kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»

Пугачева Наталья Георгиевна,

воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

     Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

    Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

    У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.

    Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.

    Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, -  очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.

    Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в  Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».

   Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

     С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган,  Деркул  окружают город  с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали  по лесу, по лугу, собирали шампиньоны,  плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».

    В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

    Поэтому я учу детей  простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.

     В процессе работы я использую разнообразные  формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

   Считаю, что  наиболее эффективным, доступным и интересным  методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

    Я думаю, что использование в практике сказкотерапии  тоже является одним из методов расширения сознания.   С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю  работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

   Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я  беру  не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как  в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

   Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.

   В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.

   Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!

    Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).    Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.

    Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

    В результате проделанной работы я отмечаю, что:

- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;

- изменяется поведение детей. Они становятся  более внимательными,  бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;

- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.

- в разговорах и рассказах дети чаще  пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

    Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.

  Опыт работы по теме творческого поиска  показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

  Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы,  щедро делиться своими знаниями.

 Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение  с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников,  учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»»

Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»


Пугачева Наталья Георгиевна,

воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.

Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.

Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, - очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган, Деркул окружают город с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали по лесу, по лугу, собирали шампиньоны, плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».

В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Поэтому я учу детей простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.

В процессе работы я использую разнообразные формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

Считаю, что наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Я думаю, что использование в практике сказкотерапии тоже является одним из методов расширения сознания. С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я беру не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.

В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!

Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

В результате проделанной работы я отмечаю, что:

- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;

- изменяется поведение детей. Они становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;

- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.

- в разговорах и рассказах дети чаще пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.

Опыт работы по теме творческого поиска показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы, щедро делиться своими знаниями.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников, учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пугачева Наталья Георгиевна

Дата: 23.06.2017

Номер свидетельства: 422993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "307941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307942"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480095"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat_ia_vospitaniie_bieriezhnogho_i_zabotlivogho_otnoshieniia_k_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "423176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498470212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(102) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu"
    ["file_id"] => string(6) "302360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149713"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(103) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu1"
    ["file_id"] => string(6) "302361"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства