Конспект урока "Игра-путешествие в страну «Устное народное творчество»
Конспект урока "Игра-путешествие в страну «Устное народное творчество»
Конспект подходит для проведения урока- обобщения после изучения раздела "Устное народное творчество". Для активного участия детей подразумевается игровая форма- прохождение станций- жаноров устного народного творчества. Дети непринужденно проходят препятствия-задания.
Задачами уроока являются:
- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах УНТ;
- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку;
- воспитывать нравственные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Игра-путешествие в страну «Устное народное творчество»»
Тема: Игра-путешествие в страну «Устное народное творчество»
Цель:
- обобщение знаний по теме Устное народное творчество;
Задачи:
- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах УНТ;
- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: Мультимедийная презентация по Устному народному творчеству, карточки-задания для проверки знаний жанров УНТ, листы для иллюстраций обложек книг.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Вводное слово учителя.
3. Виртуальное путешествие с учащимися по станциям жанров УНТ.
4. Домашнее задание.
5. Итог урока. Рефлексия.
ИГРА -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ: «Устное народное творчество»
Организационная часть
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
Вводное слово учителя.
(Слайд № 1)
Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. А где есть правда, песня и сказка? (В устном народном творчестве)
-Значит, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (УНТ)
- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)
- Что означают слова устное народное творчество?
-Что вам особенно нравится из фольклора? (Сказки)
- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения из сказок вы знаете? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело)
- Мы тоже будем путешествовать на печи.
Если вы все готовы – отправляемся в путешествие по стране: «Устное народное творчество», там мы с вами обобщим изученное, а для этого вам понадобится думать , фантазировать, вспоминать то, что вы уже изучили.
3. Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества.
(Слайд № 2 схема путешествия)
Знакомство со схемой путешествия.
- Чтобы печь поехала нужно вспомнить заклинание, которое говорит герой Емеля?
- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание!
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь на станцию «Пословицы».
1 станция «Пословицы»
(Слайд № 3)
Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе.
Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.
- О чем бывают пословицы?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Делу время, потехе – час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один – отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
Долог день до вечера, если делать нечего.
- Какие о дружбе?
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
В русском фольклоре много пословиц и поговорок. А как хорошо вы знаете, мы узнаем, пройдя задания. Для каждой пословицы найти концовку к своему началу.
(Слайд № 4 проверка ответа по щелчку)
Один в поле не воин
Век живи, век учись
Что посеешь, то и пожнешь
Встать пораньше, да шагнуть подальше.
Делаешь наспех, делаешь на смех.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Сто раз отмерь, один отрежь.
(О чем та или иная пословица?)
- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.
2 станция «Считалки»
(Слайд № 5)
- Какие считалки знаете вы?
-Где вы их используете?
- Давайте выучим русскую народную считалку.
(Слайд № 7 с текстом считалки)
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Эти считалку вы можете использовать в своих играх, например, когда выбираете ведущего.
3 станция «Заклички»
(Слайд № 8)
На Руси немало закличек, которые очень нравятся детям. Давайте вспомним, какие вы знаете. Теперь послушаем закличку, у кого и чего же просят в этой закличке?
4 станция «Потешки» (Слайд №9)
А кто из вас знает, что такое потешки? (Слайд №10)
Какие потешки вы знаете или проговаривали своим младшим сестренкам или братишкам? Сейчас вы услышите знакомую вам потешку, можете вместе повторять.
Физкультминутка
5 станция «Песни»
(Слайд № 11)
В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня. (Слайд № 12)
Песни бывают:
- хороводные - праздничные;
- частушки;
- колыбельные.
Посмотрите и послушайте и назовите, какие это песни? Если знаете, подпевайте (Слайд №13)
- Звучат частушки в исполнении девочек.
Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Эх, ребята – кавалеры,
Отодвинтеся от нас
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На мои оборочки.
Я мальчишка боевой,
Боевым остануся.
Ох! И худо тому будет
Кому я достануся.
Сидит ежик на березе
Новая рубашечка
На головке сапожок
На ноге – фуражечка.
6 станция «Скороговорки»
(Слайд № 14)
Много существует скороговорок. Скороговорка – это шутка, забав, игра. Много похожих по звучанию слов, когда произносим, получается смешно. Люди играют в скороговорки. Они учатся быстро, четко говорить. Давайте посоревнуемся, кто лучше произносит скороговорки.
(Слайд №15)
1)Как на горке на пригорке
Стоят три Егорки
2) От топота копыт пыль по полю летит
3) шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4) Щетина у чушки, чешуя у щучки
Выбирается лучший чтец.
Произносим заклинание.
7 станция «Загадки»
(Слайд № 16)
-Дети загадывают друг другу загадки. Затем всем загадывается 5 русских загадок.
Где четыре брата под одной крышей стоят? (в столе)
Кто может говорить на всех языках? (эхо)
Кто может ткать без станка и рук? (паук)
Что после 7 лет козе будет? (8 пойдет)
Что на свете всех жирнее? (земля)
Произносим заклинание.
8 стация «Сказки»
(Слайд № 17)
Сказка – сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса. Назовите народную сказку и перечислите ее героев. (Слайд № 18)
- По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев.
Среди этих сказок есть лишняя, найдите ее. Почему она лишняя? ( Слайд №19)
(Слайд № 20 с заданием к активному занятию)
Задание 1. Самостоятельно.
Запиши на лепестках цветка виды устного народного творчества, с которыми ты уже знаком.
Проверка выполнения задания
4. Домашнее задание. Создать иллюстрацию к обложке книги. (Слайд №21)
5. Обобщение учителя, выставление оценок.
- Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Рефлексия по уроку.
(Слайд №22)
- Какое у вас было настроение сегодня на уроке?
- Зачем нужно знать, изучать устное народное творчество?
- Где можно применить знания, полученные сегодня на уроке?