Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов на экологическую тему. Цель мероприятия: воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Экологический утренник
« Земля – наш дом родной»
Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе
Ход утренника
- Ведущий:
Сегодня мы с вами собрались поговорить о природе. Когда вы входите в лес, вас окружают не только деревья, травы, кустарники. Из-за каждой травинки, с каждой ветки за вами наблюдают тысячи внимательных глаз. Кто ты, человек? С чем пришёл в наш дом- с добром или со злом? Что ты знаешь о нас?
Чтобы любить природу, нужно знать её, понимать её язык. Так что же это такое природа? Как вы это понимаете?
( фильм о природе)
Есть просто храм,
А есть природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток, не оскверняй её святынь.
- Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.
1 чтец: Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
« Ты скорей, дружок,расти»
Отвечаю травам я, отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
« Здравствуй, Родина моя!»
- Вспомним слова М. Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
У леса открытая душа, он прекрасен и щедр. Его гостеприимству нет предела. Он хорош ещё и тем, что в нём как бы умываешься, становишься чище душой. Хочешь сделать что –то большое и очень нужное людям, родному краю.
- Смотрим фильм о красоте природы ( релаксация)
2 чтец. С целым миром спорить я готов
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
3 чтец: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Как лучше сберечь природные богатства? Лес требует к себе бережного отношения. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, не залитый костёр – и пошёл по лесу гулять огонь.
4 чтец. Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костёр
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
5 чтец: Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл
И, как испуганная стая белок рыжих,
он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
6 чтец: Того, кто в лес войдёт как враг
Затем, чтоб гнёзда разорять,
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать!
Но если ты придёшь как друг,
Всё будет радостно вокруг,
И много сказочных чудес
Тебе покажет старый лес.
- А сейчас мы на минуточку заглянем в сказочный лес на юбилей одной жительницы леса. Отгадайте, кто это?
Нос крючком, волосы торчком
В ступе летает
Малых деток пугает ( Баба Яга)
Б.Я.: Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень рада видеть вас на моём юбилее. Ох уж эта старость. Все косточки болят.
Ведущий: Ребята, мы с вами попали на день рождения. Так давайте порадуем Бабу Ягу и споём для неё «Каравай»
( дети водят хоровод вокруг Яги и поют « Каравай-каравай»)
Вед.: А что это ты Баба Яга такая разнесчастная?
Б.Я.: Да, вот, касатики мои, грустно мне оттого, что не могу я вас в своём лесу порадовать. Не справляюсь я.
Вед.: Да что случилось-то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?
Б.Я.: Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу становится и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей в лес приходит, а как вести себя не знают.
Вед.: А давайте, ребята, поможем Бабе Яге?
( Дети убирают мусор ( бутылки, пакеты, бумага) )
А что можно сделать , например, из пластиковых бутылок? Знаете?
( проект Свиридюк Кристины)
Вед.: Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать правила поведения в лесу. Давайте и мы с вами вспомним эти правила.
( уч-ся называют правила поведения на природе:
- Не разорять гнёзда.
- Не брать птенцов из гнезда
- не ломать ветки, не рвать цветы
- не оставлять после себя мусор
- не разоряйте муравейники)
6 чтец: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели, чтобы были голубыми небеса
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
Вед.: А мне хочется, чтобы мы с вами тоже радовались солнцу, любовались красотой нашей природы, отдыхали, играли.
А сейчас конкурсы знатоков природы.
- « Продолжи примету»
- Сова кричит к ….(холоду)
- Синичка с утра начинает пищать …( к морозу)
- Воробьи в пыли купаются. ( к дождю)
- ласточки низко над водой летают… ( к дождю)
2. Конкурс « Кто больше?»
- 2 участников по очереди называют птиц
- участников называют деревья.
3.Участникам вручается набор букв. Нужно составить название птицы.
( свиристель)
4.Конкурс загадок о животных и птицах.
5. конкурс « Третий лишний»
Карточки со словами:
Белый гриб, шампиньон, мухомор.
Кукушка. дрозд, лиственница
Кошка, корова, заяц
Иволга, полёвка, дятел.
Волчья ягода, слива, крыжовник.
6. Угадай, кто?
У ведущего в руках несколько рисунков животных. Участник берёт по одному рисунку, не показывая сопернику. Необходимо составить небольшое описание или рассказ о конкретном животном, не называя его, а соперник должен угадать.
7. Разгадать кроссворды по теме « Животные», « Растения», « Явления природы»
8. Знаете ли вы?
- За день муравьиная семья уничтожает 1 кг вредящих лесу насекомых.
- Змеиный яд используют для лечения некоторых заболеваний
-Детёныш медведя рождается весом всего лишь 500 граммов и помещается на ладони человека
- Медведи не совсем правильно считаются неуклюжими. Большие медведи, когда им нужно, быстры и ловки. Медведь хорошо плавает.
- Все кузнечики «пьют» при помощи крыльев, у всех «уши» на передних ногах
- Орлы издавна были символом мужества и силы. К сожалению, эта птица встречается всё реже и реже, поэтому занесена в Красную книгу.
- А почему эту книгу называют Красной?
Ведущий: Молодцы! Можно много говорить о пользе растений и животных. Вы много знаете. Поэтому во имя жизни на Земле, во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений и животных – бесценного дара природы!
7 чтец: Читает стихотворение Н.А. Заболоцкого. « Просьба»
Ведущий: Берегите эту землю, эту воду
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Мы прощаемся с вами, благодарим всех за внимание.