Внеклассное занятие. Во 2 « А» классе МБОУ СОШ № 63 « Поможем птицам зимой!»
Учитель: Крючкова С. Н.
« Поможем птицам зимой!»
Цели занятия:
• обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
• расширить знания детей о зимующих птицах;
• воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование:
• Картинки с изображением птиц: воробьи, дятел, ворона, кормушки для птиц; таблицы: перелетные птицы, зимующие птицы;
• слова с названием семян;
• выставка рисунков “Птицы зимой”;
• цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу .О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы должны догадаться. Тема спрятана в загадке.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
(Слайд 1)
3. Сообщение темы:
Сегодня на занятии наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. Слова “Птицы зимой”Класс делится на три команды и выбирает себе название .Учитель задает вопросы командам по очереди.За правильный ответ команда получает рисунок с изображением зимующей птицы .На магнитной доске три нарисованных кормушки .У какой команды будет больше птиц , та и будет победителем.
4. Разминка. (таблица с изображением птиц.)
А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.
• Тело покрыто шерстью.
• Тело покрыто перьями (+)
• Есть зубы
• Есть клюв (+)
• Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
• Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
• Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
• Перья на голове отличаются особой длиной (+)
• Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
( слайд 2)
6. “Приветствие.”
- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) слово “зимующие” и соответствующие птицы.
Отгадайте загадки.
1.
Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)
( слайд 3)
2.
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
( слайд 4)
3.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…(воробей)
( слайд 4)
Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.
7. Зимующие птицы.
Назвать птицу по описанию.
1. Сероспиный, красногрудый,в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь).
( слайд 5)
2. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
(
3. Этих птиц легко узнать по большому хохолку. В окраске этих птиц есть яркие желтые , красные и черные пятна. Зимой издалека слышен тонкий нежный свист, из-за которого эти птицы и получили свое название. (Свиристель.)
8. Физминутка “Птички”
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
Составить мозаику птиц: синицы, снегиря, свиристеля.
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? (Легче раздобыть пищу.)
• Почему нужно помогать птицам зимой?
• Где ночуют птицы?
• Как мы им можем помочь?
9. Показ сделанных кормушек.
Демонстрация эксклюзивной кормушки, изготовленной ученицей 1-го класса Рыковой Юлей, совместно с родителями.
Презентация собственной кормушки учеником подготовительного класса Романюк Никиты.
Презентация кормушки, изготовленной способом «Плетенки» из веревки, учеником 3-го класса Зарубина Кирилла.
Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
11. Практическая работа.
У каждой команды на столе лежат названия семян:арбуза, тыквы, подсолнуха, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: “Покормить свою птицу ”.. Птицы: снегирь, свиристель.
Как ведут себя птицы во время морозов?
(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.)
Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.
12. Подведение итогов.Чтение детьми стихотворения
Покормите птиц зимой,
В конце занятия дети раскрашивают зимующих птиц .
13. Рефлексия: Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?
- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
Мы готовы помочь зимующим птицам!