kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки и озера родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжаем знакомство с родным краем. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реки и озера родного края»

Реки и озера родного края


Сегодня мы продолжаем знакомство с родным краем. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Посмотрите на карту и ответьте на вопросы:

1.Как называется край, где мы живём?

Чук.авт.округ
2. В какой природной зоне?

Округ расположен в зоне лесотундры, тундры и арктических пустынь.
3. Какая поверхность нашего края?

Рельеф преимущественно горный.

  1. Как называется наш окружной центр? Г. Анадырь

  2. Какими полезными ископаемыми богат наш округ?

Чук.авт.округ обладает богатейшими ресурсами золота,олова, меди,серебра. Вольфрама.полудрагоценных камней.

(Ответы детей сопровождаются работой с картами)

Для того, чтобы узнать чему будет посвящен сегодняшний урок, послушай стихотворение

«Вода – бесценный дар природы»
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

У- Какова главная мысль этого стихотворения?.....

Верно. Вода – бесценный дар природы

Вода – это то вещество, без которого невозможна жизнь на Земле. Жизнь зародилась в воде. Она сопровождает человека, растительный и животный мир с рождения до смерти.

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет ни только для существования всего живого на Земле, ведь все живые организмы на 70% состоят из воды, она играет большую, неоценимую роль в создании условий для существования живого. Вода необходима для работы различных объектов экономики- в промышленности ,сельском хозяйстве, для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.

Замечательные слова о воде сказал Антуан де Сент-Экзюпери

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.

Ты самое большое богатство на свете».



- Назовите ключевые слова этой фразы… (вода – жизнь, самое большое богатство на свете)


. Какой вопрос мы сегодня перед собой поставим?

Каково богатство воды в Чук.авн.округе.

Но прежде вспомним, что нам известно о водоемах.

У. – Каким цветом обозначена вода на карте?..............

Вода обозначена синим цветом.

У. – Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?..................

Синего. Потому что 2/3 поверхности занимает вода.

У.- одинаковая ли вода на вкус?.....................

Нет, вода бывает пресная и соленая

У._ Где вода соленая?................

В морях и океанах.

У.- Какие пресные водоемы вы знаете?................

Да, это озеро, река, пруд, канал, водохранилище.

У.- давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

- А сейчас мы поработаем с картой нашего края.

О каком водоеме мы начнем разговор, вы узнаете, если отгадаете загадку:


Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. ………..(Река)

– Что такое река?.................

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?.................

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?............

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?.........

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?.............

+ Нужно встать по течению.

– У каждой реки свое русло.

– Как вы думаете, что такое русло?................

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?.............

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?.......

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое

  2. ледниковое

  3. подземные воды

  4. снеговое.

А теперь снова вернемся к карте.


О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!


- Найдите на карте территорию, где мы живем. (ученики находят на карте и называют) (Чукотский Автономный Округ)


Чукотский автономный округ занимает Чукотский полуостров

Он омывается Восточно-Сибирским и Чукотским морями с севера, Беринговым морем с юга и Беринговым проливом с востока.

Моря Чукотки и поверхностные воды суши представляют собой огромный комплекс природных ресурсов. Характерными особенностями морей Чукотки являются тяжелая ледовая обстановка, штормы, туманы, сильные приливные течения.

Но наша задача – поближе познакомиться с реками и озерами родного края.

На территории Чукотского автономного округа протекает 315 425 рек общей протяженностью 734 788 км. Реки принадлежат бассейну Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Горный рельеф Чукотки и малая испаряемость предопределяют очень густую речную сеть. Характерная особенность рек нашего региона — их небольшая длина. На территории Чукотки протекает свыше 8000 рек длиной более 10-20 км, но длина только нескольких десятков рек превышает 100 км.


Самая крупная на Чукотке река — Анадырь берет начало в центре Анадырского плоскогорья. Общая протяженность ее 1150 км. В верховьях река струится меж отвесных, грозно нависших скал, а выходя из гор, петляет среди болот обширной Анадырской низменности. [По пути Анадырь вбирает в себя бурные левые притоки: Белая, Танюрер; правые: Майн, Еропол, Яблон. Ширина реки в среднем течении значительна, а в устье достигает 3 км.

Река впадает в залив Онемен —лиман, продолжающий долину реки Анадырь.

Другая крупная река, впадаюшая в залив Онемен, река Великая, она берет начало на Корякском нагорье. Отсюда берет начало и река Хатырка, впадающая в Берингово море.

Часть рек Чукотки принадлежит к бассейну реки Колымы, которая впадает в Восточно-Сибирское море. Главные чукотские притоки Колымы: Омолон, Большой и Малый Анюй.


Река Омолон —самый крупный приток Колымы. Общая протяженность реки 1114 км. Истоки Омолона находятся в Магаданской области .Река течет на север в узкой долине, Затем она выходит за пределы Чукотского автономного округа и уже на территории Якутии течет по широкой Колымской низменности, разбиваясь на большое число рукавов.

Амгуэ́ма – река Иультинского района. Название происходит от чукот. «омваан» – «широкое место». Исток реки находится в наиболее высокой части Чукотского хребта на Чукотском нагорье. Река впадает в Чукотское море, в обширный мелководный залив. Длина реки 498 км. По площади Амгуэма занимает 2-е место среди рек Чукотского АО  и 41-е – в России[*].  Слева в реку впадает наиболее крупный приток – Экитыки. В верхнем течении Амгуэма – горная порожистая река с бурным течением, местами течёт в каньонах, низвергаясь водопадами. В среднем течении она пересекает Амгуэмскую впадину. Петляет по плоской широкой долине, разбиваясь на рукава. Крупные реки и озёра бассейна реки богаты рыбой, ловится голец, хариус, чир, налим, форель. На берегах реки находится пос. Амгуэма

Мараваам — река, которая тоже   протекает по Иультинского  района.

Длина реки 98 км. Берёт исток со склонов горы Зубчатая, впадает в Амгуэму слева от её устья.

Название в переводе с чукотского  Маравваам — «злая река». Согласно местным преданиям, поздней зимой под лёд ушёл чукотский караван, оставшиеся в живых люди потому так и прозвали реку.


На Чукотке могут быть выделены реки двух типов: горные и равнинные. Но большинство крупных рек Чукотки по своим особенностям смешанные: в верховьях они относятся к типичным горным, а в нижнем течении — к равнинным.

Реки Чукотки имеют преимущественно снеговое и дождевое питание. Они также пополняются водой за счет подземных вод и летнего таяния многолетней мерзлоты.


Уровень воды в реках в течение года сильно меняется. Воды в них особенно много во время половодья, а также после сильных дождей во время летних и осенних паводков. Вскрывающиеся с верховьев реки несут льды, которые сталкиваются с ледяными полями в среднем и нижнем течении. В результате возникают заторы и сокрушительные наводнения, когда реки

особенно быстро разрушают берега. Сливаясь, реки и озера образуют сплошное «море». Однако после малоснежных зим половодья может совсем не быть.


Ледостав на реках начинается на Чукотке в конце сентября - в первой декаде октября. Сначала лед появляется на участках с медленным течением воды —, постепенно замерзают и участки с более быстрым течением. Нередко замерзание сопровождается образованием плывущих льдин, которые, смерзаясь, создают заторы, Вода начинает идти поверх льда.


Зимой мелкие реки промерзают до дна, В это время на реках Чукотки самый низкий уровень воды.


На больших и средних реках зимний сток поддерживается за счет подземных вод, поступающих с больших глубин по тектоническим трещинам.


В середине мая и в первой декаде июня на севере начинается ледоход. На промерзших до дна реках ледохода не бывает, так как основная масса льда тает на месте.


Послушайте, пожалуйста шуточное стихотворение.

Течет река … Течет река …

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!


- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют эти водоемы в природе и в жизни человека?......


Верно, это и дом для растений и животных

место отдыха

вода для питья

вода для хозяйственных нужд.



Посмотрите на карту.

Что обозначают эти голубые «окошки»?.....


Правильно, озера.


На территории Чукотки выделены четыре наиболее многочисленные группы озер –среди них есть ледниковые,  старичные и лагунные. В целом, озера Чукотки изучены слабо. Основные источники питания –  воды сезонно-талого слоя и атмосферные осадки. Озера в округе разнообразны по своему происхождению, возрасту и характеристикам. Прибрежные озёра Ледовитого океана имеют лагунное происхождение, вследствие чего вода в них является солёной. Большинство озёр являются проточными, при этом низинные нередко зарастают и превращаются в трясины.

Крупнейшие -озёра  КрасноеМайницПекульнейскоеКойныгытгынВаамочка,


а также уникальное, самое известное из горных озер — Эльгыгытгын, изучение которого позволит понять, каким был климат на Земле тысячелетия назад.


Оно расположено в идеально круглой котловине диаметром около 17 км. Максимальная глубина в центре озера — 169 м. озеро расположено в

В переводе с чукотского «эльгыгытгын» означает «белое» или «нетающее». Озеро представляет собой заполненный водой кратер, образовавшийся около 3,6 млн лет назад.

Происхождение котловины неизвестно. Она может быть кратером потухшего вулкана или могла образоваться в результате тектонического опускания. Некоторые ученые считают, что котловина озера появилась в результате падения крупного метеорита.

Озеро правильной округлой формы, со всех сторон окружено кольцом невысоких гор, покрытых тундровой растительностью и возвышающихся на 200–400 м. Берега низкие, песчано-галечные, только на востоке к воде подступает скала Розовая.

Благодаря своей уникальности и наличию эндемичных видов флоры и фауны озеро Эльгыгытгын в 1983 г. было объявлено памятником природы. В октябре 2014 г. вокруг озера был создан заказник регионального значения «Озеро Эльгыгытгын» площадью 1400 км2.

Обилием озер характеризуются низменности Чукотки, но они преимущественно неглубоких и небольших размеров. Самое крупное из равнинных озер этого края — озеро Красное, расположенное в нижнем течении реки Анадырь.


На территории Чукотки встречаются разнообразные подземные воды. Из разломов горных пород Чукотского полуострова выходят горячие минеральные источники с температурой воды до 80°С — Лоринские, Дежневские, Нешканские, Сенявские, Чаплинскне.


Каково же значение воды в мире и в нашем крае?.....



Водные ресурсы являются основой жизни и деятельности проживающих на территории ЧАО народов, обеспечивают их экономическое и социальное благополучие, а также существование животного и растительного мира. Они возобновляемы, но ограничены и уязвимы.


В деятельности человека вода находит самое широкое применение. Вода – это материал, используемый в промышленности и входящий в состав различных видов продукции и технологических процессов.

Сила падения воды приводит в действие турбины гидроэлектростанций.


Сельскохозяйственная деятельность человека связана с потреблением огромного количества воды.


Водные объекты – это и места отдыха, восстановления здоровья людей, спорта, туризма.


К сожалению, и источники загрязнения водных объектов чрезвычайно многообразны. Во многих регионах загрязнение вод все больше связывается с атмосферными осадками. Определенную роль в ухудшении качества воды играет изменение режима рек и озер. Загрязнение водосборной площади, фильтрация и утечка вод из различных отстойников и накопителей приводят к загрязнению и подземных вод.

Шахтные и рудничные воды содержат значительное количество цинка и меди. В последние десятилетия появившиеся в сточных водах синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) резко ухудшают биохимическую очистительную способность воды. Даже относительно небольшие концентрации СПАВ ведут к прекращению роста водной растительности, усилению неприятного запаха, нередко образуют стойкие скопления пены.

Существенный источник загрязнения воды - коммунальное хозяйство населенных пунктов.

Рациональное использование водных ресурсов - это прежде всего охрана водных пространств от загрязнения.

Охрана водных ресурсов заключается в запрещении сброса в водоемы и водотоки неочищенных вод, создании водоохранных зон, сохранении и улучшении условий формирования поверхностного и подземного стока на водосборах.

Закрепление


У.- Какой вывод мы можем сделать?...


Вода действительно богатство и мы должны беречь и охранять воду. Потому что без воды погибнет все живое на земле.



- Что интересного узнали о родном крае? Продолжите предложение: «Теперь я знаю, что …»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?




У. И прежде чем закончить путешествие по просторам ЧАО я хочу прочитать стихотворение

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.













11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реки и озера родного края

Автор: Катаева Елена Анатольевна

Дата: 14.10.2025

Номер свидетельства: 675394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-izuchieniie-prirody-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412265388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Исследовательская  работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края" "
    ["seo_title"] => string(93) "issliedovatiel-skaia-rabota-linghvistichieskii-aspiekt-v-izuchienii-toponimiki-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "220304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434574511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока по ознакомлению с родным краем "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-oznakomlieniiu-s-rodnym-kraiem"
    ["file_id"] => string(6) "226657"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440411185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Игра «крестики и нолики» по теме «Природа родного края» "
    ["seo_title"] => string(57) "ighra-kriestiki-i-noliki-po-tiemie-priroda-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "149584"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420228163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства