Классный час на тему: «Без друзей так трудно жить на свете» (открытый)
2 класс
Цель: воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: сформулировать понятия «дружба», «друг»; определить правила настоящей дружбы; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей.
Коррекционно-развивающая: развивать навыки работы в сотрудничестве, навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, сопереживания, уважения друг к другу.
Оборудование: карточки - цветы с именами сказочных героев, плакат с качествами настоящего друга, карточки с правилами дружбы, «дом дружбы».
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас очень интересное занятие, нас ждет много увлекательных заданий и игр. Но для начала давайте подарим друг другу свои улыбки, чтобы наше настроение было отличным! Молодцы.
- Сегодня мы поговорим об очень важных взаимоотношениях в жизни человека. А о чем будет этот разговор, вы узнаете, если правильно расставите эти рассыпанные слова: Друзей без трудно так жить на свете! («Без друзей так трудно жить на свете!»)
- В нашем классе не всегда складываются дружеские взаимоотношения, поэтому мы сегодня не только узнаем, что обозначают слова «дружба» и «друг», но и сформулируем правила настоящей крепкой дружбы.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение о дружбе.
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
- Что такое «дружба», как вы поняли из стихотворения? В толковом словаре слово «друг» обозначает человека, который связан с кем-нибудь дружбой, а «дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. О дружбе придумано очень много пословиц. Давайте прочитаем некоторые из них и попробуем их объяснить.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Один за всех и все за одного.
3. Человек без друзей, что дерево без корней.
4. Дружба – как стекло: разобьешь – не склеишь.
- А сейчас обратимся к книгам и вспомним героев произведений, которые являются настоящими друзьями.
Игра «Кто с кем дружит?»
Каждый получает цветок, на котором написано имя героя сказки или мультфильма. Вы должны найти, кто с кем дружит, найти пару и встать рядом.
Чип – Дейл, Винни-Пух – Пятачок, Малыш – Карлсон, крокодил Гена – Чебурашка, Буратино – Мальвина.
Анализ ситуаций
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Послушайте рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
2. Послушайте рассказ “Одинаковые”
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
3. Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
• Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
• Почему обе девочки густо покраснели?
- Итак, друг – это тот, кому можно доверять, кто не предаст, не подведет, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом, кто способен поддержать в трудную минуту и может вместе с тобой порадоваться удаче. А вот как сказал обо этом В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тебя тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
- Для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут)
Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг?
(На доске висит картинка с изображением мальчика, вокруг него написаны качества и черты характера людей):
- честность +
- обман –
- доброта +
- верность +
- грубость –
- взаимовыручка +
- предательство –
- преданность +
- надежность +
- справедливость +
- драчливость –
- ответственность +
- жадность –
- злость –
- доброжелательность +
- Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я вычеркиваю его.
- Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил. И сегодня мы с вами построим дом дружбы, где на каждом бревнышке будут написаны основные правила дружбы ( У каждого ученика карточка с правилом, выходят по очереди к доске, читают правило и прикрепляют его к дому):
- доверять другу;
- делиться новостями, успехами и неудачами;
- уметь хранить чужие тайны;
- помогать другу;
- защищать друга;
- всегда выполнять свои обещания.
- А еще, ребята, очень важно научиться мириться, если вы вдруг поссорились. Нужно уметь признавать свои ошибки, извиниться вовремя.
Поиграем в игру «Ссоримся и миримся».
- Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками, улыбаетесь друг другу и произносите мирилку: «Мирись, мирись и больше не дерись!» Молодцы.
Подведение итогов.
- Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашей встречи прошу каждого из вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял…»
Ребята, я думаю, что в нашем классе каждый из вас может научиться быть настоящим другом, и все вместе будем стараться, чтобы в нашем классе всегда царило согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание. Помните слова кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Спасибо за занятие.