kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Продуктивные игровые конкурсы, их возможности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о продуктивных игровых конкурсах и их возможностях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивные игровые конкурсы, их возможности»

Продуктивные игровые конкурсы, их возможности.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности. Отечественная образовательная система имеет значительный опыт организации внеурочной работы. Ее новый этап нуждается в осмыслении этого опыта, обновлении учебно-методического обеспечения всего комплекса внеурочной деятельности школьников. Современная образовательная школьная практика находится в поиске новых, активных форм организации обучения. Продуктивное обучение накопило большой опыт реализации проектной социально-образовательной деятельности, консультирования и сопровождения обучающегося в образовательном процессе, развития личностных достижений учеников. Кроме этого в продуктивном обучении достаточно широко используются возможности современных технических достижений, поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей школьников, развитием их интеллектуальных и общекультурных компетенций. 
В соответствии с основными положениями системы продуктивного обучения в организации внеклассной работы предлагается научно-методическая программа поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей и развитием интеллектуальных и общекультурных сторон личности школьника. Учебно-методическое обеспечение различных форм внеурочной деятельности включает в себя следующие позиции: связь с основной урочной деятельностью, формирование целостной образовательной среды, соединяющей потенциал образовательного учреждения, семьи и различных институтов общества, развитие информационной среды, обеспечивающей доступ школьников к широкому спектру возможностей индивидуального развития, система подготовки учителей к использованию различных форм внеурочной деятельности. 
Остановимся на каждой из этих позиций. 
1. Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и находится в тесном взаимодействии с урочной работой по предметам. На внеурочную деятельность ложится основная нагрузка по той части основной образовательной программы, которая формируется самими участниками образовательного процесса. Эта деятельность должна удовлетворить потребность индивидуума в самореализации в образовательной деятельности, акцентируя ее творческую креативную составляющую. 
Non nova sed nove - не новое, но по-новому. Этот древний педагогический принцип должен лечь в основу использования таких традиционных форм связи внеурочной работы с предметным обучением, как кружки, клубы, конференции, предметные праздники, игровые конкурсы, олимпиады. Современные условия образовательного процесса ставят перед учителями, методистами, научно-педагогическими работниками следующие задачи учебно-методического обеспечения: 
- формирование примерных программ работы, ведущейся на регулярной коллективной основе (типичный образец - предметный кружок, дополняющий основные предметные программы, развивающих творческую активность учащихся, расширяющих их культурный кругозор); 
- разработка тематики индивидуальной предметной деятельности (проекты, различные формы теоретических и экспериментальных исследований, научных рефератов, изготовление моделей и т. п.); 
- составление комплектов тренировочных материалов для самопроверки достигнутого уровня выполнения программных требований, готовности к продолжению образования; 
- создание образцов сценариев единичных коллективных мероприятий (предметных праздников, научных конференций и т. п.); 
- обновление методики подготовки и проведения предметных игр и конкурсов (различные виды олимпиад, игровых конкурсов, предметных соревновательных турниров и т. п.). 
2. Расширение образовательной среды, вывод ее за рамки школы является важнейшим признаком обновления системы образования. Накоплен значительный опыт организации внешкольной работы на базе различных учреждений дополнительного образования, межшкольных комбинатов и центров. Помимо структур, непосредственно входящих в систему образовательных учреждений, широкое развитие получает обеспечение внешкольной работы за счет связей школы с учреждениями культуры (музеи, библиотеки, концертные залы), высшими учебными заведениями и научными центрами, производственными организациями, новыми экономическими структурами. Эта работа нуждается в учебно-методической поддержке, предполагающей: 
- анализ, обобщение и популяризацию новых форм связей школы с организациями и общественными институтами; 
- анализ и освещение зарубежного опыта включения внешкольных структур в образовательный процесс в школе с особым вниманием к результатам работы по крупным международным программам; 
- составление пакета типовых документов, регулирующих содержание и организационные формы взаимодействия школы с организациями и общественными институтами вне круга образовательных учреждений. 
3. Федеральный стандарт включает в материально-технические условия реализации основной образовательной программы информационное оснащение образовательного процесса. В части обеспечения внеурочной деятельности особое значение приобретают: 
- возможности создания информационных сред (запись и обработка изображений и звука, создание презентаций и выступлений, выпуск школьных журналов и альманахов, виртуальное общение и др.); 
- расширение возможностей поиска необходимой информации; 
- применение цифровых технологий в процессе творчества; 
- доступ к средствам виртуального моделирования сложных процессов и экспериментов и др. 
Соответствующие материально-технические возможности должны быть подкреплены учебно-методическим сопровождением, показывающим образцы деятельности в информационной среде, включающим пакеты 
необходимого программного обеспечения, программы обучения работе с конкретными электронными устройствами. 
Необходимо разработать методику использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), находящихся в открытом доступе (в частности, государственной коллекции ЭОР). 
4. Существующая система повышения квалификации педагогических кадров должна быть дополнена специальными формами подготовки к ведению внеурочной работы. Следует разработать положение о новой квалификационной характеристике - умение быть тьютором, способным формировать вместе с учеником его индивидуальную учебную траекторию. 
Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров должно опираться на расширение обмена опытом, организацию очных и заочных консультаций, наличие постоянного периодического издания, освещающего различные направления внеурочной работы. Что касается организации стилевого поведения ребят в процессе обучения, то формирование персонального познавательного стиля предполагает учет следующих основных требований:

-создание условий для актуализации наличных познавательных стилей ребенка; 
- обогащение стилевых параметров его интеллектуального поведения за счет освоения полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения, мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований проблемной ситуации), взаимодействия разных познавательных стилей. 

Наиболее успешно положения системы продуктивного обучения в течение последних двадцати лет применялись как в нашей стране, так и за рубежом в двух направлениях: технологическое обеспечение обучения по индивидуальным маршрутам для групп учащихся, особенно нуждающихся в специальном подходе, и поддержка развития творческой активности и личностного самоопределения в условиях массового обучения школьников. 
Результаты использования системы продуктивного обучения представляют особую ценность на новом этапе организации внеурочной работы, нуждающемся в технологическом подходе к всестороннему индивидуальному развитию личности в условиях массовости участников этой работы. Отметим некоторые формы внеурочной работы, в реализации которых можно опираться на имеющийся опыт. 
В течение более двадцати лет международная ассоциация «Математика для всех» проводит игровой конкурс «Кенгуру». Этот конкурс в большинстве школ страны стал не 
просто раз в году проводимым мероприятием, а центром внеклассной работы по математике, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурса широко включаются в действующие учебники и учебные пособия. 
Высокий уровень технологичности конкурса по математике вызвал к жизни появление аналогичных конкурсов по другим предметам: Золотое руно (мировая художественная культура); Британский бульдог (английский язык); КИТ (компьютеры, информатика, технология); ЧИП (человек и природа); Пегас (русский язык и литература). Масштабы участия школьников в различных конкурсах по годам представлены в таблице. 




2003/2004

2007/2008

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Кенгуру

725 000

1 636 000

1 955 000

1 953 000

2 026 000

2 046 000

Золотое руно

47 000

310 000

440 000

542 000

635 000

575 000

Британский бульдог с 2007г.


222 000

476 000

718 000

860 000

886 500

Кит с 2008г.


150 000

250 000

350 000

450 0000

414 000

Человек и природа с 2010г.



334 000

610 000

750 000

728 000

КИО с 2002г.

200

1000

3 500

5 500

6 100

4 500

Пегас с 2013г.






130 000




Цели и задачи таких конкурсов: участие школьников в творческой деятельности; развитие познавательного интереса к предмету; активизация внеклассной и внешкольной работы; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая за пределы школы; создание условий для повышения самооценки учащихся. 
Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников. 
Такая популярность и массовость игровых конкурсов отражает привлекательность и огромный потенциал игрового стиля в познавательной деятельности, которые определяются признаками игры (по Й. Хейзинге): игра свободна, она есть свобода, это выход из обыденной жизни, в преходящую сферу деятельности - с её собственным устремлением, прерывая процесс непосредственного удовлетворения нужд, она вторгается в него как ограниченное определённым временем действие, которое исчерпывается в себе самом и совершается ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением. Её течение и смысл заключены в ней самой. 
Внутри игрового пространства господствует присущий только ему совершенный порядок. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок; в процессе игры формируется некоторое «игровое сообщество», она не связана с материальным интересом. 
Дистанционный конкурс КИО (конструируй, исследуй, оптимизируй) как таковой является завершением обучения в дистанционной школе, которая учит использовать современные технологии для решения задач, требующих изобретательности и смекалки. Участник получает возможность улучшить (оптимизировать) свои результаты. Разработанная технология конкурса позволяет шире внедрять во внеурочную работу накопленные ЭОР. 
Важным моментом процесса обучения является оценка качества освоения учащимися образовательной программы в целом с учетом как урочной, так и внеурочной деятельности. Результаты игровых конкурсов не только указывают школьнику и учителю то, на что нужно обратить внимание, но дают возможность выработать рекомендации по корректировке программы и методики обучения по предметам, а также могут быть использованы в качестве дополнительных критериев оценки качества работы педагога. 
В заключение следует отметить, что продуктивные технологии проведения игровых конкурсов и тестирования являются эффективными формами внеурочной деятельности, тесно связанными с работой учителя в классе и обеспечивающими педагога необходимым инструментарием и материалами для внеклассной работы. Предложенные методы внеурочной деятельности расширяют образовательную среду, позволяют использовать различные электронные образовательные ресурсы и существенно повышают мотивацию учащихся к освоению образовательной программы в целом. При этом система продуктивного обучения дает возможность решить важную проблему подготовки учителя к проведению внеклассной работы как части общеобразовательной программы, ориентированной на всех учащихся при условии расширения методов индивидуализации учебной работы. 





Литература: 
1. Теория и практика продуктивного обучения : коллект. мо-ногр. / под ред. М. И. Башмакова. - М. : Народное образование, 2000. - 248 с. 
2. О введении федерального государственного образовательного стандарта. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255. 
3. Башмаков М. И., Горяев М. А. Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в 8. 4.Хёйзинга Йохан. Ното ludens = Человек играющий. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Продуктивные игровые конкурсы, их возможности

Автор: Шараева Нурия Вагаутдиновна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конкурсы по информатике"
    ["seo_title"] => string(24) "konkursy-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "265484"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449946635"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» "
    ["seo_title"] => string(154) "obobshchieniie-opyta-igrovaia-motivatsiia-kak-faktor-povyshieniia-effiektivnosti-uchiebnogo-protsiessa-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422648362"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Мастер-класс "Игра как интерактивный метод обучения" "
    ["seo_title"] => string(59) "mastier-klass-ighra-kak-intieraktivnyi-mietod-obuchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "168551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423244350"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "«Развитие игровой деятельности средствами макетирования» "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-ighrovoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-makietirovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "169883"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423482038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства