сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
развивать интерес к различным представителям животного мира,
желание больше узнать об их жизни и повадках;
развивать интерес к растительному миру и его роли в жизни человека;
развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое
восприятие природы.
На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы вместе с вами поговорим о природе и об ее охране. Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и спасать.
Чтец. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя,
Может, ими и манит
Человека земля?
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором? Явор –
Всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной,
Что сережкой трясет,
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем,
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Первой звонкой капелью
И росой на устах.
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл!
Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет вовеки
Человека Земля!
Ведущий. Наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Чтец. Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камешков и брода –
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна по имени Природа!
У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Все возродится снова,
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,
Что это «если» значит?
О человек!
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых озер…
Цени его, доверие Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Ведущий. Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство природы принадлежит народу, значит, и нам, детям.
Чтец. Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны,
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющий полей,
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Ведущий. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – поля, леса, реки, дары природы и живых ее обитателей. Очень часто, отдыхая на берегу водоема, люди забывают об охране водоемов, сбрасывают туда мусор, разбитые бутылки, банки из под консервов. Что же происходит с водоемом?
Чтец. Речушка вдоль околицы текла
Негромкая…
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшая на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились.
Ведущий. А вы, ребята, тоже так делаете? На школьном участке засоряете бассейн? Как жаль, когда безответственные, безжалостные люди бросают в лесу не затушенный костер или спичку. Сколько здорового леса гибнет во время пожаров от халатного поведения людей!
Чтец. Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоит, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…Злодей, злодей.
Ведущий. А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес?
1-й ученик. Лес – наше богатство!
2-й ученик. Лес – воздух для легких, влага и тень!
1-й ученик. Лес – дом для зверей и птиц!
2-й ученик. Лес - наш друг: он, задерживая влагу, помогает человеку вырастить хороший урожай.
1-й ученик. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы.
2-й ученик. Лес – зеленый наряд нашей планеты!
Ведущий. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Сберечь природное богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Чтец. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий. А знаете ли вы что такое «Красная книга природы»? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Очень много животных, птиц, насекомых исчезло совсем. По данным ученых за 200 лет на земном шаре исчезло 100 видов млекопитающих. В настоящее время почти 600 видам и формам позвоночных угрожает исчезновение, если не будут приняты срочные меры по их охране. Знаете ли вы, ребята, какие звери водятся в наших лесах и надо ли их охранять?
В далеком прошлом на территории нашей страны было несметное количество пушных зверей, всевозможной пернатой дичи, ценных пород рыб. Однако с течением времени хищнический промысел и постоянная охота на животных, а также ухудшение условий их существования в результате бесплановой вырубки лесов, распашки целинных земель, загрязнения и обмеления рек и других изменений привели к резкому снижению численности многих видов животных, а в других случаях – к полному исчезновению некоторых из них.
За уничтожение животных дают штраф. Каких животных надо охранять?
Дети показывают картинки с изображением исчезающих животных.
Чтец. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Ведущий. Зимой снег закрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Ребята, что надо сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Сделать кормушки.)
Чтец. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Ведущий. В «Красную книгу» занесено очень много трав. Травы по-разному можно оценить. С одной стороны, - это сорняки, если они растут на посевах зерновых, овощных культур. С другой стороны, травы, растущие на лугах и пастбищах, - основной корм для скота. Есть лекарственные травы, есть ядовитые. Лекарственные травы используются для медикаментов. В медицине используется примерно около 180 видов лекарственных растений. Запомните эти травы, ребята.
Ребята показывают открытки с лекарственными травами, называя их.
Чтец. Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Чтец. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понятно было едва ли, Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны И не будет красоты.
Чтец. Все-все на свете, на свете нужны, И Мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд , Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки - не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны!
Чтец. Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
Монолог природы
Я – природа. Я великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить – в моей все это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и захода,
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой… И наконец,
Солнцем прокаленный рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
В заключение утренника можно провести викторину «Знаете ли вы природу?»