Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема: «Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти,, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
Ход занятия:
Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
Логопед: Рассмотрите картинки, как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
Дети: птицы
Логопед: правильно.
– Как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
Ответы детей
Рассматривание картинок
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
Логопед: Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети: большая, черная, важная, хитрая.
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он?
Дети: маленький, серенький, шустрый, быстрый.
Логопед: Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
Дети: Голубь большой, сизый, воркующий.
– Какие это птицы?
– Почему их так называют?
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Логопед: Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла.
На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
Логопед: Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
– Какой птички не стало?
Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
Логопед: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей
Составление предложений по картине
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
Итог занятия
Логопед: Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Ответы детей