Социально - педагогический проект «Поговорим о дружбе»
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Название проекта: «Поговорим о дружбе».
Данный проект был реализован во 2 классе МОУ «СОШ» п. Подтыбок
Проект:
· интегрированный и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
· долгоосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;
· предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;
.Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.
Преобретение навыков работы в сотрудничестве.
Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам .
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация. ( Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти» .Обсуждение.
4. Правила дружбы. Работа в группах.
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.
6.Выбираем темы сочинений- рассуждений для самостоятельной работы.( «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другое)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и м ои друзья».
Уроки окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья»
Деятельность детей в творческих группах.
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;
Создание общего рисунка- аппликации «Друзей много не бывает»
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Оформление выставок в классе.
Творческие работы: сочинения «Поговорим о дружбе» на выбранные темы .
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Изготовление подарка другу. (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.
Побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.)
Создание «Дерева Дружбы».
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Выступление творческих групп на классных часах .
Создание выставок во внеурочное время.
Оформление общей стенгазеты.
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему?
Чему научились? Какие знания получили в итоге .
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Презентация детских работ. (сочинения)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
2. Вступительное слово.
-Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
При?тча — короткий поучительный рассказ , заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
-Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Постановка цели.
-А может ли эта мудрость помочь нам? И как?
Мы всё это показали на нашем дереве Дружбы. О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?
4.Беседа
Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
-Кого мы называем другом?
-Какие качества друга вы считаете главными?
-Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
5. Игра «Волшебная конфета».
-Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…
Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…
6.Презентация детских проектов. А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать , рассказать и даже о чём-то попросить.
Ваши сочинения.
-Молодцы!
7.Рефлексия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.
-Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.
Используемая литература
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Оформленная выставка рисунков, стенгазета «Дружба - это не работа», коллективные творческие работы детей «Дерево Дружбы», «Друзей много не бывает» , книга « Поговорим о дружбе», , «Ладошки друзей" (подарок для одноклассника.)
Предварительная работа:
Одной из главных задач в воспитательной деятельности на этот учебный год в моём классе является содействие формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Данный классный час является итоговым занятием в долгосрочном проекте «Поговорим о дружбе». Тема была выбрана вместе с детьми на одном из классных часов. Она очень актуальна для нашего класса. Частые ссоры, драки, обзывания , оскорбления друг друга очень огорчали меня, как учителя и классного руководителя, и родителей, и самих детей.
Название проекта: «Поговорим о дружбе».
Проект является:
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно - поисковый и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 3 четверти;
предполагает групповую и индивидуальную работу.
совмещает урочную и внеурочную деятельность;
.Цель проекта:расширить систему знаний детей о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Формирование навыков работы в сотрудничестве.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе.Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов:
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация(20.01.)
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.(27.01.и 03.02.)
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти». Обсуждение.(17.02.)
4. Правила дружбы. Работа в группах.(03.03.)
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.10.03)
6.Выбираем темы сочинений: «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другие (17.03.)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».( с по )
Урок окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья».( )
Деятельность детей в творческих группах.(внеурочная деятельность: кружки «Отчего и почему», «Юный книголюб», «Добрый»)
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Выступление творческих групп на классных часах.
Оформление выставки рисунков о дружбе и друзьях во внеурочное время;
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Написание сочинений о дружбе.
Изготовление подарка другу (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам).
Оформление общей стенгазеты.
Создание коллективных творческих работ «Дерева Дружбы», «Друзей много не бывает» и др.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группах о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам. Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему? Чему научились? Какие знания получили в итоге. Выбрали темы для своих сочинений.
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Презентация детских работ. (сочинения)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Развёрнутый план проведения классного часа.
№
Этапы
Время
1.
2.
3.
Итого:
Введение.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Актуализация знаний.
Основная часть.
Целеполагание.
Беседа.
Анализ ситуаций.
Игра «Волшебная конфета».
Презентация детских работ.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Просмотр фильма.
Вручение подарков.
3 мин.
22 мин.
5 мин.
30 мин.
Ход мероприятия.
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Введение.
Орг. момент.
.
Вступительное слово учителя.
Актуализация знаний.
2.Основная часть.
Целеполагание.
Беседа.
Анализ ситуаций.
Игра «Волшебная конфета».
Презентация детских работ.
3.Подведение
итогов. Рефлексия.
Просмотр фильма.
Вручение подарков.
1 мин.
2 мин.
1 мин.
:Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
А теперь можно начать наш классный час.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
Притча- короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение(премудрость) По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
-Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
-Какая мудрость заключена в этой притче?
А может ли эта мудрость помочь нам? И если да, то как? О чём же мы поговорим сегодня? (
Много занятий мы уже посвятили беседам на эту тему. А для чего? Что бы вы хотели сегодня услышать от своих одноклассников?
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает, Это слово? Значит что оно?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Я вам прочитаю рассказы, а вы подумайте и скажите про настоящих ли друзей они?
1. Рассказ “Друзья”.
Однажды Вова принес в школу электронную игру. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Вова.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Вовин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс робота. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Вова.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Вова. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
2. Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?Что бы вы сказали Соне?
3. Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня –за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница спросила у девочек:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Почему обе девочки густо покраснели? (Ответы детей)
-Кого мы называем настоящим другом?
-Какие качества друга вы считаете главными?
-Каких бы друзей вам хотелось иметь?Сейчас мы это выясним.
- Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите… ( записи на доске)
Начинайте такими словами:
-Друг должен быть… -Друг никогда…
-Друг всегда….
А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый в своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить. А для чего нам нужно внимательно выслушать друг друга?
У:Что же вы услышали и о чём хотели бы сказать?
Какой вывод можно сделать по нашим сочинениям?
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
У: Встанем в круг, возьмёмся за руки, слушаем меня и повторяем за мной.
Землю обмотали тоненькие нити,
нити параллелей и зеленых рек.
Совершите чудо руку протяните,
надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее и будет нам всегда помогать.
Желаю каждому найти своего настоящего друга.
Закончим наше занятие песней и просмотром фильма про наш дружный класс и вручением подарков друг другу.
Всем большое спасибо!
Приветствуют гостей,
получают эмоциональный настрой на работу.
Слушают учителя.
(Ответы детей)
(Ответы детей)
Поговорим о дружбе…
(Ответы детей)
Слушают учителя.
(Ответы детей)
Вывод: Нельзя выбирать друзей только, когда можно от них что-то получить.
(Ответы детей)
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
(Ответы детей)
Вывод: всегда помогай своему другу, не бросай его в беде.
(Ответы детей)
Вывод: Чтобы больше узнать о своих одноклассниках.
(Ответы детей)
Вывод: У всех есть хорошие друзья, но не у всех есть настоящий друг.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
3.Стихи и рассказы о дружбе для детей. Литературное чтение. 2 класс.2 часть.
4.Пословицы и поговорки о дружбе.
5.Окружающий мир. 2 класс.2 часть.
6.Готовые презентации на тему «Поговорим о дружбе» Социальная сеть работников образования .
Самоанализ открытого воспитательного мероприятия.
Классный час на тему «Поговорим о дружбе».
Итоговый(по плану воспитательной работы на 2013-2014 учебный год).
Одной из главных задач в воспитательной деятельности на этот учебный год в моём классе является содействие формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Данный классный час является итоговым занятием в долгосрочном проекте «Поговорим о дружбе». Тема была выбрана вместе с детьми на одном из классных часов. Она очень актуальна для нашего класса. Частые ссоры, драки, обзывания , оскорбления друг друга очень огорчали меня, как учителя и классного руководителя, и родителей, и самих детей.
Проект является:
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 3 месяцев;( в течении 3 четверть)
предполагает групповую и индивидуальную работу.
совмещает урочную и внеурочную деятельность;
Цель проекта:расширить систему знаний детей о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Формирование навыков работы в сотрудничестве.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов:
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация(20.01.)
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.(27.01.и 03.02.)
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти». Обсуждение.(17.02.)
4. Правила дружбы. Работа в группах.(03.03.)
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.10.03)
6.Выбираем темы сочинений: «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другие (17.03.)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».( с по )
Урок окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья».( )
Деятельность детей в творческих группах.(внеурочная деятельность: кружки «Отчего и почему», «Юный книголюб», «Добрый»)
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Выступление творческих групп на классных часах.
Оформление выставки рисунков о дружбе и друзьях во внеурочное время;
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Написание сочинений о дружбе.
Изготовление подарка другу (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам).
Оформление общей стенгазеты.
Создание коллективных творческих работ «Дерева Дружбы», «Друзей много не бывает» и др.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группах о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему? Чему научились? Какие знания получили в итоге. Выбрали темы для своих сочинений.
Классный час «Поговорим о дружбе» ( итоговый)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Создать условия для формирования таких умений, как высказывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
К этому итоговому занятию дети готовились долго, активно и увлечённо: искали пословицы и поговорки о дружбе из разных источников, подбирали стихотворения и песни о дружбе, рисовали, организовывали выставки своих работ, проводили конкурс на лучшего чтеца, писали сочинения, выполняли коллективные творческие работы.
Классный час проведён в форме беседы. Данная форма классного часа была выбрана, т. к. я стремлюсь сформировать у детей умение слушать и слышать своих одноклассников. В беседе старалась использовать разные жанры произведений: это и притча, и стихи, и стихи-вопросы, игры, небольшие рассказы-ситуации, чтобы детям было интереснее. Я думаю, это получилось. Дети были активны, непосредственны, каждому хотелось высказать своё мнение, показать себя с хорошей стороны.
Я довольна итогами классного часа и в целом нашего проекта. Это пока в нашем классе первый такой большой, общеклассный проект. Цель достигнута. А, главное понравилось детям. Я думаю, теперь можно и нужно выбирать и использовать другие более сложные формы классных часов и внеурочной деятельности, где ещё больше давать детям самостоятельности и творчества.
В процессе создания этого проекта меня, и самих детей радовало то, что дети больше стали слушать друг друга, уступать друг другу, прощать, защищать друг друга, быстрее и легче мирились после своих ссор и обид.
Считаю, что данный проект является небольшим шагом к достижению большой цели: Стать дружными навсегда.