Просмотр содержимого документа
««Основные трудности использования проектной деятельности в начальной школе».»
«Основные трудности использования проектной деятельности
в начальной школе».
Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС.
Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.
Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. На наш взгляд это связано с неготовностью внедрения метода проектов с одной стороны педагогами, с другой – учениками.
Преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах его реализации.
В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.
Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Для формирования у учащихся данных умений можно использовать прием «Дерево целей».
На третьем этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей. Автор книги «Латеральное мышление» Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать ответы на данном этапе /2/. Ведь критикуя, мы рискуем потерять в лице учеников генераторов идей. Гипотезы должны анализироваться и подвергаться выбору только после «мозговой атаки», а не во время ее проведения.
Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями.
Первая из них заключается в неумении учениками составлять план деятельности. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятиях по русскому языку и литературному чтению - предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике - дать задание, написать план решения задачи. Вторая трудность, с которой может столкнуться учитель – это неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др. /5/
На следующем этапе проектной деятельности – выполнение проекта - преподаватели очень часто сталкиваются с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многими педагогами используются памятки, например, «Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке», «Работа с литературными источниками» и др.
На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Многие педагоги забывают об этом и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить школьника рефлексии. Для оценки процесса и результата проектной деятельности учащимся могут помочь вопросы /1/:
Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?
Мы считаем, что проектная деятельность в начальном звене может быть эффективна только при наличии у младших школьников готовности к выполнению этой деятельности, под которой понимаем сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относится: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться. Определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи, а также опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для должной организации проектной деятельности в начальной школе.
Таким образом, можно предположить, что метод проектов – один из самых востребованных в условиях нового ФГОС. Однако данный вопрос требует решения определенного круга проблем, возникающих в педагогической практике, которые преодолимы, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является эпизодическим явлением.
Литература:
Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. // Иностранный язык в школе. – 2005.-№8.
Боно Э. Латеральное мышление.- Минск: ООО «Попурри», 2005.
Григорьева Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.