Просмотр содержимого документа
«"Развитие театрализованной деятельности в работе с младшими дошкольниками» (как результат работы по проекту «Приходи сказка»)»
«Использование театрализованной деятельности в работе с младшими дошкольниками» (как результат работы по проекту «Приходи сказка»)
Автор: Фролова Александра Павловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Актуальность
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность формирует творческую личность ребёнка, развивает умение импровизировать.
Научная обоснованность
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. На важность приобщения к красоте родного слова, развития культуры речи, указывали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. показано, что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением.
Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Новизна опыта работы заключается в определении и разработке комплекса сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же создание лепбука и театрального уголка по театрализованной деятельности, которые будут использованы в работе с детьми.
Целью моей работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Создать условия для:
Формирования устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
Расширения словаря детей, его активизации;
Совершенствования диалогической речи;
Формирования желания перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
Проявления самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
Практическая значимость
В практике дошкольного образования развитию речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание, нет системы обучения и, проводятся они эпизодически.
Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Разработала перспективный план работы с детьми, определила формы, содержание театрализованной деятельности, выделила эффективные методы и приёмы развития речи детей.
В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Поэтому, свою работу построила поэтапно.
На первоначальном этапе: изучила методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы), отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.
Далее произведения подвергла дидактической обработке: подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом.
На втором этапе провела педагогическую диагностику (наблюдения, беседы) детей второй младшей группы в образовательной области «Речевое развитие». Результаты педагогической диагностики позволили мне определить главную цель работы и решить поставленные задачи. Для систематической и последовательной работы с детьми разработала перспективный план (прилагается) который включает в себя подбор различных игр и упражнений на развитие слуха, звукоподражания, формирования речи, пальчиковая, артикуляционная гимнастики.
Следующий этап – творческое применение театрализованных игр в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах в вечерние часы, в самостоятельной деятельности.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:
Игры - имитации образов животных, людей;
Игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
Игры в кукольный театр;
Инсценировки произведений;
Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
Основы актёрского мастерства, техника речи;
Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Организацию работы построила по единой схеме:
Введение в тему, создание эмоционального настроения;
Театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
Эмоциональное заключение.
Определяя содержание и формы обучения с детьми младшего возраста придерживаюсь следующих принципов:
опоры на различные анализаторы;
учета зоны ближайшего развития;
наглядности;
усложнения материала;
реализации деятельностного подхода;
учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.