Просмотр содержимого документа
«Нужно ли помогать птицам зимой?»
Я - исследователь
Направление.
Нужно ли помогать птицам зимой?
Автор: Гаврилова Диана Витальевна, ученица 3 класса
МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики
Руководитель: Ротманова Вера Егоровна, учитель начальных классов МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики
Введение
Мы живём в деревне Мемеши Чебоксарского района. На территории нашей местности имеются леса, лесопосадки, где обитают разные птицы.
По своим наблюдениям и рассказам Веры Егоровны мы узнали, что многие птицы осенью улетают в тёплые края, потому что им зимой не хватает корма.
Но некоторые птицы – зимующие - живут у нас всю зиму. Каждый день по дороге в школу и домой или, когда гуляем, мы можем наблюдать на улице птиц: на ветках деревьев, во дворе возле построек и домов, на дороге. Конечно, интересно и забавно за ними наблюдать. Мы изучаем предмет «Окружающий мир» и немного узнали о зимующих птицах. Нам захотелось больше узнать о птицах, обитающих в нашей местности. Этому посвящено наше исследование.
Если мы узнаем, какие птицы живут в нашей местности, что они кушают зимой, как им удаётся выжить зимой, то мы сможем им помочь. Полученные знания помогут нам сохранить как можно больше птиц в природе.
Цель работы: Изучить птиц, зимующих в нашей местности и ответить на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»
В связи с этим мы поставили задачи:
1. Провести наблюдение за птицами, зимующими в нашей местности.
2. Составить краткое описание птиц по плану: внешнее описание, гнездо птицы, пение птицы.
3. Выяснить чем питаются птицы зимой, какой корм им больше нравится.
4. Ответить на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»
Основная часть. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У птиц есть крылья. На крыльях у них тоже перья. Они крепятся одним концом глубоко в кожу, другим плотно прилегают друг другу. Перья имеют первостепенное значение для полёта, они предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения. На ногах у птиц кожа в виде чешуек.
Зимой многие птицы зимуют в наших краях, они не улетают, как другие в тёплые края. Их называют зимующие. Это - синицы, воробьи, дятлы, галки, вороны, голубь. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд. Не все птицы могут найти для себя необходимый корм зимой. Это для них самое голодное и холодное время. Поэтому им нужно помогать зимой. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых, опасных для растений. Значит и летом, они будут продолжать охранять сады, наши растения в огороде. Чтобы помочь птицам зимой, нужно сделать для них кормушки и подкармливать их подходящим кормом. Только надо запомнить, что семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц подойдут только крошки белого хлеба. Для синиц хороши кусочки несолёного сала.
Птицы создают красоту природы. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – это тайна и красота. Их перья переливаются всеми цветами радуги. (1)
Наблюдения мы проводили в селе Янгильдино во дворе школы, во время прогулок по дороге домой и в школу, на экскурсиях и уроках «Окружающего мира». Наблюдения проводились с декабря по февраль.
Сначала мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.
Мы задали учащимся вопросы и получили их ответы. (Приложение 2)
Из ответов ребят мы узнали только о некоторых птицах. Мы решили сами понаблюдать за ними. Объектами наблюдений стали птицы, зимующие в нашей местности. Наталия Николаевна записывала наши наблюдения, потом мы вместе обсуждали и составляли описания птиц по плану, подбирали картинки, делали фотографии.
Описание птиц.
Воробей. Маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Ножки короткие, но сильные. Хвостик держит поднятым вверх.
Своё жилище строит поблизости с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Иногда он захватывает чужое – скворечник или ласточкино гнездо.
Часто мы слышим весёлое чириканье этих маленьких пташек.(1)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда! (В. Степанов)
Ворона. Чёрная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, крепкие сильные ноги. Ходит она важно. Клюв крепкий, большой. Днем птицы промышляют в деревне, а на ночь улетают и ночуют в гнёздах на деревьях. Все могут отличить громкое карканье вороны.(1)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар! (Э. Шим)
Голубь. Тело небольшое плотное. Оперение шеи и груди фиолетово – зеленое. На крыльях широкие черные полосы. Живут они стаями. Гнезда строят под крышей, на чердаках, деревьях.
Голуби воркуют. (1)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек.
Ей даём семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (В. Степанов)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.(1)
Живёт в дуплах деревьев. Пение дятла перекликается со стуком.
Дятел – вежливая птица,
Это знает старый лес.
Он к букашке постучится,
А потом букашку съест.
Тук-тук, трясётся сук,
Тук-тук, несётся стук!
Фыр-фыр, шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!... (Э. Шим)
Синица. Синицы - красивые птички размером с воробья. На голове черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска–галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнездо у птички в дуплах дятлов, в углублении гнилых пней, стволов.
Назвали её так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции», похоже на звон серебряного колокольчика.(2)
-Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? (В. Степанов)
Сорока. Эта птица-непоседа, её знают все и называют своим именем сорока, стрекотунья-белобока. Крупная птица с красивым черно-белым оперением, на самом деле зеленовато-синим. Хвост чёрный длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Любит прыгать с места на место, ходит небольшими шажками с приподнятым хвостиком. Гнездо сорока строит на дереве или кусте. Легко запоминается голос сороки – резкое стрекотание. (1)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (В. Степанов)
Поползень. Птица-акробат, лазает по деревьям, может спускаться по стволу вниз головой и отлично бегает вокруг него. Небольшая серенькая птичка. От верхней части клюва через глаза проходит чёрная полоска. Хвост - точно обрубленный. Сами выдолбить дупло они не в состоянии, часто использует старое гнездо дятла. Издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью». (1)
Он белкой кружится по древу, Как дятел долбит по коре, Вниз бегает, направо, влево, Выискивая корм себе. Орешки в щёлочки ствола Заправски клювиком вбивает, А как придёт потом зима, Их поедая, выживает. Когда же поползень сидит, То песенку поёт: Твит-твит! У них что, тоже интернет? Кто знает на вопрос ответ? (С. Прилуцкий)
Вывод: Оказывается, что все зимующие птицы имеют пушистое, тёплое оперенье, не длинный, толстый и крепкий клюв, сильные ноги. Строят гнездо сами или занимают свободные гнёзда других птиц. Им не страшна зима. Круглый год можно услышать пение этих птиц, у каждой птицы свои песни.
Корм для птиц. С наступлением холодов насекомые прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов и построек; на ветках деревьев и кустарников остались почки, ягоды, плоды и семена; из-под снега торчат сухие стебли трав, на верхушках которых остались семена. Этими плодами, семенами, почками и насекомыми кормятся птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью. Многие птицы отыскивают корм около жилья человека. И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. Важно помочь маленьким птицам, как воробей и синица. Можно сделать кормушки и устраивать для них столовые. Люди развешивают кормушки во дворе или в саду на ветки деревьев. Мы выяснили, что в каждом дворе, где есть школьник в нашей деревне, есть кормушки. Мы сами тоже сделали кормушки, повесили во дворе дома и в школе. Только не надо забывать каждый день насыпать корм.
Важно не только сделать кормушку, но и знать, смогут ли ваш корм есть птицы. Мы смотрели за птицами, следили какая птица, что любит.
«Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»
Птицы являются санитарами леса, сада и огорода. Птицы – наши помощники, защитники наших лесов, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Зимой нужно помогать нашим маленьким помощникам.
Вывод: Невозможно представить нашу Землю без птиц! Поэтому хотим к вам обратиться словами поэта А. Яшина:
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Результат:
Составили краткое описание 7 птиц, зимующих в нашей местности.
Выяснили, какой корм нужен птицам, что им больше нравится.
Ответили на вопросы «Какие птицы нашей местности остаются зимовать, и нужно ли им помогать?»
В дальнейшем мы планируем продолжить начатое исследование с тем, чтобы узнать, какие ещё птицы обитают в наших краях зимой, а также хотим выяснить, отличается ли их жизнь летом.
Список литературы
Балбышев И.Н. Из жизни леса.- Издательство Ленинград «Лениздат».- 1987г.- 175с.
Клепинина З.А. Природоведение.- Издательство Москва «Просвещение».-1977г.- 126с.
ПлешаковА.А Зеленые страницы.- Издательство Москва «Просвещение».- 2012г. – 224с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. - Издательство Москва «Просвещение».- 2017г.