Социальная сеть: безграничное общение или уход от реальности?
Социальная сеть: безграничное общение или уход от реальности?
1 слайд
Мы живем в эпоху информационных технологий и Интернета. Всемирная паутина открывает перед любым человеком неограниченный доступ к любой информации. Но кроме этого она хранит в себе и некоторую опасность для человеческой психики. Одним из примеров этой самой опасности являются социальные сети.
2 слайд
Целью моей работы является изучение влияния социальных сетей на личность и психику подростка. В моем исследовании я попыталась выявить положительные и отрицательные моменты в воздействии социальных сетей на развитие ребенка на основе анализа опубликованных работ.
Предметом изучения являются социально-психологические основы воздействия социальных сетей на ребенка.
Объектом исследования стали 144 подростка нашей школы в возрасте от 12 до 16 лет.
Задачи:
1. провести теоретический анализ воздействия социальных сетей на подростков на основе опубликованных работ;
2. Исследовать степень зависимости современных подростков нашей школы от социальных сетей.
3. Найти пути решения возникшей проблемы.
3 слайд
Социальные сети захватили невероятное количество людей. Скажем, в сети Вконтакте.ру зарегистрировано уже больше 111 миллионов человек. Одноклассники.ру – более 60 миллионов, в Facеbook превысило 250 миллионов.
4 слайд
По определению, данному в интернет-энциклопедии, социальная сеть – это «сеть, направленная на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Никогда еще история не знала сообществ, столь масштабных.
Социальные сети предоставляют пользователям следующие возможности:
1. Создание собственного виртуального мира.
2. Поиск «родственных душ».
По информации портала “Глобалист“, социальные сети – невинные онлайн создания, притягивающие десятки миллионов людей возможностью общаться и находить новых и новых знакомых и друзей. Но так ли они безобидны? Психологи утверждают, что социальные сети это скрытая угроза нашему психическому и физиологическому здоровью
5 слайд
За основу своей работы я брала следущие социальные сети:
1. ВКонтакте. Создан в 2006 году Павлом Дуровым.
2. Одноклассники — Год основания — 2006. Автор проекта – Альберт Попков.
3. Facebook. социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом. Наиболее посещаемая социальная сеть в мире.
По анкетированию учащихся нашей школы, Вконтакте.ру зарегистрировано 133 человека из 144 (92,4%), в Одноклассники.ру зарегистрировано 44 человека (30,6%), в Facebook – 44 человека (30,6%).
6 слайд
Такие сообщества имеют особенности, обусловленные их техническим характером:
1. как правило, пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя, зачастую сокращенное
2. основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями
3. для обозначения эмоций используются смайлы.
4. накопление активно использующейся социальной истории отношений
5. стиль общения более свободный, чем в обычной жизни
7 слайд
Чем же так заманивают социальные сети? Учащиеся нашей школы выделяют следующие привлекательные качества социальных сетей:
Одним из важнейших факторов является анонимность.
Следующей веской причиной пользователи называют возможность безграничного общения
Подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе.
Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим.
Подростку также необходимо дать выход своим эмоциям.
Человеку свойственно активно приукрашивать собственную личность, заниматься "самопрезентацией". Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно
Часть детей использует социальные сети для получения информации
8 слайд
Теперь давайте поговорим об опасности, которую несут с собой социальные сети
1. огромная трата времени
31% школьников проводят в сети более трех часов,
35% - от 1-3 часов.
Такую высокую зависимость ученые объясняют в первую очередь человеческой потребностью к общению.
35% подростков страдают, если социальная сеть по каким-либо причинам не работает,
33 % испытывают неудобство,
32% все равно.
2. Социальные сети являются, так называемой сферой “без цензуры”, а это значит, что содержание на разных страницах и рассылок социальных сайтов может негативно повлиять на психологическое здоровье даже взрослого. На сайтах социальных сетей ребенок получает неограниченное количество информации, которые, зачастую, никем не контролируемо.
3. Страницы пользователей часто взламываются, и конфиденциальная информация, содержащаяся на странице, может быть использована в недобрых целях. У 21 % школьников страницы был взломаны хотя бы один раз.
4. Нарастает диссонанса между "Я виртуальным ", который бессмертен и может все в виртуальном мире, и "Я реальным ", который является простым смертным человеком. Возникновение своего рода раздвоения личности приводит не только к ухудшению настроения и морального состояния ребенка, но и к появлению психологических разладов во взаимоотношениях с родителями и друзьями, к снижению школьных показателей, к нервным срывам и беспричинной агрессии.
5. Формирование зависимости. Не представляют свой отдых без выхода в Интернет 76% детей.
В большей степени зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети достаточным для самоутверждения и для улучшения психического состояния.
6. Социальные сети вызывают у людей желание сформировать свой идеальный образ.
виртуальный двойник зачастую совершенно не похож на свой реальный прототип. Результатом этого становится еще большая замкнутость и желание полностью погрузиться в электронный мир.
7. Желание уйти от реальной жизни. Если в социальной сети у человека все хорошо, он пользуется популярностью, у него много друзей, а в действительности он – малозаметный стеснительный человек, которого по жизни преследуют только неудачи, приоритеты расставляются обычно в пользу электронного мира.
8. Дети, которые с пеленок привыкли к социальным сетям, могут испытывать трудности в «реальных» взаимоотношениях с людьми, поскольку плохо разбираются в тонких оттенках выражений лица, тона голоса и языка тела.
4% могут пожертвовать реальным общением ради общения в социальной сети,
24% иногда жертвуют,
9. Социальные сети формируют у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить.
15% считают, что виртуальные друзья – это настоящие друзья.
10. Возникает привыкание. И все события в своей жизни подросток отражает на своей странице,меняя свой статус или регулярно добавляя фотографии.
32% меняют свой статус каждый день или несколько раз в день.
24% постоянно добавляют фотографии на свою страницу.
9 слайд
Феномен Интернет – зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет – зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line.
10 слайд
Симптомы Интернет-зависимости по мере нарастания серьезности я вывела на следующем слайде. При наличии трех и более признаков из данного списка можно предполагать наличие интернет-зависимости.
11 слайд
Согласно проведенным исследованиям на базе нашей школы:
Интернет-зависимыми оказались 42 % респондентов,
32% частично зависимы,
26% не зависимы от социальных сетей.
Данные выражаются в виде диаграммы
12 слайд
Какие же пути можно найти для решения этой проблемы?
В основном советы по профилактике Интернет-зависимости обращены к родителям:
1. Следует обратить внимание на особенности поведения ребенка.
Если ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.
2. Нужно задаться такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть.
3. Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть.
4. Нужно поощрять ребенка на общение с другими детьми на улице, принимать участие в организации его досуга.
5. Можно попробовать и такой вариант, как альтернатива.
6. Необходимо осуществлять негласный контроль за своими детьми.
Но школа тоже должна и обязана вести определенную работу по профилактике:
7. Классный руководитель должен на собраниях проводить цикл бесед по профилактике Интернет-зависимости, показать родителям пути решения проблемы.
8. Детей, склонных к Интернет-зависимости, привлекать к участию в общественной работе, организовать посещение кружков и секций.
9. На классных часах проводить беседы по правилам пользования Интернетом и опасностях, подстерегающих в социальных сетях.
10. На мой взгляд, уроки компьютерной грамотности, особенно по пользованию Интернетом, нужно проводить, начиная с первого класса
11. Неоценима работа школьного психолога – необходимо выявлять Интернет-зависимых детей, проводить с ними работу по уменьшению зависимости.
14 слайд
Социальная сеть – это ураган для слабой психики человека, который в тоже время разрушает семьи и приносит убытки компаниям. Это липкая и тягучая паутина, которая обволакивает и создаёт непробиваемый кокон, обрывающий связь с реальным миром и живыми людьми, но вырваться из этой паутины нужно и можно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.