Просмотр содержимого документа
«Путешествие по устному народному творчеству»
4
Путешествие в страну
«Устное народное творчество».
Уч:
- Дорогие ребята! Мы с вами изучили большую тему, которая как называется?
Д:
- Устное народное творчество.
Уч:
- И сегодня обобщим те знания, которые вы получили.
А для этого отправимся в путешествие в страну, которая так и называется - «Устное народное творчество».
(Появляются Хозяин и хозяюшка)
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья вам, да радости!
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
- Удобно ли вам, гости дорогие?
- Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Уч:
- Если вы готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».
А что такое устное народное творчество?
- Что относится к УНТ?
А какие сказочные волшебные средства передвижения знаете? (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа, метла)
- На чём ездил Емеля – дурачок?
- Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание, чтобы печка поехала?
(по щучьему велению, по моему хотению, ступай печь на станцию …)
- А вот и первая станция – «Считалки».
- Когда мы считаемся?
Давайте вспомним знакомые считалки, они нам сегодня пригодятся.
(«На золотом крыльце сидели…»
«Конь ретивый…»
«Начинается считалка…»)
- А мы едем до следующей станции – «Игры».
Игры любят все дети, а порой, играя в какую – либо игру, вы даже не задумываетесь, что эта игра была придумана давным-давно, и относится тоже к УНТ.
Какие русские народные игры знаете?
(«кошки-мышки», «ручеёк», «каравай», «салки»)
-Давайте поиграем в игру «Каравай». Но для этого нам нужно посчитаться. Вот считалочки нам и пригодятся!
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Поиграли, едем дальше.
- Впереди станция – «Пословицы».
Пословица – это краткое выражение. Она советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто их употребляют. От этого речь становится яркой, образной.
- О чём бывают пословицы? (о Родине, о дружбе, о работе, об учёбе).
- А знаете ли вы пословицы? Вот я сейчас и проверю.
- Закончите пословицу:
«Вместе тесно … (а врозь скучно)»
«Без труда … (не вытащишь и рыбку из труда)»
«Ученье – свет, …. (а неученье – тьма)»
«Нет друга – ищи, … (а нашёл – береги)»
«Один за всех …. (и все за одного)»
«Старый друг … (лучше новых двух)»
«Под лежачий камень … (и вода не течет)»
Я приготовила вам 2 такие хорошие пословицы. Но подул ветер, и все слова разлетелись. Попробуйте восстановить пословицы.
Дело время потеха
Земля солнце человек труд
- А что означают эти пословицы?
Задание по рядам:
Объясните пословицу:
1 ряд: «Друг познаётся в беде».
2 ряд: «Шёл лесом, а дров не видел».
3 ряд: «Кто веселится весной, тот плачет летом».
Отправляемся на следующую станцию - «Песни».
- О чём могли петь наши предки? (о Родине, об урожае, о природе).
- А когда пели? (когда работали и отдыхали, долгими зимними вечерами и на летних гуляниях).
- Песни живут с нами всю жизнь – с самого рождения. Когда вы были совсем маленькими, что вам пели мамы и бабушки? (колыбельные)
- А какие песни о природе знаете?
Песни напевные, мелодичные. Девушки и юноши пели и водили хороводы.
- Мы тоже встанем в хоровод.
Песня «Во поле береза стояла»
Отправляемся дальше.
А следующую станцию попробуйте угадать!
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке.
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Что это?
Станция - «Небылицы»
- Почему так называются? (этого не бывает)
- Зачем их придумали? (для смеха)
- Давайте попробуем распутать путаницу.
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках.
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
- Какое теперь настроение у стихотворения? (никакого)
- Что пропало? (смех, юмор, весёлое настроение)
- Небылица придумана для смеха, для веселья.
И последняя станция на нашем пути – всеми любимая, от мала до велика – «Сказки».
- Прочитайте названия сказок и найдите лишнюю.
«Кот, петух и лиса»
«Лиса и тетерев»
«Каша из топора»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Гуси-лебеди»
- Я хочу узнать, как вы знаете сказки.
Отрывки из сказок:
«Петушок всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: «Петя, не торопись. Петя, не торопись.»
«Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки поменьше, у курочки с огурчик, у мышки с напёрсток.»
«Доченька, мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей.»
«- Пустите отдохнуть дорожного человека! - Заходи, служивый! - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?»
- Угадайте сказку по опорным словам:
Солдат, старуха, топор.
Брат, сестра, гуси.
Петух, курочка, корова, кузнец.
Внучка, Жучка, кошка.
Игра «Вещи потерялись».
Из каких сказок?
1. разбитое яичко («Курочка Ряба»)
2. яблоня, печка с пирожками(«Гуси-лебеди»)
3. чашка и кувшин(«Лиса и журавль»)
4. топор(«Каша из топора»)
5. 2 избушки(«Лиса и заяц»)
Игра «Найди себя»
(Детям даны карточки с первой частью имени, вторую часть найти на доске (баба … Яга))
Вот и закончили путешествие по стране «Устное народное творчество». Но мы побывали далеко не на всех станциях. Какие станции не прошли?