Проект "Поговорим о дружбе"
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Проект:
· интегрированный и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
· долгоосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;
· предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;
· совмещает урочную и внеурочную работу;
· комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый,);
.Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.
Преобретение навыков работы в сотрудничестве.
Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам .
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация. ( Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти» .Обсуждение.
4. Правила дружбы. Работа в группах.
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.
6.Выбираем темы сочинений- рассуждений для самостоятельной работы.( «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другое)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и м ои друзья».
Уроки окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья»
Деятельность детей в творческих группах.
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;
Создание общего рисунка- аппликации «Друзей много не бывает»
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Оформление выставок в классе.
Творческие работы: сочинения «Поговорим о дружбе» на выбранные темы .
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Изготовление подарка другу. (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.
Побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.)
Создание «Дерева Дружбы».
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Выступление творческих групп на классных часах .
Создание выставок во внеурочное время.
Оформление общей стенгазеты.
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему?
Чему научились? Какие знания получили в итоге .
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Презентация детских работ. (сочинения)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
2. Вступительное слово.
-Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
При?тча — короткий поучительный рассказ , заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
-Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Постановка цели.
-А может ли эта мудрость помочь нам? И как?
Мы всё это показали на нашем дереве Дружбы. О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?
4.Беседа
Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
-Кого мы называем другом?
-Какие качества друга вы считаете главными?
-Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
5. Игра «Волшебная конфета».
-Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…
Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…
6.Презентация детских проектов. А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать , рассказать и даже о чём-то попросить.
Ваши сочинения.
-Молодцы!
7.Рефлексия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.
-Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.
Используемая литература
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).