kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся первого класса на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены приёмы, повышающие читательскую грамотность на уроках литературного чтения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся первого класса на уроках литературного чтения»

МОУ Тимирязевская СШ






Приёмы формирования читательской грамотности

у обучающихся 1 класса на уроках литературного чтения





Залалетдинова Ремзия Рашитовна

Учитель начальных классов

1 квалификационная категория


Поселок Тимирязевский 2025

«Приемы формирования читательской грамотности

у обучающихся 1 класса на уроках литературного чтения».

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский (1 слайд)

В наш век, когда преобладает телевидение, компьютеры, видео-игры, разные гаджеты, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (2 слайд)

Особенности формирования читательской грамотности:(3 слайд)

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на:

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.;

- не могут делать выводы на основе прочитанного.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.

Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.

В 6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучатся выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.

Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом. Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми.

Как я работаю над особенностями формирования читательской грамотности?

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. (4 слайд)

Дыхательная гимнастика

Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).

2.Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата

«Звуковая разминка»

Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

3.Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву» О И Б Я У

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово». Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

  1. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова.

Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда - (пол) (каска) (слон) (кран) (еда)

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух или трех слогов:

халва бублики чай лимонад

вафли виноград вишня мандарин

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «Цепочки слов»,

  • «Слог и слово»

  • «Кто больше?»,

  • «Задом наперёд»;

  • «Подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;

  • демонстрационные картины;

  • учебные таблицы,

  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;

  • книги;

  • электронные презентации.

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.

В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется техникой чтения.

Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).

Сегодня я бы хотела поделиться с вами приёмами повышения техники чтения. (5 слайд)

Приёмы я использовала с учетом индивидуальных особенностей детей. В первый класс 50 процентов моих детей пришли не читающие, 40 процентов – читающие по слогам, и только 10 процентов – читающие целые слова.

Приём «Лови ошибку»

Один из ребят читает, а остальные внимательно следят и если замечают ошибку, делают пометки карандашом.

Дальше идёт взаимоанализ прочитанного. Ребята исправляют ошибки, указывают на причину этих ошибок, также дают советы для улучшения результата.

Детям очень нравится этот приём. Каждый ученик хочет поймать чужую ошибку и при этом сами стараются читать правильно. Всё это происходит непринуждённо, в игровой форме. Табличка с названием «Лови ошибку» всегда висит над доской, а с обратной стороны нарисованы солнышко и поляна с цветами. Дети знают, что игра если закончится, мы перевернём табличку. Я напоминаю детям, что эта игра бесконечна, но они пытаются мне доказать, что сегодня будет конец этой игры. Используется на каждом уроке, где встречается текст. Конец игры будет только тогда, когда не будет ошибок. Ребята очень стараются закончить эту игру, но к сожалению, она у нас длится все четыре года. Конечно, результат на лицо. Количество ошибок уменьшается.

Прием «Входная дверь» или «Антиципация»

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

Любое чтение текста начинается cо знакомства с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Организуя работу над заголовком, мы делаем первый шаг к раскрытию идеи автора. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте

Приёмы работы над текстом (6 слайд)

  1. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  2. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

  3. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

  4. Кто быстрее найдет в тексте слово, на заданное учителем (учеником) правило.

  5. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

  6. «Чтение с остановками». Основная цель данного приёма - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка.

Обучающиеся,ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя.

  1. Чтение слов и предложений с разной интонацией: быстро, грустно, спокойно, вопросительно.

  2. Работа с деформированными текстами

  3. Приём «Путаница»

Ученикам предлагается текст, в котором части текста перепутаны, предложения поменяли местами. Надо восстановить текст. Или включили в текст лишнее предложение (не по теме текста).

  1. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

11.Текст с волной развивает концентрацию внимания, зрительное восприятие и мышление. Такое упражнение помогает тренировать навык предвосхищения слов, то есть смысловую догадку, и совершенствовать технику чтения.

Развивая читательскую грамотность учащихся, я, как учитель начальной школы, ставлю перед собой цель воспитывать человека, который умеет думать, видеть глубинный смысл вещей, адекватно воспринимать окружающую реальность. Самым ценным для меня является то, что мои ученики станут больше читать, расширится круг их чтения, возрастут их читательские интересы и потребности.

Подводя итоги, надо подчеркнуть, что достижениями читательской языковой грамотности можно считать работу учителя над осознанностью (смысловым) чтением; смещение акцента с контроля темпа чтения на контроль осознанности чтения.

Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у учащихся навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская грамотность». Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, на занятиях внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» использую тренажеры для школьников из серии «Учение с увлечением» (новый ФГОС)

Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. При подготовке к празднику «Прощание с азбукой» первоклассники выполняли проектное задание «Необычная буква» Они нарисовали любимую букву в необычном виде, искали стихи про эту букву.

Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Залалетдинова Ремзия Рашитовна

Дата: 25.08.2025

Номер свидетельства: 673530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_produktivnogo_chteniia_kak_odin_iz_mekhanizmov_dostizheniia_predmet"
    ["file_id"] => string(6) "572643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612864465"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "технологические карты по литературному чтению 3 класс Гармония "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskiie-karty-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "234455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443451316"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработки уроков по программе Гармония "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotki-urokov-po-proghrammie-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "226739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440440817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства