1.Выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся.
Возраст учащихся: ученики 2-3 классов.
Подготовительная работа:
1.Выставка детских рисунков «Мой друг».
2. Перед занятием ученики делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа сидит за своим столом.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит отрывок из песни «Дружба крепкая…». На доске написаны слова «друг», «приятель», «товарищ».
Учитель: - Ребята, прочитайте слова на доске. Как вы их понимаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Какого человека можно назвать своим другом?
Самоопределение к деятельности.
Учитель: - Какой теме будет посвящен наш классный час? ( Поговорим о дружбе)
- Как вы понимаете слово «ДРУЖБА»?
- Что такое настоящая дружба?
- Расскажите, есть ли у вас друг? Почему вы с ним дружите?
Работа по теме.
Учитель: - Послушайте, что думает об этом Л. Измайлов в стихотворении «Монолог о дружбе»:
«Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказка у доски?
Может быть, защита в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Заданье дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать…
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет правду никогда?»
Учитель: - Согласны ли вы с тем, что это примеры настоящей дружбы?
- Однозначных ответов на вопрос: «Что такое дружба?» не существует. Но задумываться об этом должен каждый.
В дружбе на первом месте стоит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе сделал что-нибудь хорошее, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Понятие, противоположное дружбе – ЭГОИЗМ.
У эгоиста, который думает только о себе, своих интересах, не может быть друзей. Часто ради дружбы нужно поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.
Говоря о дружбе, нужно сказать о таком важном понятии, как ПОРЯДОЧНОСТЬ. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные друзья. Ведь без друзей человек не может быть счастлив.
Работа в группах.
Учитель: - Люди сложили много пословиц о дружбе. Сейчас каждая группа должна собрать свою пословицу из предложенных слов и объяснить ее.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьешь - не сложишь.
Учитель: - Сейчас каждой группе нужно обсудить выбранные ситуации и ответить на вопрос: «Как бы я поступил? Что сделал бы для друга?».
Предлагаемые ситуации напечатаны на отдельных листах:
Твой друг не пришел сегодня в школу.
Твой друг употребляет плохие слова.
За углом школьного двора два лохматых типа поджидают ребят. Ты с друзьями приближаешься к ним.
- Стоять! Не рыпаться! – командует лохматый и хватает за шиворот твоего друга.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
4. За пять минут до начала первого урока все сидели в классе. Лиза пришла последней. У нее был растрепанный вид, заплаканные красные глаза.
- Что это у тебя глаза на мокром месте?
- Что с тобой случилось? Расскажи!
- Что случилось? Почему слезы? – наперебой закричали ребята в классе.
Лиза разрыдалась и выбежала из класса. Все удивленно пожали плечами. В чем была их ошибка?
Твой друг проголодался, но он ничего не взял для завтрака из дома. Как ты поступишь, если ты принес завтрак.
Учитель: - Какие поступки и действия способствуют укреплению дружеских отношений ? (взаимовыручка, взаимопонимание, сочувствие).
Учитель: - Послушаем еще стихотворение о дружбе. Подумайте, почему у героини стихотворения А.Барто не было друзей? (Стихотворение читает ученик).
«Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать.»
А девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»
Тренинг.
Игра «Круговая беседа»: дети каждой группы встают в круг и передают друг другу карточку, на которой написано: «Я чувствую себя счастливым, когда …», чтобы закончить мысль своими словами.
Обобщение.
Учитель: - Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они уважали и ценили нас. Но у дружбы есть свои законы. Соблюдение этих законов помогут построить дружеские отношения всем желающим.
- Давайте попробуем сами составить такие законы по 2 закона от каждой группы.
Коллективное составление законов дружбы фиксируется на доске или слайде.
Законы дружбы:
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки.
Относись к своим друзьям так, как хотелось бы , чтобы они относились к тебе.
Не предавай своего друга.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не смейся над недостатками друга.
В разговоре и игре не будь грубым, не кричи.
Не ябедничай, лучше сам исправь ситуацию.
Учитель: - Существует много законов дружбы. Мы назвали основные. Если соблюдать их, можно стать хорошим другом и не быть одиноким. Не случайно люди говорят: Человек без друзей, что дерево без корней.
Но нельзя забывать, что из хороших взаимоотношений строится дружба в классе.
Прочитайте справа налево фразу на доске и вы узнаете девиз дружного коллектива:
На доске: «огондо аз есв и хесв аз нидо»
(Один за всех и все за одного)
Рефлексия.
Учитель: - Продолжим фразу – «На занятии я узнал(а)…»
«Я понял(а)…»
«На занятии мне было интересно …»
Подведение итогов занятия.
Учитель: - Надеюсь, сегодняшний разговор о дружбе поможет вам быть хорошими друзьями, а нашему классу стать дружным классом.