Коллективный проект
"В гостях у сказки".
Автор: Щукина Елена Петровна, учитель начальных классов.
МБОУ СОШ № 1 г. Калининск
Введение.
Аннотация проекта.
Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность.
Работа по данному проекту обусловлена тем, что большинство учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
- продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты
Задачи:
• знать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки;
• развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение;
• уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап (погружение в проект).
Дети делятся по желанию на четыре основные группы:
1-ая - Что такое сказка?
2-ая - Какие бывают сказки?
3-ая - Что несет в себе сказка?
4-ая - Почему люди любят сказки?
Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта.
1-ая группа
- Формулирование определения сказки.
В ходе исследования были найдены следующие формулировки:
1) Сказка – это научно – фантастическое произведение.
2) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Группой была выбрана вторая формулировка.
2-ая группа
- Создание классификаций сказок по различным признакам.
Предлагаемые признаки классификации:
1) По авторству
2) По видовым особенностям.
Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры.
3-ая группа
Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?
После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка – это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку.
4-ая группа.
Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответов. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно – оформительский этап
- Работа над презентацией "Пр дорогам сказок"
- Оформление проекта
- Работа над текстом защиты проекта
Защита проекта.
1.Вступление. (Слайд 1).
Учитель.
- Уважаемые гости. Вашему вниманию будет представлен проект "В гостях у сказки".
Со сказками мы встречаемся с самого раннего детства. Сначала нам читают родители. Сейчас мы сами читаем сказки на уроках. Нас заинтересовали вопросы:
- Что же такое сказка? Какие бывают сказки?
Мы поработали над этими вопросами и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.
Задачи проекта:
- Развитие интереса к чтению;
- Введение детей через сказку в мир человеческих отношений, нравственных ценностей
- Развитие творческих способностей детей.
Основополагающий вопрос: ( Слайд 3)
- Почему мы так любим сказки?
Ученик 1.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Ученик 2
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
II. Основная часть
Ученик (Слайд 4)
Для предстоящей работы мы определили следующие вопросы:
- что такое сказка?
- какие бывают сказки?
- что несет в себе сказка?
- почему люди любят сказки?
Ученик (Слайд 5)
Первый вопрос, который мы раскрыли – "Что такое сказка?"
Из словаря В.И. Даля мы узнали:
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил
Ученик (Слайд 6-7)
Знакомясь с многочисленными героями сказок, мы пришли к выводу, что большинство из них вымышленные и их не встретишь в реальной жизни.
Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник,
Джинн, Великан…
Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр – самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик (Слайд 8 - 13)
На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:
Сказки делятся на народные и авторские ( литературные). Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных.
Мы узнали, что в авторских сказках нет четкого деления. Могут быть сказки, написанные стихами (К.И.Чуковский «Муха Цокотуха»), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются виды разных сказок: о животных, бытовой и волшебной. У авторских сказок нет четкого деления. Всё зависит от авторской фантазии.
Ученик 3. (Слайд 14)
Читая сказки, мы выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские. Например:
1.Колобок (русская сказка) – Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.
2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка
4.Сивка- бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок
Ученик 4. (Слайд 15)
В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов : присказка, зачин, завязка, концовка.
Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.
Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был , и мёд я пил, по усам текло , а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 16)
Сказки – это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.
Сказки учат
справедливости
храбрости
честности
учат различать добро и зло
учат дорожить дружбой
Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Ученик . (Слайд 17)
Результаты наших исследований:
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли или дополняли её, и сказка становилась всё интереснее.
Сказка учит нас быть добрыми, помогать ближним в беде, находить выход из разных ситуаций.
Сказка описывает отношения между людьми, а сказочная форма помогает понять эти отношения и сделать правильные выводы.
Ученик ( Слайд 18)
Вывод:
Без сказок невозможна наша жизнь!
III. Заключение.
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Список литературы
Даль В.И., Толковый словарь русского языка, М., Издательство
Пропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.
Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.
Детская энциклопедия. М., 1977.
Использованные в проекте материалы.
Архив учебных программ и презентаций
www.o-detstve.ru
ru.wikipedia.org/
nsportal.ru
7