kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные трудности использования проектной деятельности в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные трудности использования проектной деятельности в начальной школе».»

«Основные трудности использования проектной деятельности

в начальной школе».


Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС.

Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. На наш взгляд это связано с неготовностью внедрения метода проектов с одной стороны педагогами, с другой – учениками.

Преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах его реализации.

В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.

Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Для формирования у учащихся данных умений можно использовать прием «Дерево целей».

На третьем этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей. Автор книги «Латеральное мышление» Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать ответы на данном этапе /2/. Ведь критикуя, мы рискуем потерять в лице учеников генераторов идей. Гипотезы должны анализироваться и подвергаться выбору только после «мозговой атаки», а не во время ее проведения.

Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями.

Первая из них заключается в неумении учениками составлять план деятельности. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятиях по русскому языку и литературному чтению - предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике - дать задание, написать план решения задачи. Вторая трудность, с которой может столкнуться учитель – это неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др. /5/

На следующем этапе проектной деятельности – выполнение проекта - преподаватели очень часто сталкиваются с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многими педагогами используются памятки, например, «Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке», «Работа с литературными источниками» и др.

На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Многие педагоги забывают об этом и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить школьника рефлексии. Для оценки процесса и результата проектной деятельности учащимся могут помочь вопросы /1/:

Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?

Мы считаем, что проектная деятельность в начальном звене может быть эффективна только при наличии у младших школьников готовности к выполнению этой деятельности, под которой понимаем сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относится: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться. Определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи, а также опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для должной организации проектной деятельности в начальной школе.

Таким образом, можно предположить, что метод проектов – один из самых востребованных в условиях нового ФГОС. Однако данный вопрос требует решения определенного круга проблем, возникающих в педагогической практике, которые преодолимы, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является эпизодическим явлением.


Литература:

  1. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. // Иностранный язык в школе. – 2005.-№8.

  2. Боно Э. Латеральное мышление.- Минск: ООО «Попурри», 2005.

  3. Григорьева Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Основные трудности использования проектной деятельности в начальной школе».

Автор: Сивцева Людмила Николаевна

Дата: 26.05.2020

Номер свидетельства: 551468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая прграмма "Проектная деятельность" "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-prghramma-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "228027"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441046388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства