Школа», «Больница», «Война», «Парикмахерская». Это позволяет им освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, родитель, учитель, водитель, продавец и т.д.
Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, закрепляют новые формы общения и взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально-значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели.
Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
« Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, он играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным, ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он».