Проект « Птичья столовая »
Выполнили:
Атрощенко Степан Владимирович
8 лет, 2 класс
Коровьякова Полина Александровна
8 лет, 2 класс
Ялунина Милена Александровна
9 лет, 2 класс
Худякова Светлана Леонидовна
8 лет, 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
Руководитель:
Арсенова Елена Васильевна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Остроглядовская средняя
общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района
Брянской области
243240, Брянская область
Стародубский район
село Остроглядово
улица Мацкевича 12-а
Телефон: 8(48348)2-20-75
E - mail : mou . ostrogliadovskayasoch @ yandex . ru
Сайт: http :// str - ost . sch . b - edu . ru
Остроглядово, 2018год
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле -каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною-
Это всё моё, родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
Актуальность проекта.
Зима… Солнце поднимается в небе невысоко, короткие стоят дни. Укрыл снег землю пушистым ковром, посеребрил ветки деревьев. Сковал мороз реки льдом. Наступили зимние холода.
И хотя зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях, всё же они нередко голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда весь корм уже почти съеден.
Цель проекта : Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Задачи проекта : 1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего края; 2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; 3. Изготовить и развесить кормушки для птиц; 4. Подкармливать птиц зимой;
5. Бережно и чутко относиться к природе;
Сроки реализации проекта:
Декабрь-март
Методы и приёмы : 1. Наблюдения; 2. Сбор информации; 3. Работа с литературой; 4. Экскурсии; 5. Обработка собранной информации; 6. Творческая работа.
Этапы работы: 1. Теоретический Задачи: расширить представления о жизни зимующих
птиц, о приспособленности, особенностях их поведения и питания. 1.1. Работа с литературой.
1.2. Поиск информации в интернете.
1.3.Ведение наблюдения в природе.
1.4. Подготовка проектов о зимующих птицах.
1.5. Оформление выставки рисунков «Наши друзья-птицы»
1.6.Сбор интересных фактов из жизни птиц.
2. Практический . Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. 2.1.Изготовление кормушек и вывешивание кормушек на территории школы.
2.2. Подкормка птиц.
2.3 Составление памятки «Как подкармливать птиц».
2.4. Выпуск стенгазеты. 3 . Наблюдение . Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение учебного дня, наблюдать за поведением птиц. 3.1. Ведение наблюдение за погодой и птицами в течение недели с декабря по март.
Этап I
Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Птицы - высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Птицы обладают сложным инстинктивным поведением. Известно около 9000 видов птиц. Птицы распространены по всему земному шару. Они обитают среди льдов и снегов Крайнего Севера и далекой Антарктиды, на просторах степей и в безводных пустынях, в тропических и таежных лесах, высоко в горах, залетают они на сотни километров в открытое море и поселяются по соседству с жильем человека: и в селах, и в больших шумных городах.
Птицы – это песнь и полёт!
Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью.
Птицы – дети воздуха.
Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.
Птицы – дети радуги.
Их перья переливаются разными цветами.
Птицы – наши верные помощники.
Защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.
Птицы – это тайна и красот а.
Без них нам не обойтись!
Трудно приходится братьям нашим меньшим, особенно зимой – против них объединяются голод и холод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное - голод. Не страшна зима , если есть корм. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам, надо знать, чем они кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Поэтому так важны кормушки!
Чтобы помочь пернатым зимой, надо знать, какие птицы зимуют у нас и чем они кормятся.
На этом этапе мы собирали информационный материал про зимующих птиц нашего края: воробья, ворону, сороку, синицу, снегиря, поползня, дятла.
Собрали картинки и фотографии с изображением зимующих у нас птиц. Нашли описание внешнего вида, условий обитания и размножения, подобрали загадки и стихи, прочитали специальную литературу о птицах.
Дома с помощью родителей выполнили проекты «Зимующие птицы нашей местности». На уроке окружающего мира каждый ученик защитил свою работу. В классе прошла выставка рисунков на тему «Птицы- наши друзья»
Среди учащихся начальной школы провели викторину «Птичьи разговоры». Команда нашего 2 класса победила и заняла 1 место.
На занятиях кружка «Природа родного края» мы собрали народные приметы, связанные с зимующими птицами (Приложение 5 ), а также интересные факты из их жизни (Приложение 3).
Творческая группа нашего класса выступила перед первоклассниками с инсценировкой сказки Н. Сладкова «Сосулька»
Обсуждение на уроке: «Как помочь зимующим птицам?»
Защита проектов «Зимующие птицы»
Я знаю зимующих птиц!
КВН «Птичьи разговоры»
Рисуем зимующих птиц.
Этап II
Работая над проектом в прошлом году, мы в конце весны все старые кормушки сняли и аккуратно сложили в подсобное помещение. Мы их достали, помыли, почистили и высушили. Конечно, пришлось выбросить кормушки, сделанные из картонных коробок и бутылок из-под молока, так как они размокли от дождей и были потрёпаны ветром.
Мы уже знали, из каких материалов можно сделать кормушки.
.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Материалы для строительства кормушек
Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. По нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц. Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Но просто сделать кормушку для птиц недостаточно, если вы начали подкармливать птиц, нужно продолжать делать это до конца зимнего сезона.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Я. Яшин)
Мы изготовили кормушки в школе и дома – с помощью родителей.
Кормушки опять были разные: у одних ребят они были сделаны из пакетов из-под молока, пластиковых бутылок, жестяных коробочек, у других-из упаковочных коробок, у третьих- самые надёжные-деревянные.
В назначенный день мы всем классом вышли вешать кормушки. Мы решили их развесить в школьном саду, а несколько - на дерево прямо под окном школы, чтобы можно было наблюдать за птицами на больших переменах, даже не выходя на улицу. И вот мы торжественно вывесили кормушки на пришкольном участке и наполнили их кормом.
Вот такие у нас кормушки!
Будем развешивать.
Кормушка Милены.
Прилетайте на мою кормушку!
Мы выяснили, какой корм предпочитают
птицы и как правильно подкармливать птиц. (Приложение 1). Виды кормов
Птицы нуждаются в нашей помощи, поэтому мы узнали, чем нужно подкармливать птиц.
- Семена подсолнечника-лучший корм для снегирей, поползней, синиц, воробьёв.
- Просо и пшено любят воробьи.
- Арбузные и дынные семечки- корм для синиц, поползней, дятлов.
- Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клёна, ясеня, липы.
- Кусочки сала и мяса для синиц можно повесить на ветку. Мясо и сало - обязательно несолёное.
Полезно с осени заготовить, связав в пучки и высушив, рябину, калину, боярышник, бузину, репейник, чертополох, лебеду и т. д.
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов), кожуру бананов, пряные продукты.
Корм в кормушки мы насыпали ежедневно. Старались, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлекает к ней самые разные виды птиц. Мы заметили, что у большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они составляли большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц. Хорошо клевали пшено и просо воробьи, а вот зерно клевали хуже.
После снегопадов мы очищали кормушки от снега и регулярно чистили во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции).
Насыпаем корм.
Кусочки сала для синичек.
Зёрнышки для воробьёв.
Очищаю кормушку от снега.
Не будут птицы голодать!
Будем птицам помогать!
Полон дом зерном!
Этап III
Мы организовали дежурство возле определенных кормушек на больших переменах в течение одной недели с декабря по март. (Приложение 2).
Ведя наблюдение за птицами, мы выяснили, какие кормушки больше нравятся пернатым. Оказалось, что на деревянные крытые кормушки птицы прилетают охотнее, чаще и большими стайками, чем на кормушки из пластиковых бутылок и пакетов от сока и молока. Возможно причина в том, что деревянная кормушка устойчивая, хорошо закреплена и ее не качает ветром.
Сначала в кормушках нашими основными гостями были воробьи, затем стали прилетать синички, они прилетали небольшими стайками –от 2 до 5 птиц. По очереди садились на кусочки сала и клевали. Несколько раз видели поползней, иногда большой компанией являлись голуби. Хлебные крошки мы сыпали для них прямо на дорожку.
Несколько раз удалось увидеть снегирей. Этой удивительной стайкой просто не возможно не залюбоваться. Они кормились под рябиной ягодами, выедали из них семена, а мякоть плодов оставляли на снегу.
Часто нашими гостями были дятлы, их барабанную дробь можно часто услышать в яблоневом саду и аллее за школой. Они играют важную роль в контроле насекомых, помогают ограничивать распространение заболеваний деревьев, уничтожая переносчиков болезней. Таким образом, дятлы помогают сохранять сады и леса.
Заступил на дежурство.
Однажды во время экскурсии мы услышали громкое чириканье. Что это такое? Решили подойти поближе и посмотреть. Оказалось, что на куче хвороста сидела большая стайка воробьёв. Они были оживлёнными и громко чирикали. И действительно, на следующий день была оттепель и хорошая солнечная погода. Так мы нашли подтверждение народной примете «Воробьи дружно расчирикались- к оттепели»
Для нас эта работа оказалась очень интересной. Ежедневно насыпать корм в кормушки стало приятным обязательством, постепенно приучающим к дисциплинированности. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось не только интересным и познавательным делом, но и делом спасения жизней наших пернатых друзей.
Проведя наблюдение за птицами, можно сделать следующие выводы:
- Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях.
- В нашей деревне рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, галки, сороки, вороны, голуби; прилетают из леса покормиться снегири, дятлы и поползни.
Ведя наблюдение за птицами и температурой воздуха, проанализировав видовой и количественный состав птиц, мы составили диаграмму(Приложение 3)
и пришли к выводу:
- Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду от 0 и ниже, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду: выше 0.
- В метель, снегопад или дождливую погоду количество птиц сокращается.
- В светлое время суток птиц на кормушках больше и они активнее, чем в вечернее время.
- В декабре, январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В марте к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и синицы.
- Большинство птиц зимой собираются в стайки, так им легче сообща пережить холод и голод.
- Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут наши леса и парки. Помощь птицам зимой помогает людям становиться добрее, воспитывает душевную щедрость. И, конечно же, не стоит забывать о том, что всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывали газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов, тем самым помогая нам избавляться от вредных насекомых. Сколько миллионов гусениц, мошек и жуков они скормили своим птенцам – сосчитать невозможно. Теперь наша очередь помочь пернатым друзьям, как они помогали нам летом.
Мы довольны проделанной работой!