Просмотр содержимого документа
«Продуктивные игровые конкурсы, их возможности»
Продуктивные игровые конкурсы, их возможности.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности. Отечественная образовательная система имеет значительный опыт организации внеурочной работы. Ее новый этап нуждается в осмыслении этого опыта, обновлении учебно-методического обеспечения всего комплекса внеурочной деятельности школьников. Современная образовательная школьная практика находится в поиске новых, активных форм организации обучения. Продуктивное обучение накопило большой опыт реализации проектной социально-образовательной деятельности, консультирования и сопровождения обучающегося в образовательном процессе, развития личностных достижений учеников. Кроме этого в продуктивном обучении достаточно широко используются возможности современных технических достижений, поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей школьников, развитием их интеллектуальных и общекультурных компетенций. В соответствии с основными положениями системы продуктивного обучения в организации внеклассной работы предлагается научно-методическая программа поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей и развитием интеллектуальных и общекультурных сторон личности школьника. Учебно-методическое обеспечение различных форм внеурочной деятельности включает в себя следующие позиции: связь с основной урочной деятельностью, формирование целостной образовательной среды, соединяющей потенциал образовательного учреждения, семьи и различных институтов общества, развитие информационной среды, обеспечивающей доступ школьников к широкому спектру возможностей индивидуального развития, система подготовки учителей к использованию различных форм внеурочной деятельности. Остановимся на каждой из этих позиций. 1. Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и находится в тесном взаимодействии с урочной работой по предметам. На внеурочную деятельность ложится основная нагрузка по той части основной образовательной программы, которая формируется самими участниками образовательного процесса. Эта деятельность должна удовлетворить потребность индивидуума в самореализации в образовательной деятельности, акцентируя ее творческую креативную составляющую. Non nova sed nove - не новое, но по-новому. Этот древний педагогический принцип должен лечь в основу использования таких традиционных форм связи внеурочной работы с предметным обучением, как кружки, клубы, конференции, предметные праздники, игровые конкурсы, олимпиады. Современные условия образовательного процесса ставят перед учителями, методистами, научно-педагогическими работниками следующие задачи учебно-методического обеспечения: - формирование примерных программ работы, ведущейся на регулярной коллективной основе (типичный образец - предметный кружок, дополняющий основные предметные программы, развивающих творческую активность учащихся, расширяющих их культурный кругозор); - разработка тематики индивидуальной предметной деятельности (проекты, различные формы теоретических и экспериментальных исследований, научных рефератов, изготовление моделей и т. п.); - составление комплектов тренировочных материалов для самопроверки достигнутого уровня выполнения программных требований, готовности к продолжению образования; - создание образцов сценариев единичных коллективных мероприятий (предметных праздников, научных конференций и т. п.); - обновление методики подготовки и проведения предметных игр и конкурсов (различные виды олимпиад, игровых конкурсов, предметных соревновательных турниров и т. п.). 2. Расширение образовательной среды, вывод ее за рамки школы является важнейшим признаком обновления системы образования. Накоплен значительный опыт организации внешкольной работы на базе различных учреждений дополнительного образования, межшкольных комбинатов и центров. Помимо структур, непосредственно входящих в систему образовательных учреждений, широкое развитие получает обеспечение внешкольной работы за счет связей школы с учреждениями культуры (музеи, библиотеки, концертные залы), высшими учебными заведениями и научными центрами, производственными организациями, новыми экономическими структурами. Эта работа нуждается в учебно-методической поддержке, предполагающей: - анализ, обобщение и популяризацию новых форм связей школы с организациями и общественными институтами; - анализ и освещение зарубежного опыта включения внешкольных структур в образовательный процесс в школе с особым вниманием к результатам работы по крупным международным программам; - составление пакета типовых документов, регулирующих содержание и организационные формы взаимодействия школы с организациями и общественными институтами вне круга образовательных учреждений. 3. Федеральный стандарт включает в материально-технические условия реализации основной образовательной программы информационное оснащение образовательного процесса. В части обеспечения внеурочной деятельности особое значение приобретают: - возможности создания информационных сред (запись и обработка изображений и звука, создание презентаций и выступлений, выпуск школьных журналов и альманахов, виртуальное общение и др.); - расширение возможностей поиска необходимой информации; - применение цифровых технологий в процессе творчества; - доступ к средствам виртуального моделирования сложных процессов и экспериментов и др. Соответствующие материально-технические возможности должны быть подкреплены учебно-методическим сопровождением, показывающим образцы деятельности в информационной среде, включающим пакеты необходимого программного обеспечения, программы обучения работе с конкретными электронными устройствами. Необходимо разработать методику использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), находящихся в открытом доступе (в частности, государственной коллекции ЭОР). 4. Существующая система повышения квалификации педагогических кадров должна быть дополнена специальными формами подготовки к ведению внеурочной работы. Следует разработать положение о новой квалификационной характеристике - умение быть тьютором, способным формировать вместе с учеником его индивидуальную учебную траекторию. Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров должно опираться на расширение обмена опытом, организацию очных и заочных консультаций, наличие постоянного периодического издания, освещающего различные направления внеурочной работы. Что касается организации стилевого поведения ребят в процессе обучения, то формирование персонального познавательного стиля предполагает учет следующих основных требований:
-создание условий для актуализации наличных познавательных стилей ребенка; - обогащение стилевых параметров его интеллектуального поведения за счет освоения полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения, мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований проблемной ситуации), взаимодействия разных познавательных стилей.
Наиболее успешно положения системы продуктивного обучения в течение последних двадцати лет применялись как в нашей стране, так и за рубежом в двух направлениях: технологическое обеспечение обучения по индивидуальным маршрутам для групп учащихся, особенно нуждающихся в специальном подходе, и поддержка развития творческой активности и личностного самоопределения в условиях массового обучения школьников. Результаты использования системы продуктивного обучения представляют особую ценность на новом этапе организации внеурочной работы, нуждающемся в технологическом подходе к всестороннему индивидуальному развитию личности в условиях массовости участников этой работы. Отметим некоторые формы внеурочной работы, в реализации которых можно опираться на имеющийся опыт. В течение более двадцати лет международная ассоциация «Математика для всех» проводит игровой конкурс «Кенгуру». Этот конкурс в большинстве школ страны стал не просто раз в году проводимым мероприятием, а центром внеклассной работы по математике, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурса широко включаются в действующие учебники и учебные пособия. Высокий уровень технологичности конкурса по математике вызвал к жизни появление аналогичных конкурсов по другим предметам: Золотое руно (мировая художественная культура); Британский бульдог (английский язык); КИТ (компьютеры, информатика, технология); ЧИП (человек и природа); Пегас (русский язык и литература). Масштабы участия школьников в различных конкурсах по годам представлены в таблице.
2003/2004
2007/2008
2009/2010
2010/2011
2011/2012
2012/2013
Кенгуру
725 000
1 636 000
1 955 000
1 953 000
2 026 000
2 046 000
Золотое руно
47 000
310 000
440 000
542 000
635 000
575 000
Британский бульдог с 2007г.
222 000
476 000
718 000
860 000
886 500
Кит с 2008г.
150 000
250 000
350 000
450 0000
414 000
Человек и природа с 2010г.
334 000
610 000
750 000
728 000
КИО с 2002г.
200
1000
3 500
5 500
6 100
4 500
Пегас с 2013г.
130 000
Цели и задачи таких конкурсов: участие школьников в творческой деятельности; развитие познавательного интереса к предмету; активизация внеклассной и внешкольной работы; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая за пределы школы; создание условий для повышения самооценки учащихся. Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников. Такая популярность и массовость игровых конкурсов отражает привлекательность и огромный потенциал игрового стиля в познавательной деятельности, которые определяются признаками игры (по Й. Хейзинге): игра свободна, она есть свобода, это выход из обыденной жизни, в преходящую сферу деятельности - с её собственным устремлением, прерывая процесс непосредственного удовлетворения нужд, она вторгается в него как ограниченное определённым временем действие, которое исчерпывается в себе самом и совершается ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением. Её течение и смысл заключены в ней самой. Внутри игрового пространства господствует присущий только ему совершенный порядок. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок; в процессе игры формируется некоторое «игровое сообщество», она не связана с материальным интересом. Дистанционный конкурс КИО (конструируй, исследуй, оптимизируй) как таковой является завершением обучения в дистанционной школе, которая учит использовать современные технологии для решения задач, требующих изобретательности и смекалки. Участник получает возможность улучшить (оптимизировать) свои результаты. Разработанная технология конкурса позволяет шире внедрять во внеурочную работу накопленные ЭОР. Важным моментом процесса обучения является оценка качества освоения учащимися образовательной программы в целом с учетом как урочной, так и внеурочной деятельности. Результаты игровых конкурсов не только указывают школьнику и учителю то, на что нужно обратить внимание, но дают возможность выработать рекомендации по корректировке программы и методики обучения по предметам, а также могут быть использованы в качестве дополнительных критериев оценки качества работы педагога. В заключение следует отметить, что продуктивные технологии проведения игровых конкурсов и тестирования являются эффективными формами внеурочной деятельности, тесно связанными с работой учителя в классе и обеспечивающими педагога необходимым инструментарием и материалами для внеклассной работы. Предложенные методы внеурочной деятельности расширяют образовательную среду, позволяют использовать различные электронные образовательные ресурсы и существенно повышают мотивацию учащихся к освоению образовательной программы в целом. При этом система продуктивного обучения дает возможность решить важную проблему подготовки учителя к проведению внеклассной работы как части общеобразовательной программы, ориентированной на всех учащихся при условии расширения методов индивидуализации учебной работы.
Литература: 1. Теория и практика продуктивного обучения : коллект. мо-ногр. / под ред. М. И. Башмакова. - М. : Народное образование, 2000. - 248 с. 2. О введении федерального государственного образовательного стандарта. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255. 3. Башмаков М. И., Горяев М. А. Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в 8. 4.Хёйзинга Йохан. Ното ludens = Человек играющий. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.