Исследовательская работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края"
Выполнила Кисленкова Виктория, ученица 8а класса
Руководитель Дунина Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1 Брянского района»
Глава I.
Тема: «Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края».
Цели исследования:
1.Провести историко-этимологический, морфологический и словообразовательный анализ топонимов Брянщины.
2. Привлечь внимание к изучению топонимов родного края как средствУ познания истории, культуры, языка своего народа.
Объект исследования: названия районных центров Брянской области и населенных пунктов Брянского района.
Задачи исследования:
1.Провести сбор и систематизацию географических названий.
2.Провести историко-этимологический анализ топонимов; классифицировать их по мотиву, лежащему в основе возникновения наименования.
3.Провести структурно-словообразовательный и морфологический анализ топонимов; выявить наиболее продуктивные морфологические, структурные и словообразовательные типы топонимов.
Исходя из задач исследования, были выдвинуты следующие гипотезы:
- наименования поселений Брянской области этимологически связаны с именами, фамилиями людей, их характерами, природными объектами;
-с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;
-самый продуктивный способ образования наименований поселений - суффиксальный.
Глава II. Введение
«У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение», - этой строкой Константин Георгиевич Паустовский начал главу "Речка Вертушинка" из своей "Книги скитаний". Географические имена, действительно, могут привести в восхищение, они таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.
Мы решили разгадать загадки топонимов родной Брянщины, познакомиться с историей появления поселений и их наименований. Интересным представилось исследование топонимов с точки зрения языка: какими языковыми средствами, «инструментами», пользовался народ, придумывая новое название.
Глава III. Методика исследовательской работы
Для более глубокого изучения данного вопроса мы разработали методику исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся; лингвистический эксперимент; изучение специальной литературы; сбор материала, виртуальная экскурсия по Брянской области; беседы со взрослыми людьми; выпуск цикла стенгазет на тему «Загадки топонимики», анализ слова (этимологический, словообразовательный, морфологический)
1. Изучение теоретических основ топонимики.
Сделали обзор литературы по этому вопросу в Добрунской сельской библиотеке и Областной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. Изучили материалы, размещённые в Интернете. Мы обнаружили в библиотеках немало трудов русских лингвистов по вопросам собственных наименований. Выяснили, что функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.
Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. Существует несколько классификаций имен собственных.
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения В.Д. Бондалетова. (Приложение 1)
Вывод: Топонимика вызывает интерес в изучении. Теоретические основы хорошо разработаны, немало напечатано материалов по происхождению географических наименований.
2.Виртуальная экскурсия по районным центрам Брянской области.
Русскому языковеду Николаю Ивановичу Надеждину принадлежит образное определение топонимики, он писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, она должна выступать не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников". Поэтому, приступая к сбору рабочего материала, мы совершили виртуальную экскурсию по родной Брянщине. (Приложение 2)
Вывод: Эта экскурсия дала возможность увидеть многообразие топонимов области и предположить, что географическое положение и историческое прошлое нашло отражение в наименованиях. Мы составили список наименований районных центров и населенных пунктов Брянского района в алфавитном порядке. (Приложение 3)
3. Беседы с пожилыми людьми.
Мы провели беседы с целью сбора бытующих в народе легенд о происхождении названий населенных пунктов. Выяснили, что взрослые в основном знают историю возникновения топонима Брянск. Один человек рассказал легенду о происхождении наименования Добрунь. Взрослые чувствовали неловкость, не зная происхождения топонимов, и советовали нам изучать историю происхождения наименований как историю своего края.
4.Анкетирование лицеистов.
Вывод: Большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний по топонимике своего края, но хотели бы узнать больше. Выбранная тема исследования находит отклик в сердцах опрошенных нами учащихся лицея.
5. Лингвистический эксперимент.
Провели лингвистический эксперимент. Предложили ребятам ответить на вопрос «Как бы ты назвал свое село (город, деревню)?» Проанализировали мотивы, положенные в основу придуманных наименований, сопоставили с результатами этимологического анализа топонимов края и пришли к выводу, что человеку всегда хотелось увековечить свои имя, фамилию в названии населенного пункта (Данииловка, Аниканово, Потехи, Настёнки – выдуманные топонимы, таких большинство). Также ребята связывают наименования населенных пунктов с природой (Лесники, Подесенье, Сиреневое, Березовка). Некоторые выдуманные топонимы указывают на эмоциональное состояние, характеристику человека (Счастливое, Крутое, Добряки, Знатоки).
6. Выпуск стенгазеты на тему «Загадки топонимики», выступления перед лицеистами. (Приложение 5)
7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление данных, морфемный и словообразовательный разборы слов).
Собрали материал о происхождении названий районных центров области и поселений Брянского района, работая с книгами местных краеведов, статьями в газетах разных лет. Для нас большую ценность составили книги краеведов В.В.Крашенинникова «Из истории селений Брянского района» и Я.Соколова «Седая Брянская старина». (Приложение 6)
Глава IV. Результаты исследования
Историко-этимологический анализ топонимов, их классификация по мотивирующему фактору происхождения наименования.
Как показал историко-этимологический анализ, большинство названий связано с именем первопоселенца или владельца (таких топонимов - 11), фамилией (7 названий), фамильным прозвищем (11 топонимов). Причем практически все имена являются исконно славянскими (Гордей, Демьян, Меркул, Елисей). Фамилии, давшие рождение топонима, упоминаются в архивных документах (Бакшеев, Чемодуров, Козелкин). Фамильные прозвища подчеркивают характеры людей ( Хоробровичи, Молотино, Батагово), социальное положение (Кабаличи), их занятия (Толмачево).
Ряд топонимов указывает на некоторые характеристики жителей населенного пункта: Барышье - владелица барышня, Бобылево - первые жители - бобыли, Сураж - видные, пригожие(по одной из версий) и т.д.
Названия Буда, Малое Полпино указывают на род занятий жителей этого села, особенности хозяйственной деятельности.
Оценка жителями месторасположения населенного пункта отразилась в названиях Добрунь, Дорожово, Отрадное.
Часто на Руси поселения получали названия по реке, на которой расположены : Госома, Севск, Навля, Трубчевск, Унеча и др. Так как названия рек древнее, то в них отражается ещё эпоха, когда на наших землях проживали балтийские народы. На это указывают названия Госома, Навля.
Природные факторы, характер местности, на которой возникало поселение, тоже нашли отражение в исследуемых топонимах: Брянск, Мглин, Дубровка, Локоть и др.(9 названий)
История страны, история поселения, его судьба отражена в следующих названиях: Болдыж (название связано либо с древними балтийскими, либо с угрофинскими языками, что позволяет предположить древность происхождения названия, уходящее в те века, когда на этих территориях жили балтийские племена.), Погар, Почеп и др.
Можно выделить группу наименований, указывающих на тип поселения: Городец, Сельцо, Новоселки, Староселье.
Анализ топонимов с точки зрения морфологии и словообразования.
Мы классифицировали материал по частиречной принадлежности и способу словообразования.
Глава V. Выводы
1.В результате проведенного историко-этимологического, морфологического и словообразовательного анализа топонимов Брянщины, мы выяснили, что большинство наименований поселений Брянской области этимологически связано с именами, фамилиями первопоселенцев или владельцев, ряд населенных пунктов получили названия по реке, на которой расположены, также в топонимах отражается характер местности, природные факторы, некоторые характеристики жителей, история поселения;
с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;
самый продуктивный способ образования наименований поселений – суффиксальный.
2.Работа над проектом дала нам возможность раскрыть свои творческие возможности, расширила кругозор, развила интерес к фундаментальным наукам.
3.Подобное исследование помогает лучше узнать родные места, - оно важнейшее средство патриотического, нравственного воспитания. Изучая топонимы родного края, мы познаем историю, воспитываем в себе любовь к «малой Родине», к родному слову, без чего немыслима любовь ко всей России.
Исследование оставленных в наследство нашими предками названий городов, деревень, сел - это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Недаром К. Паустовский писал: "Названия - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия надо уважать".