| 2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. Слово «Друг» Когда ещё никто не знал ни слова Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова», Соседям древний человек привык. Привык показывать кулак или язык И корчить рожи, что одно и тоже. Но словом стал гортанный звук, Осмысленней лицо, умнее руки. И человек придумал слово друг. Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей- людей, которых я люблю,- Я никогда ничем не оскорблю, Не для того наш предок шёл сквозь мрак, Чтоб встретив друга, я кричал: «Дурак!» показывал язык или кулак И корчил рожи, что одно и тоже. (автор не установлен) «Требуется друг» А. Барто. Все живут – не тужат, А со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: « Ты дружи со мной одной» Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь я с Ильиной- стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать». А девчонка - на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» Не вставать же на колени уговаривать подруг Напишу я объявление: « Срочно требуется друг» - Как вы думаете, почему с героиней никто не хотел дружить? -А вы стали бы с ней дружить? -Кто же, по вашему настоящий друг? 3. Мозговой штурм «Дружба – это …». (5 мин). 1. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». Что означает слово «дружба»? Сообщение ребёнка: Владимир Иванович Даль в своём словаре дал следующее определение «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» Звучит песня «Дружба» (муз. В.Иванова, сл. В. Потоцкого) На доске плакат « Друг – это тот, кто…..» Чтение домашних сочинений «Мой лучший друг» - Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг – это старый плюшевый мишка с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе плохо. Исполнение песни «Если друг не смеётся…» Я стукнул Мишку по плечу, Что мне с ним интересно. А он меня: «Привет, молчун!» Слегка портфелем треснул… А я ему —щелчок по лбу, Что, мол, сегодня я приду. Он сдачи дал поспешно. Мол, приходи, конечно! У Мишки видели синяк! Так это верный дружбы знак! А у меня — две шишки, Подарочек от Мишки. Мы не девчонки «Сю-сю-сю», Не ходим парой чинно. Уж если дружим, так вовсю! Сурово! Как мужчины! Законы дружбы Первый закон дружбы: «Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен» Викторина: Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, мартышке, удаве и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (слонёнок) Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда) - Вызывает ли у вас уважение поступок девочки? «Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: « Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (малиновое варенье) - Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретёте себе друзей в лице литературных героев Второй закон дружбы: Не обзывай и не унижай своего друга. Жалоба Тронь её нечаянно – сразу: «Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул!» «Ой, я укололась», - слышен Сонин голос. «Мне попалось что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!» -Почему с такими детьми не хотят дружить? Третий закон дружбы: Умей признать свои ошибки и помириться с другом. Сценка «Буратино и Мальвина» Мальвина. – Здравствуй, Буратино! Буратино. – Здравствуй, Мальвина! Мальвина. – Почему ты сегодня невесел? Буратино. – Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушёл. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было? Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (ответы детей) Мальвина. – Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами. Буратино. - Я разве один так разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так?(шепчет) Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал!. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами друзей. -Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина? Мальвина. Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит» Запомните это. - Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро. Четвёртый закон дружбы: Умей с другом разделить радость и горе. Игра «Чей голос» 5.Работа с пословицами Старый друг лучше новых двух. Без беды друга не узнаешь. Друга на деньги не купишь. Сам пропадай, а товарища выручай. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет. 6. Кто же настоящий друг? Друг напомнил мне вчера, Я с Петровой подружилась! Сколько сделал мне добра. Я с ней сушкой поделилась. Карандаш мне дал однажды, Мы с Петровой после чтенья Я в тот день забыл пенал. Съели всё моё печенье. В стенгазете, чуть не в каждой,Я конфету ей отдам Обо мне упоминал. Всю! Не надо пополам! Я упал и весь промок. Но вот Петрова убежала, Он мне высохнуть помог. Когда закончилась еда. Он для милого дружка . А ведь вожатая сказала, Не жалел и пирожка. Что дружба – это навсегда… Откусить мне дал когда - то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт. Как вам нравится такая дружба? Нужны ли такие друзья? 7.Дружба мальчика и девочки. Мишка дёрнул за косичку Вылил клей ко мне в рюкзак. И сказала мне сестричка: «Это всё не просто так». Он поставил мне подножку, Он толкнул меня рукой. А подруга мне: «Возможно, От тебя он сам не свой». Он кидал в меня снежками, Он тетрадку мне порвал. А подруги мне сказали: «Мишка на тебя запал!» Он мне мелом стул измазал… «Всё! Его я отлуплю!» …У него синяк под глазом, Шишка у меня на лбу… А подружки все вздыхают И твердят мне вновь и вновь: «Ты счастливая такая, У тебя уже любовь». (А. Алексеева) Качалась Галя в гамаке И ела абрикосы. Почуяв сласть в её кульке, Слетелись злые осы. Раздался плач, раздался крик, Упал в траву кулёк. И Галя вмиг на землю прыг – И к даче наутёк. Серёжа веткой помахал, И разлетелись осы. Кулёк поднял, плоды собрал, Снёс Гале абрикосы. А мог бы лечь в гамак и съесть... Да, кавалеры всё же есть. (О. Григорьев) Кто же по-настоящему проявил себя как надёжный друг? Действительно ли важно любым способом обратить на себя внимание? Игра “Взаимное доверие” Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди… Вопросы: Как ты чувствовала себя, когда была слепой? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? А как ты ощущал себя в роли поводыря? |