Методы и приёмы формирования читательской грамотности
Методы и приёмы формирования читательской грамотности
При использовании на уроках литературного чтения и русского языка данные приёмы и методы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии,которые являются важыми составляющими понятия "читательская грамотность"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности»
Мастер –класс
Тема: Приёмы формирования читательской грамотности
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Подарите друг другу улыбку. Пусть улыбка поможет нам установить контакт и наладить общение.
Актуальность . В наш информационный век проблема чтения становится государственной. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы. 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Телевизор и компьютер отодвигает привычку читать на второй план.
Библиотекари отмечают ,что чтение ребёнка сегодня это -
Чтение «из-под палки» - 20%;
- Только выполнение домашнего задания - 50%;
- Случайный процесс, время от времени имеющий место - 15%;
- И только 15% родителей ответили, что для их детей сегодня чтение является удовольствием.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Приём «Верите ли вы …»
1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?
3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Приём «Корзина идей, понятий» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учеников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта
3 этапа работы с текстом :
Первый этап работы с текстом до чтения
Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста
Приемы:
1. Отсроченная отгадка
2.Ассоциации
3.Обращение к жизненному опыту
4. Ассоциативный куст
5. «Дерево предсказаний»
6. Верите ли вы?
7. Чтение фамилии автора, название текста;
8. Чтение выделенных слов;
9. Рассматривание иллюстраций;
10. Высказывание предположений о теме, содержании текста
2 этап работа с текстом во время чтения
Цель Обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы: 1.Читаем и спрашиваем.
2.Составление вопросного плана.
4. Диалог с автором.
5. Чтение про себя с вопросами
6.Работа с ключевыми словами.
7. Чтение текста по частям с комментированием;
8. Работа с малознакомыми, непонятными словами;
9.Выборочное чтение;
10. Беседа по содержанию;
11. Сравнение содержания текста со своим предположением.
12.Кластер.
3 этап работа с текстом после чтения
Цель Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла
постановка проблемного вопроса к тексту;
повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
характеристика событий, места действия, поступков героев;
выполнение творческих заданий учащимися.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с некоторыми приёмами вы сейчас поработаете .
1) Приём «Письмо с дырками с пробелами» Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить текст.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю ____________-
__________под косой блестит,
А во лбу _____горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто _______,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
2)Приём «Горячий стул» Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле». • Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы. • Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю». • Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы. • Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле»
Это прием для проверки понимания прочитанного текста. Он помогает актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; например изученные правила по русскому языку, пробудить интерес, активизировать обучающихся; Приём тесно связан с приёмом «Толстые» и «тонкие» вопросы. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем обучающиеся задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий на стуле, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быт таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.
3)Приём « Мозаика или реставрация текста» Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Использоватьприем «Реставрация текста» Можно перепутать предложения или абзацы и попросить учащихся восстановить текст
В тексте «перепутан» абзацы. Восстановите текст.
К. Паустовский «Рыжий кот»
А) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Б) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь.
В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.
Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Ответ: А,В,Б,Г.
Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст.
А) И от библиотек, от их доступности. От доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны.
Б) Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст.
В) Библиотеки – это основное в культуре страны.
Г) Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить.
Ответ: В А Г Б
4) Приём « Письмо по кругу»
Класс делится на группы . У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Например темы: «С чего начинается Родина?», «Наша Родина Россия», «Что значит быть патриотом?», «Что значит любить свою Родину?», «История моей страны», »Символы нашего государства»
Рефлексия «ДеревоПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ»
- Наша жизнь состоит не только из запланированных, но и спонтанных моментов. Таким моментом будет пожелания-предсказания, которое вам достанется в случайном выборе и вы поместите его на дерево педагогической мудрости. (Педагоги выбирают листочек с пожеланием, читают его вслух и прикрепляют на дерево мудрости)
Перечень пожеланий-предсказаний на новый учебный год:
Отдохнуть на каникулах на высшем уровне!
Успешно взаимодействовать с родителями
Получать удовольствие от работы с детьми
Находить время для отдыха и здоровья.
С воодушевлением планировать свой рабочий день
Приходить на работу – с отличным настроем!
Сохранять душевный комфорт весь учебный год
Радовать окружающих своим творчеством!
Узнать что-то новое и очень интересное!
Нет предела совершенству! Профессионального роста!
Профессионального удовлетворения!
Ставить цели и добивать их с успехом!
Блистать в лучах софитов! Интересных ролей в утренниках!
Пополнить педагогическую копилку побед!
Получать поддержку семьи в процессе профессионального самосовершенствования
Радоваться каждому дню!
Впереди у нас целый учебный год — период интересной работы, общения с детьми, родителями и коллегами. Чтобы решать профессиональные задачи, нам нужно не только иметь профессиональные знания и умения, но и быть мудрыми.