kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нужно ли помогать птицам зимой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение птиц, которые зимуют в нашей местности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нужно ли помогать птицам зимой?»


Я - исследователь

Направление.



Нужно ли помогать птицам зимой?



Автор: Гаврилова Диана Витальевна, ученица 3 класса

МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики



Руководитель: Ротманова Вера Егоровна, учитель начальных классов МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики



Введение

Мы живём в деревне Мемеши Чебоксарского района. На территории нашей местности имеются леса, лесопосадки, где обитают разные птицы.

По своим наблюдениям и рассказам Веры Егоровны мы узнали, что многие птицы осенью улетают в тёплые края, потому что им зимой не хватает корма.

Но некоторые птицы – зимующие - живут у нас всю зиму. Каждый день по дороге в школу и домой или, когда гуляем, мы можем наблюдать на улице птиц: на ветках деревьев, во дворе возле построек и домов, на дороге. Конечно, интересно и забавно за ними наблюдать. Мы изучаем предмет «Окружающий мир» и немного узнали о зимующих птицах. Нам захотелось больше узнать о птицах, обитающих в нашей местности. Этому посвящено наше исследование.

Если мы узнаем, какие птицы живут в нашей местности, что они кушают зимой, как им удаётся выжить зимой, то мы сможем им помочь. Полученные знания помогут нам сохранить как можно больше птиц в природе.

Цель работы: Изучить птиц, зимующих в нашей местности и ответить на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»

В связи с этим мы поставили задачи:

1. Провести наблюдение за птицами, зимующими в нашей местности.

2. Составить краткое описание птиц по плану: внешнее описание, гнездо птицы, пение птицы.

3. Выяснить чем питаются птицы зимой, какой корм им больше нравится.

4. Ответить на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»

Основная часть. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У птиц есть крылья. На крыльях у них тоже перья. Они крепятся одним концом глубоко в кожу, другим плотно прилегают друг другу. Перья имеют первостепенное значение для полёта, они предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения. На ногах у птиц кожа в виде чешуек.

Зимой многие птицы зимуют в наших краях, они не улетают, как другие в тёплые края. Их называют зимующие. Это - синицы, воробьи, дятлы, галки, вороны, голубь. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд. Не все птицы могут найти для себя необходимый корм зимой. Это для них самое голодное и холодное время. Поэтому им нужно помогать зимой. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых, опасных для растений. Значит и летом, они будут продолжать охранять сады, наши растения в огороде. Чтобы помочь птицам зимой, нужно сделать для них кормушки и подкармливать их подходящим кормом. Только надо запомнить, что семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц подойдут только крошки белого хлеба. Для синиц хороши кусочки несолёного сала.

Птицы создают красоту природы. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – это тайна и красота. Их перья переливаются всеми цветами радуги. (1)

Наблюдения мы проводили в селе Янгильдино во дворе школы, во время прогулок по дороге домой и в школу, на экскурсиях и уроках «Окружающего мира». Наблюдения проводились с декабря по февраль.

Сначала мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.

Мы задали учащимся вопросы и получили их ответы. (Приложение 2)

Из ответов ребят мы узнали только о некоторых птицах. Мы решили сами понаблюдать за ними. Объектами наблюдений стали птицы, зимующие в нашей местности. Наталия Николаевна записывала наши наблюдения, потом мы вместе обсуждали и составляли описания птиц по плану, подбирали картинки, делали фотографии.

Описание птиц.

Воробей. Маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Ножки короткие, но сильные. Хвостик держит поднятым вверх.

Своё жилище строит поблизости с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Иногда он захватывает чужое – скворечник или ласточкино гнездо.

Часто мы слышим весёлое чириканье этих маленьких пташек.(1)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда! (В. Степанов)

Ворона. Чёрная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, крепкие сильные ноги. Ходит она важно. Клюв крепкий, большой. Днем птицы промышляют в деревне, а на ночь улетают и ночуют в гнёздах на деревьях. Все могут отличить громкое карканье вороны.(1)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар-кар! (Э. Шим)

Голубь. Тело небольшое плотное. Оперение шеи и груди фиолетово – зеленое. На крыльях широкие черные полосы. Живут они стаями. Гнезда строят под крышей, на чердаках, деревьях.

Голуби воркуют. (1)

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек.

Ей даём семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (В. Степанов)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.(1)

Живёт в дуплах деревьев. Пение дятла перекликается со стуком.

Дятел – вежливая птица,

Это знает старый лес.

Он к букашке постучится,

А потом букашку съест.

Тук-тук, трясётся сук,

Тук-тук, несётся стук!

Фыр-фыр, шестнадцать дыр,

Др-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!... (Э. Шим)

Синица. Синицы - красивые птички размером с воробья. На голове черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска–галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнездо у птички в дуплах дятлов, в углублении гнилых пней, стволов.

Назвали её так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции», похоже на звон серебряного колокольчика.(2)

-Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? (В. Степанов)

Сорока. Эта птица-непоседа, её знают все и называют своим именем сорока, стрекотунья-белобока. Крупная птица с красивым черно-белым оперением, на самом деле зеленовато-синим. Хвост чёрный длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Любит прыгать с места на место, ходит небольшими шажками с приподнятым хвостиком. Гнездо сорока строит на дереве или кусте. Легко запоминается голос сороки – резкое стрекотание. (1)

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая! (В. Степанов)


Поползень. Птица-акробат, лазает по деревьям, может спускаться по стволу вниз головой и отлично бегает вокруг него. Небольшая серенькая птичка. От верхней части клюва через глаза проходит чёрная полоска. Хвост - точно обрубленный. Сами выдолбить дупло они не в состоянии, часто использует старое гнездо дятла. Издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью». (1)

Он белкой кружится по древу,
Как дятел долбит по коре,
Вниз бегает, направо, влево,
Выискивая корм себе.
Орешки в щёлочки ствола
Заправски клювиком вбивает,
А как придёт потом зима,
Их поедая, выживает.
Когда же поползень сидит,
То песенку поёт: Твит-твит!
У них что, тоже интернет?
Кто знает на вопрос ответ? (С. Прилуцкий)

Вывод: Оказывается, что все зимующие птицы имеют пушистое, тёплое оперенье, не длинный, толстый и крепкий клюв, сильные ноги. Строят гнездо сами или занимают свободные гнёзда других птиц. Им не страшна зима. Круглый год можно услышать пение этих птиц, у каждой птицы свои песни.

Корм для птиц. С наступлением холодов насекомые прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов и построек; на ветках деревьев и кустарников остались почки, ягоды, плоды и семена; из-под снега торчат сухие стебли трав, на верхушках которых остались семена. Этими плодами, семенами, почками и насекомыми кормятся птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью. Многие птицы отыскивают корм около жилья человека. И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. Важно помочь маленьким птицам, как воробей и синица. Можно сделать кормушки и устраивать для них столовые. Люди развешивают кормушки во дворе или в саду на ветки деревьев. Мы выяснили, что в каждом дворе, где есть школьник в нашей деревне, есть кормушки. Мы сами тоже сделали кормушки, повесили во дворе дома и в школе. Только не надо забывать каждый день насыпать корм.

Важно не только сделать кормушку, но и знать, смогут ли ваш корм есть птицы. Мы смотрели за птицами, следили какая птица, что любит.

Семена подсолнечника - любят все птицы.

Семена овса – синички.

Семена арбуза - синицы, поползни.

Пшено, просо – воробьи, синички.

Семена тыквы, дыни, кабачков – поползни, синицы, воробьи.

Кедровые орешки – поползни, дятлы.

Ягоды рябины, калины – снегири, свиристели.

Семена льна – любят все птицы.

Семена клевера – воробьи, синицы.

Сухие хлебные крошки нравятся всем птичкам.

«Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»

Птицы являются санитарами леса, сада и огорода. Птицы – наши помощники, защитники наших лесов, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Зимой нужно помогать нашим маленьким помощникам.

Вывод: Невозможно представить нашу Землю без птиц! Поэтому хотим к вам обратиться словами поэта А. Яшина:

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Результат:

  1. Составили краткое описание 7 птиц, зимующих в нашей местности.

  2. Выяснили, какой корм нужен птицам, что им больше нравится.

  3. Ответили на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»

В дальнейшем мы планируем продолжить начатое исследование с тем, чтобы узнать, какие ещё птицы обитают в наших краях зимой, а также хотим выяснить, отличается ли их жизнь летом.



Список литературы

  1. Балбышев И.Н. Из жизни леса.- Издательство Ленинград «Лениздат».- 1987г.- 175с.

  2. Клепинина З.А. Природоведение.- Издательство Москва «Просвещение».-1977г.- 126с.

  3. ПлешаковА.А Зеленые страницы.- Издательство Москва «Просвещение».- 2012г. – 224с.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. - Издательство Москва «Просвещение».- 2017г.

Приложение 1

Воробей


Ворона

Поползень

Голубь


Сорока

Дятел

























Приложение 3





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Нужно ли помогать птицам зимой?

Автор: Ротманова Вера Егоровна

Дата: 18.11.2018

Номер свидетельства: 486252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное занятие в рамках ФГОС "Поможем птицам зимой" "
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-zaniatiie-v-ramkakh-fgos-pomozhiem-ptitsam-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "142834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418375513"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "«Дикие птицы зимой»"
    ["seo_title"] => string(19) "dikiie_ptitsy_zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "372591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482430429"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Экологический проект  «Птицы - наши друзья» "
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskii-proiekt-ptitsy-nashi-druz-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "187570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426528251"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Открытый урок "Жизнь птиц зимой""
    ["seo_title"] => string(31) "otkrytyi-urok-zhizn-ptits-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "286348"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454328633"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Зима покой природы. "
    ["seo_title"] => string(18) "zima-pokoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "108480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403708249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства