Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир природы. А поможет нам в этом книга коренной луганчанки Валентины Зорик. Книга ''Чудо-доктора'' - это сборник для детей. Произведения Валентины Зорик звучат по радио, публикуются в прессе как на русском так и на украинском языках. Как говорил В.А. Сухомлинский ''Человек был и всегда останется сыном природы, и то,что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры''.
Струится в рифмах незамысловатых
Любовь к природе, вечной и родной.
Природа подарила нам когда-то
Прекрасный мир. Познай его. Открой.
Для того, чтобы выжить, древние люди должны были хорошо знать природу. Ведь природа дает все самое необходимое для жизни : воздух, воду, пищу. Недаром ее с уважением и любовью называют ''Матушка-природа''.
1 уч. Что такое ''мир природы''?
Это мир большой и разный.
От земли до небосвода
Мир природы – будто праздник,
Праздник звуков, праздник красок,
Праздник чудных ароматов.
Мир природы, он, как сказка...
Сохраним его, ребята!
(Песня)
2 уч. Мы за все в ответе:
За поля и рощицы...
На большой планете
Сохранить все хочется.
3 уч.: Вырастем большими,
Будем дружно сами
Земли нашей родины
Украшать садами.
4 уч. : Пусть щебечут птицы
Песни на рассвете,
Пусть еще красивей
Станет на планете.
Учитель: Ребята, а что же такое растения?
5 уч. Растенье - это ягода,
Трава, росток,листок.
Растенье - это выросший
На поле колосок.
6 уч. И даже мхи – растения,
Растения – цветы,
Листвою шелестящие
Деревья и кусты.
7 уч. Растенья окружают нас
Везде: и здесь, и там,
И кажды день, и каждый час
Приносят пользу нам.
Учитель. Давайте с вами поиграем. Игра называется ''Кто больше?''
Нужно вспомнить название растений и загадки о них.
И так играют две команды.
«Одуванчик -с молоком, а не корова, летает, а не самолет.»
«Осина- никто не пугает, а вся дрожит».
«Подсолнух- из мешка на забаву,а из бутылки на приправу.»
«Пшеница- одно бросишь -целую горсть собберешь.»
Молодцы, хорошо поиграли
Учитель: Ребята, а теперь давайте вспомним с вами, что нужно растениям для жизни?
8 уч. Очень им нужны всегда
Солнце, воздух и вода.
Корень смело воду тянет,
Значит стебель не завянет.
Много трубок в стебельке,
В них водичка , как в реке,
Ловко движется вперед -
Пусть листочек каждый пьет,
Влагой наполняется
Солнцу улыбается.
9 уч. Если есть вверху цветы,
Без труда увидишь ты,
Как от влаги, от водицы
Поспешат цветы раскрыться.
Всем растениям, ребятки,
Нужен воздух, свет, вода.
Пусть не знают недостатка
В них растенья никогда!
Учитель: Для того чтобы растения хорошо развивались их нужно подкармливать,добавлять необходимые минералы и удобрения.
10 уч: Для растений нету ложек,
Чтобы кашей их кормить,
Нет кастрюль и поварешек,
Чтобы пищу им варить.
11 уч. Но они умеют сами
из земли питанье взять:
Тянут сильными корнями
То, что почва может дать.
12 уч. Пища, нужная растеньям,
Поступает к ним с водой.
Пусть растут и зеленеют,
Радость дарят нам с тобой.
Учитель : Каждое растение имеет листья, для чего они нужны ?
13 уч. Лист не только украшенье
Каждого растения.
Лист имеет очень-очень
Важное значение.
14 уч. Листья дышат днем и ночью,
Как и мы ребята.
Нам без листьев , между прочим ,
Было б туговато.
15 уч. Листья воздух очищают
Тот, что пользы не дает,
После ''чистки'' возвращают
Нужный людям кислород.
16 уч. Листья в жаркий день укроют
Нас от солнечных лучей.
Оградят они от зноя
Всех под кроною своей.
17 уч. Листья есть - и воздух чистый,
Всё живое дышит им.
Вам за свежий воздух, листья,
Мы спасибо говорим!
(Песня)
18 уч. Есть загадка у природы-
Это чудо - доктора.
Вам о лекарях зеленых
Рассказать пришла пора.
19 уч. Врачами издавна зовут
Обычные растения,
Они по всей земле растут,
Даря выздоровление.
20 уч. Их собирают в нужный срок
И хорошенько сушат,
Кладут в пакет или мешок,
Чтоб сохранились лучше.
21 уч. Коль заболеешь, обратись
К целителям - растениям,
Врачам зеленым поклонись:
'' Спасибо за леченье!''
22 уч. Лишь тогда в беде помогут
Людям чудо - доктора,
Если знать о травах много,
очень много, детвора.
Доктор Айболит: Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке ,
И микстура и таблетки,
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растенья
Знаю я без исключенья,
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растенья,
Что пригодны для леченья.
(Выходит ромашка, подорожник, зверобой, крапива )
Ромашка.
Цветок знакомый, белая ромашка,
Расцвёл однажды летом на лугу,
Его все знают: пчелы и букашки,
И я узнать его всегда смогу.
Не все ещё, наверно, дети знают,
Что цвет ромашки вовсе не простой,
Он часто при простуде помогает,
Полезен из цветов его настой.
На вкус он горький, не совсем приятный,
Но лечит всех: и взрослых, и детей.
Ты береги цветочек ароматный,
Без надобности рвать его не смей.
Подорожник.
Растёт у дороги, в лесу и на поле
Обычный зелёный листок,
Но люди давно убедились и знают,
Что лист этот многим помог.
Вдруг ты упадешь и поранишься очень,
К земле наклонись, поищи
Обычный в полосках зелёный листочек
И к ранке его приложи.
Названье лечебной травы «подорожник»,
И если случится беда,
Тебе подорожник, как доктор, поможет,
И будешь здоров ты тогда.
Зверобой.
У растенья зверобой
Грозное название –
Снимет боль он, как рукой,
При недомогании.
Ведь сердитый зверобой
Лечит только добротой,
И от этой доброты
Вновь здоровым станешь ты!
Крапива:
Очень жгучая крапива,
Но лечебная на диво:
Витаминов много в ней
Есть для взрослых и детей.
Может жгучая крапива
Даже кровь остановить,
Хоть не очень и красива,
Но умеет всех лечить.
Айболит. Эй, веселые ребята-молодые крапивята , о крапиве спойте нам.