kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Исследовательская  работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края"

Выполнила   Кисленкова Виктория, ученица 8а класса
Руководитель   Дунина Антонина Александровна,  учитель русского языка и литературы   МБОУ «Лицей №1 Брянского района»
Глава I. 
Тема:  «Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края».
Цели  исследования:  
1.Провести историко-этимологический, морфологический и словообразовательный анализ топонимов  Брянщины.
2. Привлечь внимание к изучению топонимов родного края как средствУ познания истории, культуры, языка  своего народа.
Объект исследования: названия районных центров Брянской области и населенных пунктов Брянского района.   

Задачи исследования:
1.Провести  сбор и систематизацию географических названий.
2.Провести историко-этимологический анализ топонимов; классифицировать их по мотиву, лежащему в основе возникновения наименования.
3.Провести структурно-словообразовательный  и морфологический анализ топонимов; выявить наиболее продуктивные морфологические, структурные и словообразовательные типы топонимов.
Исходя из задач исследования, были выдвинуты следующие гипотезы:                                                                                                                           
- наименования  поселений Брянской области  этимологически связаны с именами, фамилиями людей,  их характерами, природными объектами;                                                                                                                        
-с  точки зрения морфологии,  большинство топонимов  - это имена существительные среднего и женского рода;
-самый продуктивный способ образования наименований поселений - суффиксальный.

Глава II. Введение
           «У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение», - этой строкой Константин Георгиевич Паустовский начал главу "Речка Вертушинка" из своей "Книги скитаний". Географические имена, действительно,  могут привести в восхищение, они таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. 
       Мы решили разгадать загадки топонимов родной Брянщины, познакомиться с историей появления поселений и их наименований. Интересным представилось исследование топонимов с точки зрения языка: какими языковыми средствами, «инструментами», пользовался народ, придумывая новое название. 
  
Глава III. Методика   исследовательской работы 
       Для более глубокого изучения данного вопроса мы разработали методику исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся; лингвистический эксперимент; изучение специальной литературы; сбор материала, виртуальная экскурсия по Брянской области;  беседы со взрослыми людьми; выпуск цикла стенгазет на тему «Загадки топонимики», анализ слова (этимологический, словообразовательный, морфологический)
1. Изучение   теоретических основ топонимики. 
Сделали обзор литературы по этому вопросу в Добрунской сельской библиотеке и Областной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. Изучили материалы, размещённые в Интернете. Мы обнаружили в библиотеках  немало трудов русских лингвистов по вопросам собственных наименований. Выяснили, что функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.   
Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. Существует несколько классификаций  имен собственных. 
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения В.Д. Бондалетова. (Приложение 1) 
Вывод: Топонимика вызывает интерес в изучении. Теоретические основы хорошо разработаны, немало напечатано материалов по происхождению географических наименований.
2.Виртуальная экскурсия по районным центрам Брянской области. 
Русскому языковеду  Николаю Ивановичу Надеждину принадлежит образное определение топонимики, он писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, она должна выступать  не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников". Поэтому, приступая  к сбору рабочего материала, мы совершили виртуальную экскурсию по родной Брянщине. (Приложение 2)
Вывод: Эта экскурсия дала возможность увидеть многообразие топонимов области и предположить, что географическое положение и историческое прошлое нашло отражение в наименованиях. Мы составили  список наименований районных центров и населенных пунктов Брянского района в алфавитном порядке. (Приложение 3) 
3. Беседы с пожилыми людьми.  
Мы провели беседы  с целью сбора бытующих  в народе легенд о происхождении названий населенных пунктов. Выяснили, что взрослые в основном знают историю возникновения топонима Брянск. Один человек рассказал легенду о происхождении наименования Добрунь. Взрослые чувствовали неловкость, не зная происхождения топонимов, и советовали нам изучать историю происхождения наименований  как историю своего края.
4.Анкетирование лицеистов.
Вывод: Большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний по топонимике своего края, но хотели бы узнать больше. Выбранная тема исследования находит отклик в сердцах опрошенных нами учащихся лицея.
5. Лингвистический эксперимент.
Провели лингвистический эксперимент.  Предложили ребятам ответить на вопрос «Как бы ты  назвал свое село (город, деревню)?»        Проанализировали мотивы, положенные в основу придуманных наименований, сопоставили с результатами  этимологического анализа топонимов  края и пришли к выводу, что человеку всегда хотелось увековечить свои  имя, фамилию в названии населенного пункта (Данииловка, Аниканово, Потехи, Настёнки – выдуманные топонимы, таких большинство).  Также ребята связывают наименования населенных пунктов с природой (Лесники, Подесенье, Сиреневое, Березовка). Некоторые выдуманные топонимы  указывают на  эмоциональное состояние, характеристику человека  (Счастливое,  Крутое,  Добряки,  Знатоки).
6. Выпуск стенгазеты  на тему «Загадки топонимики»,  выступления перед лицеистами.  (Приложение 5)
7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление  данных,  морфемный и словообразовательный разборы слов).  
Собрали материал о происхождении названий районных центров области и поселений Брянского района, работая с книгами местных краеведов, статьями в газетах разных лет.  Для нас большую ценность составили книги краеведов В.В.Крашенинникова «Из истории селений Брянского района» и Я.Соколова «Седая Брянская старина».  (Приложение 6)

Глава IV. Результаты исследования 
Историко-этимологический анализ топонимов, их классификация по мотивирующему фактору  происхождения наименования. 
Как показал историко-этимологический анализ, большинство названий связано с именем первопоселенца или владельца (таких топонимов - 11), фамилией (7 названий), фамильным прозвищем (11 топонимов). Причем практически все имена являются исконно славянскими (Гордей, Демьян, Меркул, Елисей). Фамилии, давшие рождение топонима, упоминаются в архивных документах (Бакшеев, Чемодуров, Козелкин). Фамильные прозвища подчеркивают характеры людей ( Хоробровичи, Молотино, Батагово), социальное положение (Кабаличи), их занятия (Толмачево). 
Ряд топонимов указывает на некоторые характеристики жителей населенного пункта: Барышье - владелица барышня, Бобылево - первые жители - бобыли, Сураж - видные, пригожие(по одной из версий) и т.д.  
Названия Буда, Малое Полпино указывают на род занятий жителей этого села, особенности хозяйственной деятельности. 
Оценка жителями месторасположения населенного пункта отразилась в названиях Добрунь, Дорожово, Отрадное. 
Часто на Руси поселения получали названия по реке, на которой расположены : Госома, Севск, Навля, Трубчевск, Унеча и др. Так как названия рек древнее, то в них отражается ещё эпоха, когда на наших землях проживали балтийские народы. На это указывают названия Госома, Навля.
Природные факторы, характер местности, на которой возникало поселение, тоже нашли отражение в исследуемых топонимах: Брянск, Мглин, Дубровка, Локоть и др.(9 названий) 
История страны, история поселения, его судьба отражена в следующих названиях: Болдыж (название связано либо с древними балтийскими, либо с угрофинскими языками, что позволяет предположить древность происхождения названия, уходящее в те века, когда на этих территориях жили балтийские племена.), Погар, Почеп и др.  
Можно выделить группу наименований, указывающих на тип поселения: Городец, Сельцо, Новоселки, Староселье.

Анализ топонимов с точки зрения морфологии и словообразования. 
Мы классифицировали материал по частиречной принадлежности и способу словообразования.
 

Глава V.  Выводы
1.В результате проведенного  историко-этимологического,  морфологического  и словообразовательного  анализа  топонимов  Брянщины, мы выяснили, что  большинство наименований поселений Брянской области  этимологически связано с именами, фамилиями первопоселенцев или владельцев, ряд  населенных пунктов  получили названия по реке, на которой расположены, также в топонимах отражается характер местности, природные факторы, некоторые характеристики жителей, история поселения; 
с  точки зрения морфологии,  большинство топонимов  - это имена существительные среднего и женского рода;
самый продуктивный способ образования наименований поселений – суффиксальный.
2.Работа над проектом дала нам возможность раскрыть свои творческие возможности, расширила кругозор, развила интерес к фундаментальным наукам. 
3.Подобное исследование помогает лучше узнать родные места, - оно важнейшее средство патриотического, нравственного воспитания. Изучая топонимы  родного края, мы познаем историю, воспитываем в себе любовь к «малой Родине», к родному слову,  без чего немыслима любовь ко всей России. 

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий городов, деревень, сел - это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Недаром К. Паустовский писал: "Названия - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия надо уважать".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края" »



Исследовательская работа

Лингвистический аспект в изучении

топонимики родного края


Выполнила Кисленкова Виктория, ученица 8а класса

Руководитель Дунина Антонина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1 Брянского района»


  1. Тема, цели и задачи работы, гипотеза исследования……………………………………………………………. ………2
  2. Введение………………………………………….............................................2-3
  3. Методика исследовательской работы……………………………………….….3
  1. Изучение теоретических основ топонимики. ……………………...3-4

  2. Виртуальная экскурсия по районным центрам Брянской области.…..4

  3. Беседы с пожилыми людьми. ………………………………………..4-5

  4. Анкетирование лицеистов. ………………………………………. ……5

  5. Лингвистический эксперимент. ………………………………………..5

6.Выпуск стенгазеты на тему «Загадки топонимики». Выступления перед лицеистами……………………………………………………………..5-6

7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление данных, морфемный и словообразовательный разборы слов) ……………………………………………………….…...6

  1. Результаты исследования………………………………………………….….6-9
  2. Выводы………………………………………………… …………………....9-10
  3. Литература…………………………………………….. …………………..….10
  4. Приложения………………………………………………………………...11-15



Глава I.

Тема: «Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края».

Цели исследования:

1.Провести историко-этимологический, морфологический и словообразовательный анализ топонимов Брянщины.

2. Привлечь внимание к изучению топонимов родного края как средствУ познания истории, культуры, языка своего народа.

Объект исследования: названия районных центров Брянской области и населенных пунктов Брянского района.


Задачи исследования:

1.Провести сбор и систематизацию географических названий.

2.Провести историко-этимологический анализ топонимов; классифицировать их по мотиву, лежащему в основе возникновения наименования.

3.Провести структурно-словообразовательный и морфологический анализ топонимов; выявить наиболее продуктивные морфологические, структурные и словообразовательные типы топонимов.

Исходя из задач исследования, были выдвинуты следующие гипотезы:

- наименования поселений Брянской области этимологически связаны с именами, фамилиями людей, их характерами, природными объектами;

-с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;

-самый продуктивный способ образования наименований поселений - суффиксальный.


Глава II. Введение

«У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение», - этой строкой Константин Георгиевич Паустовский начал главу "Речка Вертушинка" из своей "Книги скитаний". Географические имена, действительно, могут привести в восхищение, они таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Мы решили разгадать загадки топонимов родной Брянщины, познакомиться с историей появления поселений и их наименований. Интересным представилось исследование топонимов с точки зрения языка: какими языковыми средствами, «инструментами», пользовался народ, придумывая новое название.

Глава III. Методика исследовательской работы

Для более глубокого изучения данного вопроса мы разработали методику исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся; лингвистический эксперимент; изучение специальной литературы; сбор материала, виртуальная экскурсия по Брянской области; беседы со взрослыми людьми; выпуск цикла стенгазет на тему «Загадки топонимики», анализ слова (этимологический, словообразовательный, морфологический)

1. Изучение теоретических основ топонимики.

Сделали обзор литературы по этому вопросу в Добрунской сельской библиотеке и Областной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. Изучили материалы, размещённые в Интернете. Мы обнаружили в библиотеках немало трудов русских лингвистов по вопросам собственных наименований. Выяснили, что функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.

Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. Существует несколько классификаций имен собственных.

В нашей работе мы придерживаемся точки зрения В.Д. Бондалетова. (Приложение 1)

Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Поэтому мы обращались за консультацией к учителям истории, географии, русского языка.

Вывод: Топонимика вызывает интерес в изучении. Теоретические основы хорошо разработаны, немало напечатано материалов по происхождению географических наименований.

2.Виртуальная экскурсия по районным центрам Брянской области.

Русскому языковеду Николаю Ивановичу Надеждину принадлежит образное определение топонимики, он писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, она должна выступать не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников". Поэтому, приступая к сбору рабочего материала, мы совершили виртуальную экскурсию по родной Брянщине. (Приложение 2)

Работали с географической картой в кабинете географии. Старались предположить, каким образом положение Брянской области в целом могло сказаться на появлении тех или иных наименований поселений. Посетили Интернет-сайты районных центров, познакомились с историей отдельных городов, их достопримечательностями.

Вывод: Эта экскурсия дала возможность увидеть многообразие топонимов области и предположить, что географическое положение и историческое прошлое нашло отражение в наименованиях. Мы составили список наименований районных центров и населенных пунктов Брянского района в алфавитном порядке. (Приложение 3)

3. Беседы с пожилыми людьми.

Мы провели беседы с целью сбора бытующих в народе легенд о происхождении названий населенных пунктов. Выяснили, что взрослые в основном знают историю возникновения топонима Брянск. Один человек рассказал легенду о происхождении наименования Добрунь. Взрослые чувствовали неловкость, не зная происхождения топонимов, и советовали нам изучать историю происхождения наименований как историю своего края.

4.Анкетирование лицеистов.

Провели анкетирование среди лицеистов с целью определения уровня знаний по топонимике и интереса к этому вопросу. (Приложение 4)

98% опрошенных не встречались ранее с термином топонимика. 80% респондентов ничего не могли сказать по поводу происхождения названия нашей деревни. 100% опрошенных проявили интерес к топонимике, хотели бы узнать историю происхождения населенных пунктов, в которых родились, в которых живут их родственники.

Вывод: Большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний по топонимике своего края, но хотели бы узнать больше. Выбранная тема исследования находит отклик в сердцах опрошенных нами учащихся лицея.

5. Лингвистический эксперимент.

Провели лингвистический эксперимент. Предложили ребятам ответить на вопрос «Как бы ты назвал свое село (город, деревню)?» Проанализировали мотивы, положенные в основу придуманных наименований, сопоставили с результатами этимологического анализа топонимов края и пришли к выводу, что человеку всегда хотелось увековечить свои имя, фамилию в названии населенного пункта (Данииловка, Аниканово, Потехи, Настёнки – выдуманные топонимы, таких большинство). Также ребята связывают наименования населенных пунктов с природой (Лесники, Подесенье, Сиреневое, Березовка). Некоторые выдуманные топонимы указывают на эмоциональное состояние, характеристику человека (Счастливое, Крутое, Добряки, Знатоки).

6. Выпуск стенгазеты на тему «Загадки топонимики», выступления перед лицеистами.

Накопленные во время работы над проектом материалы позволили нам оформить стенгазету «Загадки топонимики» и выступить на лицейских часах перед лицеистами, чтобы познакомить все наше лицейское сообщество с топонимикой нашей малой Родины. (Приложение 5)

7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление данных, морфемный и словообразовательный разборы слов).

Собрали материал о происхождении названий районных центров области и поселений Брянского района, работая с книгами местных краеведов, статьями в газетах разных лет. Можно отметить, что родная топонимика вызывала больший интерес в 60-80-е годы 20 века, тогда в периодической печати часто печатались очерки о происхождении наименований разных населенных пунктов. Интересные публикации мы обнаружили в краеведческом отделе Областной библиотеки. Для нас большую ценность составили книги краеведов В.В.Крашенинникова «Из истории селений Брянского района» и Я.Соколова «Седая Брянская старина».

Далеко не все топонимы Брянщины объяснены, нередко существует несколько версий, мнений, гипотез по происхождению названия того или иного населенного пункта-деревни, села, города. Собранный материал помог узнать, какие события, люди, особенности их быта, занятий, природные условия оставили свой след на карте нашей малой родины, предопределили разнообразие её топонимов. Составили свой топонимический словарь, опираясь на материал исследований В.В.Крашенинникова и Я.Соколова (кстати, топонимического словаря Брянской области не существует). (Приложение 6)


Глава IV. Результаты исследования

Историко-этимологический анализ топонимов, их классификация по мотивирующему фактору происхождения наименования.

Как показал историко-этимологический анализ, большинство названий связано с именем первопоселенца или владельца (таких топонимов - 11), фамилией (7 названий), фамильным прозвищем (11 топонимов). Причем практически все имена являются исконно славянскими (Гордей, Демьян, Меркул, Елисей). Фамилии, давшие рождение топонима, упоминаются в архивных документах (Бакшеев, Чемодуров, Козелкин). Фамильные прозвища подчеркивают характеры людей ( Хоробровичи, Молотино, Батагово), социальное положение (Кабаличи), их занятия (Толмачево).

Ряд топонимов указывает на некоторые характеристики жителей населенного пункта: Барышье - владелица барышня, Бобылево - первые жители - бобыли, Сураж - видные, пригожие(по одной из версий) и т.д.

Названия Буда, Малое Полпино указывают на род занятий жителей этого села, особенности хозяйственной деятельности.

Оценка жителями месторасположения населенного пункта отразилась в названиях Добрунь, Дорожово, Отрадное.

Часто на Руси поселения получали названия по реке, на которой расположены : Госома, Севск, Навля, Трубчевск, Унеча и др. Так как названия рек древнее, то в них отражается ещё эпоха, когда на наших землях проживали балтийские народы. На это указывают названия Госома, Навля.

Природные факторы, характер местности, на которой возникало поселение, тоже нашли отражение в исследуемых топонимах: Брянск, Мглин, Дубровка, Локоть и др.(9 названий)

История страны, история поселения, его судьба отражена в следующих названиях: Болдыж (название связано либо с древними балтийскими, либо с угрофинскими языками, что позволяет предположить древность происхождения названия, уходящее в те века, когда на этих территориях жили балтийские племена.), Погар, Почеп и др.

Можно выделить группу наименований, указывающих на тип поселения: Городец, Сельцо, Новоселки, Староселье.


Анализ топонимов с точки зрения морфологии и словообразования.

Мы классифицировали материал по частиречной принадлежности и способу словообразования.

" Суффиксация - отличительная черта славянской, в частности русской, топонимической системы", - пишет Э. М. Мурзаев. Этот тезис подтверждает и проведенный нами анализ.

В исследуемых топонимах самым продуктивным суффиксом является -ов-(-ев):Меркульево, Климово, Глинищево, Хотылёво(21 топоним).

Часто используется и суффикс -ин: Жирятино, Шапкино (8 наименований). Только этими двумя суффиксами представлен средний род существительных - топонимов в русском языке вообще и в исследуемых названиях в частности. Но их значительное количество.

Географические названия женского рода оформляются с помощью более многочисленной группы суффиксов. Самый продуктивный суффикс -к- и его варианты -овк-, -евк-. Так образованы топонимы Злынка, Суземка, Антоновка, Гордеевка и др. (14 названий)

Ряд топонимов образован с помощью суффикса -нь: Добрунь, Смольянь, Свень, Опахань, Бежань.

Названия мужского рода оформляют суффиксы -ск- (типичный в образовании именно городов): Брянск, Трубчевск, Севск; -ов(-ев): Новозыбков, Карачев; -ин: Мглин; -ец: Городец, Чернец.

В образовании топонимов - существительных множественного числа самым продуктивным является суффикс -ичи. Он издавна служил для образования названия ряда восточнославянских племен (вятичи, кривичи и т. д.), которые и проживали на территории нынешней Брянщины. Многие названия поселений на Руси произошли от личного имени того или иного лица, чаще всего основателя рода, владельца или первоначального поселенца периода русского средневековья. В таком случае суффикс "ичи" присоединялся к собственному имени и на этой базе оформлялось название поселении. Так появились названия Дарковичи, Хоробровичи, Тешеничи и др. (12)

Бессуффиксные топонимы составляют сравнительно небольшую группу: Болдыж, Погар, Почеп, Сураж, Локоть.

Исторически притяжательными прилагательными, образованными от существительных с помощью суффикса -j , являются топонимы Барышье, Голяжье.

Сложные топонимы, образованные путем сложения основ или сложения и одновременно суффиксации, представлены следующими названиями: Стародуб, Новоселки, Староселье, Семиполозы, Новониколаевка, Новопокровский.


Глава V. Выводы

1.В результате проведенного историко-этимологического, морфологического и словообразовательного анализа топонимов Брянщины, мы выяснили, что большинство наименований поселений Брянской области этимологически связано с именами, фамилиями первопоселенцев или владельцев, ряд населенных пунктов получили названия по реке, на которой расположены, также в топонимах отражается характер местности, природные факторы, некоторые характеристики жителей, история поселения;

с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;

самый продуктивный способ образования наименований поселений – суффиксальный.

2.Работа над проектом дала нам возможность раскрыть свои творческие возможности, расширила кругозор, развила интерес к фундаментальным наукам.

3.Подобное исследование помогает лучше узнать родные места, - оно важнейшее средство патриотического, нравственного воспитания. Изучая топонимы родного края, мы познаем историю, воспитываем в себе любовь к «малой Родине», к родному слову, без чего немыслима любовь ко всей России.


В процессе работы наиболее интересным для нас был поиск и сопоставление версий происхождения топонимов. Мы узнали много нового из истории развития нашего края. Не менее интересным оказалось выяснение, как, от чего и с помощью каких языковых единиц рождается новое слово – наименование.


Исследование оставленных в наследство нашими предками названий городов, деревень, сел - это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Недаром К. Паустовский писал: "Названия - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия надо уважать".


Глава VI. Литература

1. Соколов Я. Седая Брянская старина. Издательство «Дебрянск», 2000

2.. Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Брянск, 2004

3. Паустовский К.Г. Книги скитаний . Электронная версия: http://www.gramotey.com

4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Просвещение, 1983.

5. Мурзаев Э.М. География в названиях. Москва,1982.

6. Суперанская А.В. Что такое топонимика. Москва, 1984

7. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. Москва,1965






Приложение 1


Классификация имен собственных по В.Д.Бондалетову

1) антропонимы - названия человека (его имя, фамилия, отчество, прозвище, псевдоним);

2) топонимы - названия географических объектов (рек, морей, океанов, гор, возвышенностей, низменностей, а также городов, сел, площадей, звезд, планет, комет);

3) зоонимы - клички животных (лошадей, коров, верблюдов, собак, кошек, птиц, рыб;

4) теонимы - названия богов, демонов, мифологических персонажей и т.п.;

5) ктематонимы (от греческого ктематос - "имущество, богатство") - название предприятий, учреждений, организаций, исторических событий, праздников, органов печати, издательств, произведений литературы и искусства, пароходов, поездов, спутников, театров, магазинов, отдельных предметов, например: мечей, колоколов и др.















Приложение 2

Приложение 3

Населенные пункты Брянского района


Антоновка (деревня)

Бакшеево (село)

Балдыж (деревня)

Барышье (село)

Батогово (поселок)

Бежань (поселок)

Бетово (деревня)

Бобылево (деревня) Большая Дубрава (поселок) Большевик (поселок)

Буда (деревня)

Верный Путь (поселок) Веселый (поселок) Глаженка (деревня) Глинищево (село)

Городец (деревня) Гороховка (деревня)

Госома (село)

Дарковичи (село)

Демьяничи (деревня) Добрунь (деревня) Домашово (деревня) Дорожово (село)

Дубровка (деревня) Елисеевичи (село)

Журиничи (село)

Зайцев Двор (поселок) Ивановка (поселок) Кабаличи (село)

Козелкино (поселок) Колтово (деревня)

Корчминка(поселок) Крючки (поселок) Кузьмино (поселок) Курнявцево (деревня)

Лесное (село)

Малое Полпино (село) Меркульево (деревня) Мирный (поселок) Михайловка (поселок) Мичуринский (поселок) Молотино (деревня)

Нетьинка (поселок)

Николаевка (деревня) Новониколаевка (деревня) Новопокровский (поселок)

Новоселки (село)

Новые Дарковичи (пос.) Новый Свет (поселок) Октябрьский (поселок) Октябрьское (село) Опахань (село)

Орловские Дворики (пос.)

Отрадное (село)

Пальцо (поселок) Путевка (поселок)

Путь Ленина (поселок) рзд 34 км (жд. станция)

рзд Урицкий (жд. станция)

Розново (поселок)

Свень (поселок) Севрюково деревня)

Сельцо (деревня) Семиполозы (поселок)

Сети (поселок)

Смольянь (деревня)

ст Козелкино (жд. станция) Стаево (деревня)

Староселье (деревня)

Старые Умысличи (дер.) Стеклянная Радица (дер.) Супонево (село)

Теменичи (село)

Тешенечи (деревня)

Тиганово (деревня)

Титовка (деревня)

Толбино (поселок)

Толвинка (деревня) Толмачево (село)

Трубчино (деревня)

Успенский (поселок)

Фокинское Лесничество

Хоробровичи (деревня) Хотомиричи (поселок) Хотылево (село) Чемодурово(деревня) Чернетово (село)

Чернец (поселок)

Чистяково(поселок)

Шапкино (деревня)





Районные центры Брянской области

Брянск (обл. центр)

Выгоничи

Гордеевка

Дубровка

Дятьково

Жирятино

Жуковка

Злынка

Карачев

Клинцы Клетня

Климово

Комаричи

Красная гора

Локоть (Брасовский

район)

Мглин

Навля

Новозыбков

Погар

Почеп

Рогнедино

Севск

Стародуб

Суземка

Сураж

Трубчевск

Унеча



Приложение 4

Анкета

1.Знаете ли вы, что такое топонимика?

2. Можете ли вы объяснить, почему наша деревня так называется?

3. Интересна ли вам история происхождения географических названий?

Хотите ли узнать историю наименований населенных пунктов родного края?


Приложение 5


Приложение 6

Краткий топонимический словарь (образец словарной статьи)

Мглин. 1.Свое название город получил от слова «мгла», что, очевидно, связывалось с характером окружающей местности. В старину город окружали дремучие леса, в которых днем было сумрачно, мглисто. 2. Другая версия: название связано с глинистой почвой на его курганах и окрестностях.

Батогово. Название села связано со словом «батог» – палка, толстая хворостина для телесного наказания. Произошло от прозвища Батогов – первого владельца селения, получившего прозвище за привычку наказывать своих подданных батогами.

Добрунь. Название связано с благоприятным, «добрым» месторасположением селения. Однако, согласно легенде, много веков тому назад поселился на высоком берегу Десны старик, угрюмый на вид, по прозвищу Добрь. Была у него дочка Десняночка — прекрасная и тихая, как ясное солнышко. И голос у нее был дивный. Пела песни, заслушаешься. Не один парень заглядывался на нее. Любовался ею и князь Черниговский. Но вскоре он погиб — замучили его в орде татарской.

Вскоре хлынуло монголо-татарское войско на землю русскую. Разорили многие города, сожгли села. Подошли и к Добруни. Видит Темник на берегу красавицу в белом одеянии с венком на голове. Заворожила она его и воинов песней. Они ближе к ней, а она все дальше и дальше в лес. Ведет врагов девушка песней, своей красотой, как волшебством. Кончился лес, открылся луг, а под ним трясина. Еще обворожительней запела красавица песню. Каждый из вражеских воинов стремится захватить ее в полон. Бросились за ней враги, да как один и утонули в трясине. Погибли враги, погубила себя и красавица. Такова легенда о прекрасной девушке из былинной Добруни.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская работа "Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края"

Автор: Дунина Антонина Александровна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220304


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства