Просмотр содержимого документа
«"Приходи, сказка!"»
Коллективный проект
"В гостях у сказки".
Введение.
Аннотация проекта.
Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность.
Работа по данному проекту обусловлена тем, что большинство учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
- продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты
Задачи:
• знать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки;
• развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение;
• уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап (погружение в проект).
Дети делятся по желанию на четыре основные группы:
1-ая - Что такое сказка?
2-ая - Какие бывают сказки?
3-ая - Что несет в себе сказка?
4-ая - Почему люди любят сказки?
Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта.
1-ая группа
- Формулирование определения сказки.
В ходе исследования были найдены следующие формулировки:
1) Сказка – это научно – фантастическое произведение.
2) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Группой была выбрана вторая формулировка.
2-ая группа
- Создание классификаций сказок по различным признакам.
Предлагаемые признаки классификации:
1) По авторству
2) По видовым особенностям.
Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры.
3-ая группа
Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?
После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка – это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку.
4-ая группа.
Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответов. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно – оформительский этап
- Работа над презентацией "Пр дорогам сказок"
- Оформление проекта
- Работа над текстом защиты проекта
Защита проекта.
1.Вступление. (Слайд 1).
Учитель.
- Уважаемые гости. Вашему вниманию будет представлен проект "В гостях у сказки".
Со сказками мы встречаемся с самого раннего детства. Сначала нам читают родители. Сейчас мы сами читаем сказки на уроках. Нас заинтересовали вопросы:
- Что же такое сказка? Какие бывают сказки?
Мы поработали над этими вопросами и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.
Задачи проекта:
- Развитие интереса к чтению;
- Введение детей через сказку в мир человеческих отношений, нравственных ценностей
- Развитие творческих способностей детей.
Основополагающий вопрос: ( Слайд 3)
- Почему мы так любим сказки?
Ученик 1.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Ученик 2
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
II. Основная часть
Ученик (Слайд 4)
Для предстоящей работы мы определили следующие вопросы:
- что такое сказка?
- какие бывают сказки?
- что несет в себе сказка?
- почему люди любят сказки?
Ученик (Слайд 5)
Первый вопрос, который мы раскрыли – "Что такое сказка?"
Из словаря В.И. Даля мы узнали:
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ученик (Слайд 6-7)
Знакомясь с многочисленными героями сказок, мы пришли к выводу, что большинство из них вымышленные и их не встретишь в реальной жизни.
Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник,
Джинн, Великан…
Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр – самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик(Слайд 8 - 13)
На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:
Сказки делятся на народные и авторские ( литературные). Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных.
Мы узнали, что в авторских сказках нет четкого деления. Могут быть сказки, написанные стихами (К.И.Чуковский «Муха Цокотуха»), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются виды разных сказок: о животных, бытовой и волшебной. У авторских сказок нет четкого деления. Всё зависит от авторской фантазии.
Ученик 3. (Слайд 14)
Читая сказки, мы выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские. Например:
2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка
4.Сивка- бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок
Ученик 4. (Слайд 15)
В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов : присказка, зачин, завязка, концовка.
Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.
Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был , и мёд я пил, по усам текло , а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 16)
Сказки – это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.
Сказки учат
справедливости
храбрости
честности
учат различать добро и зло
учат дорожить дружбой
Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Ученик . (Слайд 17)
Результаты наших исследований:
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли или дополняли её, и сказка становилась всё интереснее.
Сказка учит нас быть добрыми, помогать ближним в беде, находить выход из разных ситуаций.
Сказка описывает отношения между людьми, а сказочная форма помогает понять эти отношения и сделать правильные выводы.
Ученик ( Слайд 18)
Вывод:
Без сказок невозможна наша жизнь!
III. Заключение.
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Список литературы
Даль В.И., Толковый словарь русского языка, М., Издательство
Пропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.
Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.