Урок – Окружающий мир
Класс: 1
Учитель: Иванова Лариса Робиковна
Школа: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема: "Зима покой природы»
Цель: познакомить учащихся с зимними явлениями; научить отличать признаки зимы.
Задачи:
- научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь в трудные времена, (внимательно) заботиться о здоровье.
- развивать внимание, логическое мышление учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные: называют зимние изменения в природе.
Личностные: УУД: воспринимают важность учебного познания, как интеллектуального труда, имеют желание учиться; применяют правила делового сотрудничества.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания; умеют договориться и приложить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: DVD, иллюстрации с изображением зимней природы, учебник, рабочая тетрадь.
- Организационный момент.
- Сегодня нам предстоит интересное путешествие по тропинке здоровья.
- А с кем мы отравимся в это путешествие? С героем из мультфильма "Маша и медведь "(с Машей). Показать на тропинку здоровья
- Давайте настроимся на работу
- Чтобы получить первое задание выполним массаж головы и ушей, это поможет нам сосредоточиться. (Беру первую цифру в руки1).
- Маша приготовила для нас загадки. Отгадки, которых помогут нам определить тему урока.
II. Индивидуальная работа у доски. Пока мы будем отгадывать загадки
- (.Егор , Алия и Данилл ),будут работать у доски
III.Определение темы урока и постановка цели.
Отгадайте загадки :
Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам (мороз)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться
Нет, не звезды, а пушинки
Не пушинки, а снежинки (снежинки)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий лед (лед)
Мы отгадали загадки .
Посмотрим ,как ребята справились с заданием у доски,
Что получились- снежинки.
Красивые снежинки получились .
Почему зимой осадки выпадают в виде снега ?(Холодно)
Снег-это что (Замершая вода)
Мороз, снег ,снежинка .
-На какую тему наши слова (Зима)
-Вы правы.
Какая будет тема нашего урока
Открывается слайд1
Тема нашего урока» Зима покой природы»
А вы знаете ребята, Что все времена года называют особенно Весну –пробуждением ,Лето –расцветом . Осень –увядание.
А почему про зиму говорят покой природы .
Зимой все замирает
За один урок много про зиму не узнаем. Но постараемся познакомиться с признаками зимы и узнаем ,как изменяется жизнь растений и животных в холодное время года.
А почему Маша так тепло одета чтоб (не заболеть ,стало холодно;)
А что помогает нам
кроме одежды сохранить здоровье (закаливание ,занятие спортом).
Вот второе Машино задание.
Надо поработать в тетради. Слайд 2
Прежде , чем выполнять Машино задание ,давайте отдохнем
Поймай снежинки .Физкультминутка для глаз.
(беру 3 кружок)
- Откройте тетради № 3 стр.36
Обведи в тетради зимние виды спорта.
(санки, лыжи)
- Почему Маша отправилась по тропинке здоровья на лыжах .Легче передвигаться по снегу.)
- Самостоятельное применение знаний.
Отправляемся по тропинке здоровья дальше .(в руках третий кружок)
- Кто это – это птицы
- На какие группы мы делим птиц?
- Зимующее, перелетные (Слайд 3)
- Это, какие зимующие
А где перелетные,
Улетели в теплые края . Почему они улетели холодно, не хватает корма.
Слайд 4
Птицы, хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.
Причина в другом, голод.
Зимой исчезает большинство насекомых и птицам становиться труднее, добывать корм. Давайте посмотрим сценку.
Сценка "Разговор на лесной полянке", "Синица и Ворона" (дети в костюмах).
С.Б.р.: "Какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!".
Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете.
Ворона. Да вот пожаловаться хочу, холодно уж очень мне, мороз крепчает, еды нет.
Синица (вздыхает): Да и нам, синицам не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба не найдешь, голодный засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только десять. Бедные мои сестрички!
Ворона: Да и нам не легко.
Синица: А я недавно слышала новость, сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А на них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало.
Ворона: Врешь, синичка-сестричка. Не может быть такого.
Синичка: Да вон, видишь (показывает на кормушки). Многие ребята сделали кормушки.
Ворона: И правда.
Синичка: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все кормушки развесили и не забыли в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Ворона: Давай, конечно, попросим. А то в прошлую зиму чуть не умерла с голоду.
Синичка: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетаешь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята насыпать. Так и останешься голодной.
– О чем просила синичка? (Подкармливать)
–Иначе они погибнут от голода,и помочь им можем даже мы с вами ..
А как
- Такой у нас обычай
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок
- Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
- Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть…
- Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. Молодцы
- Чтобы справиться со следующими заданиям, обязательно нужно сделать физкультминутку.
Для глаз (Пройдись по стрелкам глазками).
Беру цифру 4 Надо открыть учебник на стр 86.
Слайд 5
"Вы должны найти на рисунке животных, о которых я загадаю загадки".
"Это следующее препятствие по тропинке здоровья дает Маша".
-
- Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет? (Белка)
– А что вы можете рассказать о белке. Слайд 6
В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избе. А покормиться ей помогают запасы, сделанные на зиму.
3.
- У кого нет берлоги.
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора (Заяц)
– А про зайца. Слайд 7
Заяц меняет шубку, на более теплую, меняет окраску, на зиму жилище себе не устраивает, запасов не делает. Проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается жесткой корой, ветками.
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (Лиса)
– Что интересного знаете про лису. Слайд 8
Лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.
Самостоятельная работа
Слайд 9
Молодцы продолжаем путешествие по тропинке здоровья с Машей ( беру сле- дующию цифру5).Перед вами деревья. Разбейте деревья на две группы. Назовите эти группы хвойные (ель, сосна) и лиственные (береза, дуб).
Вывод:
Зимой все деревья и кустарники без листьев. Они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света, нет тепла.
Итак, приблизились к последнему этапу нашего путешествия Беру кружок с цифрой 6.(Слайд 10)
Много веселых забав у детворы зимой.
Назовите их:
- Катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков.
- А эти занятия укрепляют здоровье .Молодцы справились со всеми задания Катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках,
- Это не только забавы ,а серьезные виды спорта .Слайд 11,12
- Люди соревнуются на специальных играх, которые называются олимпиадой
- Такая Олимпиада впервые проходит в нашей стране в Сочи.
- Туда приедут спортсмены со всего мира
Слайд 13 (Олимпийские игры) пройдут с 7 по 23 февраля в нашей стране
Символом олимпийских игр – пять сплетенных цветных колец – обозначают дружбу между людьми всех континентов.
- Спорт – это не только рекорд, это, прежде всего, спортивная площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения.
- Пусть еще до олимпийцев
- Вам дорога далека
- И сегодня сладкие
- медали вы получите пока, (Раздаются медальки»)их для вас приготовила Маша
А дальше куда Маша пошла (к Мишке) .
…Рефлексия: Слайд 14
Мы назвали много изменений, которые происходят в окружающем мире зимой. Какое из них главное (Похолодание).
–Перечислите основные признаки зимы.
- Что помогло нам справиться с преодолением всех препятствий? (Дружба, знания, крепкое здоровье).
- Что вы поняли
из сегодняшнего урока
надо помогать птицам, зимой им голодно.
- Что было самым интересным на уроке
- С наступлением зимы становится холодно.
- как вы будете укреплять здоровье
- (правильно одеваться заниматься зимними видами спорта)