В последние годы проходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. Появляются новые программы, в которых не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы ребёнка. Чаще акцент делается в пользу интеллектуального развития.
Основной задачей экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Такое отношение к природе строится на чувственном восприятии и эмоциональном отношении к ней.
Детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. Надо научить ребёнка сочувствовать, сопереживать, помогать всему живому, любоваться красотой окружающего мира. Формирование отношения к природе, появление у малыша эмоционального интереса к ней, сопряжено с поиском специальных педагогических приёмов, вызывающих у него личностные переживания.
Учитывая вышесказанное, считаем, что целесообразно проводить совместную работу по экологическому воспитанию воспитателя и психолога, используя при этом разные формы, методы и приёмы, понятные и интересные детям дошкольного возраста.
Метод проектов является одним из ведущих методов в работе с детьми воспитателя и специалиста ДОУ. Поэтому, в нашем ДОУ был реализован проект «Птичья столовая».
Тип проекта: познавательный, среднесрочный.
Срок реализации проекта: с 16.02.2015 – 12.03.2015 года.
Авторы проекта: воспитатель 1 младшей группы Галина Николаевна Ожогина, педагог-психолог Марина Юрьевна Коннова.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 1 младшей группы, родители воспитанников, воспитатели и педагог-психолог.
Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 26» ул.Олимпийская, д.5, г.Череповец, Вологодской области.
Основа проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Закон РФ «Об охране окружающей природной среды от 10.01.2002 № 7.
Цель проекта: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам у детей и взрослых с целью сохранения их численности и поддержания видового разнообразия.
Задачи проекта:
Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции, развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.
Содействовать воспитанию активной жизненной позиции участников проекта.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Формировать экологически грамотное, безопасное для природы и здоровья человека поведение.
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
Актуальность проекта:
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе и заботиться о птицах зимой.
Формы реализации проекта с детьми:
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, подвижные и пальчиковые игры, беседы, рассказывание, рассматривание, продуктивная деятельность.
Формы реализации проекта с родителями:
Изготовление кормушек для птиц, выставка «Кормушки для птиц», консультация «Кормушка для птиц своими руками», письмо-обращение «Памятка Правильно кормим птиц зимой», размещение фотоматериалов акции на сайте детского сада, благодарности родителям за активное участие в проекте.
Продукты реализации проекта.
Изготовление кормушек, шапочек птиц (синица, воробей, снегирь, свиристель) для подвижных игр, инсценировок, выставка работ по ИЗО «Снегири на ветке», по лепке «Зёрнышки для птичек», аппликация «Накормим птичек пшеном», конструирование «Кормущка для птиц», картотека стихов о зимующих птицах, картотека загадок о птицах (с учётом возрастных особенностей детей), альбом иллюстраций «Зимующие птицы».
Итог участие в акции «Покормите птиц», организованной ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» (Диплом 2 степени).
План реализации проекта
Этапы и виды деятельности:
I этап – целеполагание
• Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.
Составление плана работы по проекту.
Обсуждение методик и объёма работы с учётом возрастных особенностей детей педагога-психолога с воспитателями.
Обсуждение плана работы по проекту с детьми и родителями.
• Создание условий и подготовка необходимого материала для реализации проекта.
Подготовка: иллюстративного материала, литературы по теме проекта, материала для консультаций с родителями «Кормушка для птиц своими руками» (см. прил. 1), информационных листов по проведению акции «Покормите птиц» для родителей (см. прил. 2), ёмкостей для сбора корма для птиц, материала для продуктивной деятельности детей (наборы цветных карандашей, солёное тесто, наборы строительного материала, краски, листы бумаги, клей-карандаш, крупа пшено и т.д.), маски птиц для подвижных игр и упражнений, подборки записей голосов птиц.
• Разработка, накопление методических материалов и рекомендаций родителям по теме проекта.
Разработка письма-обращения Памятка «Правильно кормим птиц зимой», организация сбора корма для птиц.
II этап – реализация проекта
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и помощи им в зимний период.
Работа с родителями воспитанников.
С помощью родителей изготовить кормушки для птиц.
Организация выставки «Кормушки для птиц».
Консультация для родителей «Кормушка для птиц своими руками».
Информационный материал: информационные листы по проведению акции «Покормите птиц», памятка «Правильно кормите птиц зимой».
Фотовыставка «Помогаем птицам зимой».
Работа с детьми группы.
В рамках ФГОС ДО по познавательному развитию:
Прослушивание голосов птиц (воробей, синица, снегирь, свиристель).
Вместе с детьми развешивание кормушек на территории детского сада.
Наблюдение за прилетающими к кормушке птицами.
«К нам синичка прилетела», «У кормушки птички - воробьи, синички»
УуУ»У кормушки пт
Ведение дневника наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам (см. прил.4).
Рассматривание иллюстраций в альбоме «Птицы», рассматривание картины «Птицы на кормушке», «Дети кормят птиц».
Дидактические игры «Угадай, что за птица», «Назови и покажи зимующих птиц», «Посади птиц на кормушку».
Игры-иммитации: «Птички клюют зёрнышки», «У птички болит крылышко».
В рамках физического развития ФГОС ДО:
1.Утренняя гимнастика «Птички». 2.Пальчиковые игры «Дрозд - дроздок», «Сорока-ворона». 3.Подвижные игры «Птички в гнёздах», «Воробушки и кот», «Совушка» в образовательной деятельности в ходе режимных моментов воспитателя с детьми.
В рамках художественно-эстетического развития ФГОС ДО:
1.Аппликация «Покормим птичек пшеном».
2. Рисование пальчиком «Красногрудый снегирёк».
3. Лепка «Зёрнышки для птиц».
4. Конструирование «Кормушка для птичек».
В рамках речевого развития ФГОС ДО:
Чтение рассказов, потешек, стихов о птицах З.Александрова «Птичья столовая».
В рамках социально-коммуникативного развития ФГОС ДО:
Беседа «Каких птиц я видел, гуляя с родителями», «Птичек нужно зимой кормить».
Трудовое поручение « Покормим птичек», « Добавь птичкам корм в кормушке», « Посади птичек на ветку».
III этап - итоги проекта
Размещение фотоматериалов акции на сайте детского сада.
Творческий отчёт об участии в акции, организованной ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник».
Оформление благодарностей родителям за активное участие в проекте.
Вывод:
• В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников элементарного представления о жизни зимующих птиц развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
• Дети и родители заинтересовались жизнью птиц, появилось желание помогать им.
• У детей и взрослых появилась определенная система природоведческих знаний, позволяющая формировать экологически грамотное, безопасное для природы и здоровья человека поведение.