kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ознакомлению с родным краем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Башкортостан – край мой родной.

Цель:

Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Воспитывать любовь к родному краю.

Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан. Иллюстрация с изображением башкирского блюда очпочмак, бишбармак, урама (фигурный хворост). Продукты для изготовления блюда, скалки, доски. Фартук на каждого ребенка. Аудиозапись мелодии, исполняемые на курае.

Ход занятия.

    Воспитатель.

Здесь все прекрасно –

 И земля, и небо.

 Любовь моя,

 Мой солнечный край.

 Мне жаль того,

 Кто здесь ни разу не был,

 Мне жаль того,

 Кому не пел курай…

- Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

- Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два – три ребенка по очереди показывают).

- Сегодня я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

Открываю первое задание. (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». За каждый правильный ответ я буду давать по одной фишке.

Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Янаул и др.

Воспитатель. А сейчас следующее задание курая. (Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит). Вспомните про него стихотворения. (Дети по желанию рассказывают стихи).

По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

Что они означают? (Ответы детей). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

Воспитатель (демонстрирует портрет Р.Хамитова). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он ? (Президент республики Башкортостан).

Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок). Что здесь изображено? (Географическая карта).

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).

Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание курая. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Человечки). Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Вы видите портреты народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена.

(М. Карим, З.Биишева, М.Гали). Кто хочет рассказать стихотворения, которые они написали? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Город с памятником Салавата Юлаева). Верно. Задание такое – рассказать о родном городе. Как называется наш город? (Салават). В честь кого так назван наш город? (Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа). Он вам нравится? Почему? (Здесь красивые дома, широкие заасфальтированные улицы, есть площадь, Дома культуры, памятники, парки, рядом – леса и поля). Какие города расположены вокруг Салавата? (Ответы детей).

Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Лилия, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак).

Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).

Сегодня я покажу, как можно приготовить еще один напиток - айран. Беру катык, добавляю холодной воды, перемешиваю, и получается вкусный целебный напиток: он снимает усталость, придает силу. (Разливает в пиалы, предлагает детям попробовать).

Вы, конечно, пробовали башкирское блюдо «очпочмак». (Показывает иллюстрацию). Сейчас мы его приготовим. (Дети моют руки, надевают фартуки и встают за столы. Выполняют все действия вместе с учителем). Запоминаем последовательность приготовления теста: прежде всего муку просеиваем, затем добавляем яйцо, сливочное масло (маргарин), соль, дрожжи. Замешиваем тесто, делим на кусочки. Раскатываем их скалкой до круглой формы. Мясной фарш перемешиваем с маленькими кубиками сырого картофеля, мелко нарезанным луком, солью и черным перцем. Кладем на кружок из теста. Слово « очпочмак» в переводе с башкирского – «три угла». Значит, накрываем фарш тестом так, чтобы получились треугольные пирожки.

По окончании работы предлагает сложить очпочмаки на поднос. Потом взрослый уносит

их на кухню выпекать.

Пока блюдо готовится, воспитатель проводит с детьми башкирские народные игры «Курай», «Сапожки».

Очпочмаки приносят в групповую комнату. Дети смазывают их подсолнечным маслом.

Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Что нового вы сегодня узнали? Что бы вы хотели пожелать нашей республике? (Ответы детей).

Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.

В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать очпочмаки.

Литература:

1. « Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем. Ф.И. Фазлыева, - Уфа: Китап - 2003 г.

 2. «Башкирская кухня». И.А. Арсланова,- Уфа: Баш. кн. издательство– 1992 г.

 3.Учебник хрестоматия «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, - Уфа -2006 г.

 4. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Е.К, Ривина, - М.: АРКТИ – 2004 г.

 5. «Человек – творец рукотворного мира». Учебное пособие и демонстрационный материал. З.А. Загитова, И.А. Кантемирова, З.А. Тукаеева, - Уфа: Гуп «ГРИ Башкортостан» - 2004 г.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по ознакомлению с родным краем »

«ПРОЦВЕТАЙ, РОДИНА МОЯ!»

Дети под мелодию со звуками курая заходят в зал, садятся на свои места.

Вед: Сегодня мы празднуем День республики Башкортостан. Каждому из нас близко и понятно слово « Родина». Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Ребенок1:на башкирском языке стихотворение «Ватан».

Дети читают стихотворение «Отчизна».

Отчизна – это страна, где мы живем.

В былые времена – здесь наши предки жили,

Они родному краю послужили,

Теперь его мы свято бережем.

Здесь каждый век имел своих поэтов,

Умевших мудро говорить о жизни,

Когда народ спросил их об Отчизне.

Сэсэне так ответили на это.

«Отчизна – та земля, тот лучезарный край,

Где рос отец, где мать невестой стала.

То озеро, где срезал ты курай,

То солнце, что над озером блистало.

Она – то место, где родился ты!.

Звучит в аудиозаписи гимн Башкортостана. Все встают.

Вед : Башкирский флаг – это прямое полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных полос зеленого, белого, синего цветов).

Что означает каждый цвет? (Зеленый – свобода, вечность жизни. Белый – миролюбие, готовность к сотрудничеству. Синий – цвет неба, ясность, чистоту помыслов народов республики.)

В центре – цветок курая – символ дружбы. Семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют единство всех племен и народов Башкортостана.

Вед: Праздник Дня республики справляется осенью. В то время, когда земля дает урожай овощей, фруктов, когда лес полон грибов, ягод.

Исполняется песня «Осень» Гершовой .

Ребенок :«Откуда ты родом?», - меня спросили. И я ответил гордо: «Из России!

А если говорить точней с Урала я, там Родина – Башкирия моя!

У наших гор – вершины до небес, и соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром, поляны – ягодами, а сердца – добром.

Там Агидель несется с горных круч, поток её прозрачен и могуч.

К великой Волге путь ее лежит. Бегут года, и Агидель бежит.

Бегут года и каждою весной ростки курая всходят над землей.

И оглашая весь башкирский край поет о счастье молодой курай».

Исполняется башкирский танец «Курай».

Вед 1: Дорогие ребята, я хочу узнать, как хорошо знаете свой родной край. Мы проведем викторину, узнаем, как вы знаете свой родной край.

1. В какой республике мы с вами живем?

2. Столица республики Башкортостан?

3. Назовите города Башкортостана.

4. Какие элементы национального башкирского костюма вы знаете?

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты.

6. Как называется наш город?

7. Люди каких национальностей живут в Башкортостане?

8. Чем богата наша республика?

9. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед)

11. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев)

Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы викторины, значит, вы много знаете о нашем родном крае. Ребята, а вас я приглашаю на башкирскую игру.

Проводится башкирская игра «Юрта».

Вед: Башкортостан – это край, в котором удивительно сочетаются живописная красота природы, ее богатства и люди, населяющие ее. Несмотря на то, что здесь проживает много национальностей – все они очень дружны, ведь их объединяет одно: все они жители одной планеты – Земля.

Вед: Все дети всех народов любят играть в разные игры, я вам предлагаю игры на сообразительность и внимание.

Проводятся дидактические игры: «Найди одинаковую пару», «Собери флаг Башкортостана и России».

Ребенок: Когда я слушаю курай, то радость льется через край,

Неприхотлив и невелик курая песенный родник,

Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу,

И только дуну в свежий срез, как зашумит уральский лес.

И зажурчит, наверняка, в ней мелодичная река.

Держу курай, в родном краю я песни звонкие пою.

Исполняется мелодия на курае.

Вед: А теперь отгадайте башкирские загадки.

- Для мужчины – крыло Для султана – клеймо

Летом не устает Снег зимой в поле мнет. (Лошадь).

- Голова на горах Хвост в далеких морях. (Река).

- У агая в саду домики на виду

Носит его дочь сладости день и ночь. (Пчела).

Слой за слоем слоится - нам помогает учиться. (Книга).

Ребенок: Край родной мой. Нет тебя милей!

Сколько солнца, света и улыбок даришь, - принимая всех гостей!

Исполняются стихотворения на башкирском языке.

Вед: А сейчас покажите свою ловкость, быстроту и удаль. Поиграем, вставайте в две команды.

Проводятся игры – аттракционы: «Напои коня», «Перенеси яйцо в ложке» , «Бег в мешках»


Ребенок: Башкортостан, поля твои, пусть будут плодородны

Пусть будут сыновья твои отважны, благородны.

Ты славишься Башкортостан своей грядой седою

Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

Пусть яблоки твои к земле от тяжести склоняются

И пусть в любой твоей семье в 5 раз прибудет счастье.

Еще чего желаем мы? Чтобы в отчизне нашей

Была республика моя счастливей всех и краше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по ознакомлению с родным краем

Автор: Галяува Ирина Тагирьяновна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока: Работа с текстом. Текст « Родина»"
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokarabotastiekstomtiekstrodina"
    ["file_id"] => string(6) "267153"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450299293"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока географии по теме "Внутренние воды региона" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "102181"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402485120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "План – конспект урока по окружающему миру. "
    ["seo_title"] => string(48) "plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-1"
    ["file_id"] => string(6) "232151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442761151"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "разработка конспекта урока по технологии на тему: "Декоративно-прикладное искусство". "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-po-tiekhnologhii-na-tiemu-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "156924"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421507159"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства