Мастер-класс «Игровой метод обучения на уроках истории».
Здравствуйте, уважаемые участники нашей сегодняшней встречи. Я рада приветствовать Вас. Позвольте познакомить вас с разработкой мастер-класса на тему: «Игровой метод обучения на уроках истории» (слайд 1).
Цель:
• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.
Задачи:
• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;
• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;
• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения истории.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Стандарты второго поколения требуют нестандартного подхода к урокам (слайд 2).
Вашему вниманию хочу представить разработки игр для организации учебного процесса и внеклассной работы по истории, которые я применяю на своих уроках. Они не требуют длительной подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите (слайд 3).
Применение игровой деятельности возможно для всех школьных возрастов. Любое учебное задание может быть превращено в игру. Во время учебной игры ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения.
И сейчас я предлагаю вам несколько вариантов игр, которые провожу на своих уроках (слайд 4).
Игра «Ассоциации».
В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Я называю какого-либо героя или исторический термин, а учащиеся должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Давайте поучаствуем в этой игре. Я предлагаю вам различные картинки. Ваша задача - подобрать ассоциации к образу Петра I. И так правильные ответы (слайд 5).
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!
Одень куклу. (слайд 6)
В 5-7 классах при изучении традиций и быта исторической эпохи интересно проходит игра «Одень куклу». Имеются ввиду бумажные куклы, которые одеваются в исторические наряды. Перед вами элементы одежды, относящиеся к разным эпохам, и бумажные куклы. Сейчас вы тоже должны будете одеть куклу в костюмы XVI, XVIII, XIX веков.
Молодцы, вы успешно справились с этим заданием!
Возможно альтернативное задание - одеть кукол в национальные костюмы разных народов. Такая форма помогает глубже проникнуть в быт изучаемой эпохи, позволяя освоить начальные навыки моделирования.
Конкурс “Блеф–клуб” (слайд 7)
Кто-либо помнит передачу по телевидению под названием «Блеф-клуб»? Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)
2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I? (слайд 8)
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II? (слайд 9)
(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)
4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”? (слайд 10)
(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)
5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины. (слайд 11)
(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)
6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (слайд 12) (Да)
7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов? (слайд 13)
(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению).
Данная игра тоже интересна для учащихся, они с удовольствием принимают в нем участие.
Игра «Домино» (слайд 14)
Пользуется популярностью у учащихся и игра в «домино». Она напоминает любимую всеми игру в домино. Но цель исторического «домино» следующая: нужно верно соотнести события и даты.
Молодцы!
Хочется, отметить, что и сами дети с удовольствием разрабатывают домино на определенные темы вы качестве домашнего задания.
Игра «Занимательные задачи» (слайд 15)
Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.
Задача № 1
Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?
Решение № 1
5508 + 1700 = 7208 год
Задача №2.
А следующую задачу попробуйте решить сами. (слайд 16)
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы? (слайд 17)
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Решение задачи № 2 (слайд 18)
1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
2. Петр I.
3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.
(слайд 19) Таким образом, применение игровых технологий на уроке имеет большое значение. Оно способствует активизации познавательной деятельности и поддержанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
И свое выступление я хотела бы закончить словами великого педагога А.С.Макаренко "У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять".
На этом мастер-класс подошел к концу. А вам я желаю творческих успехов и покорения новых вершин! Спасибо за внимание!