Просмотр содержимого документа
««Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»»
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»
( Слайд 2)
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский
( Слайд3) Введение
В наш век, когда преобладает телевидение, компьютеры, видео-игры, разные гаджеты дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознан-ному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения
(Слайд 4) Проблема
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
дети имеют низкую скорость чтения;
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание.
(Слайд 5) Проблема
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
(Слайд6)Читательская грамотность
«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
(Слайд 7)
Особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
(ПОСЛЕ 7 СЛАЙДА)
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. Для формирования и совершенствования читательской грамотности существует очень много различных приёмов.
Как я работаю над особенностями формирования читательской грамотности?
Начиная с первого класса мы работаем над безошибочным чтением. Как бы мы не старались не всегда получается ожидаемый результат.
В начале детей знакомлю с критериями безошибочного чтения:
- Читаем как написано, не угадывая слова.
- Не глотаем звуки, а чётко произносим.
Дальше продолжается работа, включая приём. «Лови ошибку»
(Слайд 8) Приём «Лови ошибку»
Один из ребят читает, а остальные внимательно следят и если замечают ошибку делают пометки карандашом.
Дальше идёт взаимоанализ прочитанного. Ребята исправляют ошибки, указывают на причину этих ошибок, также дают советы для улучшения результата.
Детям очень нравится этот приём. Каждый ученик хочет поймать чужую ошибку и при этом сами стараются читать правильно. Всё это происходит непринуждённо, в игровой форме. Табличка с названием « Лови ошибку» всегда висит над доской, а с обратной стороны нарисованы солнышко и поляна с цветами. Дети знают, что игра если закончится мы перевернём табличку. Я напоминаю детям, что эта игра бесконечна, но они пытаются мне доказать, что сегодня будет конец этой игры. Используется на каждом уроке, где встречается текст. Конец игры будет только тогда, когда не будет ошибок. Ребята очень стараются закончить эту игру, но к сожалению, она у нас длится все четыре года. Конечно, результат на лицо. Количество ошибок уменьшается.
Любое чтение текста начинается cо знакомства с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Организуя работу над заголовком, мы делаем первый шаг к раскрытию идеи автора. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте
(Слайд 10) Приём «Маркировка» Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Тут же проводится словарная работа и идёт подготовкак выразительному чтению. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
На лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста. Например при работе над стихотворением И.Бунина «Матери». Я меняю некоторые этапы чтения. При знакомстве с новым текстом первичное чтение отводится детям.
1 этап работы
Чтение стихотворения детьми.
непонятное слово — красный прямоугольник
трудные и длинные слова обводят зелёной волнистой линией
2 этап
1)Работа над непонятными словами и произношение трудных, длинных слов.
По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.
(Слайд 13)Приёмы работы над текстом
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
«Чтение с остановками». Основная цель данного приёма - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка.
В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые полоски, членящие текст на отрывки) методически оправдано.
Обучающиеся ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя.